C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Женская любовь. Краткий экскурс в прошлое. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Женская любовь. Краткий экскурс в прошлое.

 Судя по поэме Гомера «Илиада», представления о любви, о власти Эроса, которой подчинялись и боги, и смертные, все живое, обрели сугубо эстетический характер, с выделением красоты богинь и земных женщин как высшей ценности, спор о которой между Афиной, Герой и Афродитой и похищение Елены становится завязкой и фабулой поэмы.

Любовь у греков - чисто природное явление, браки заключаются не по любви, а по обычаю, это всего лишь жизненно необходимая сделка. В жены берут юных девушек, да с приданием, мужчины лет 30 и старше. Женщины ведут в еемье замкнутый образ жизни, от которого шалеют и для разрядки устраивают праздники, те же вакханалии. У мужчин любовь культивируется вне семьи, к их услугам проститутки, флейтистки и гетеры, а также мальчики. В последних двух случаях проступает культ красоты, что лежит в основе миросозерцания древних греков.

Не любовь, а красота женщины, наравне с красотой Космоса, становится мерой развития сущностных сил человека и искусства, а стремление к красоте, поклонение ей получает определение любви, величайшей сущности и первосущности жизни. Женская любовь, как бы не признанная в обычном укладе жизни, с рождением детей, культивируется как женская красота, по преимуществу как красота гетер, что сказывается непосредственно в зарождении и развитии классического искусства Эллады. Истории любви Перикла и Аспазии, Праксителя и Фрины тому прямые свидетельства.

Эпоха эллинизма внесет романтику и мистику в классическую эстетику, а Римская империя - культ силы и секса, с явлениями упадка и декаданса, с зарождением христианства, религии рабов, с отрицанием всех ценностей классической древности. Падение Римской империи обернулось для Европы цивилизационным и культурным коллапсом, долгим преодолением которого явились Средние века. Красота и любовь и прежде всего женская красота и любовь были преданы анафеме как языческие непотребства и искушение дьявола.

Но жизнь брала свое. Народы Европы, варвары, обращенные в христиан, культивировали в громадной степени языческие непотребства, сваливая свои прегрешения на дьявола и получая отпущение грехов. В это же время от Ближнего Востока до Магриба и Испании развертывались завоевания арабов, с распространением ислама, с яркими вспышками расцвета мысли и искусств. Воздействие Мусульманского Ренессанса сказывается на развитии Европы и пробуждении поэзии и философской мысли, с явлением в Италии Данте, любовь которого к Беатриче, зароненное в его сердце ее красотой, станет основой его поэтического творчества, предвестием эпохи Возрождения в странах Европы.

Эпоха Возрождения принесла не реабилитацию плоти, потребности которой всячески были извращены церковью, а любви и женской красоты, теперь в духе неоплатонизма и гуманизма. Проявления любви трактуются как поклонение женской красоте, именно ей даются определения в трактатах о красоте женщин, а любовь воспринимается как нечто природное, земное, чисто человеческое, трагикомическое. Любовь - чувство, желание, проявления сексуальности, здесь как бы все ясно, проделки Амура или дьявола, что облагораживается и одухотворяется поклонением женской красоте. (См. «Женщина эпохи Возрождения»).

В Новое время понятие женской красоты в рамках классицизма рационализируется, чего не примет романтическая эстетика, ориентированная в большей мере не на красоту, а на любовь, с эмансипацией женской любви, что всячески воспевается в прозе и в стихах, с зарождением в дальнейшем в русле реализма, романтизма и модернизма буржуазного романа, что ныне воспринимаются как телесериалы и дамские романы наших дней. Женская любовь и красота низведены из сфер неба и природы до подиумов и закулис шоу-бизнеса и повседневности с общедоступным набором модного ширпотреба.

Это хорошо, но все-таки как будто чего-то не хватает для души, когда впору запеть:

«Сердцу хочется ласковой песни
И хорошей, большой любви».

Женская любовь по природе своей смертна и бессмертна. Ее проявления могут быть в сфере поэтического творчества, как у Сафо, или жизнетворчества, как у Аспазии, или творчества и жизнетворчества, как у М.Ф.Андреевой («...И красавица и чудный человек»).

Чаще всего женская любовь вспыхивает и протекает «на незамеченной земле». Юная девушка из крестьянской семьи и среды выделяется как песенница; ее выдают замуж за крестьянского парня, который был отправлен в Москву еще мальчиком и служил в мясной лавке купца. Приехав жениться, он снова уедет, оставив жену у матери, которой полюбилась другая сноха; молодая женщина не выдержит притеснений и с сыном вернется в свою семью, где мальчика примут, а дочь отправят на заработки, в прислуги в Рязань, работницей на конфетную фабрику в Москве, где она станет просить у мужа развода, но тот, любя ее, не даст ни развода, ни воли (паспорта).

И ей придется лет через семь вернуться в дом мужа, где с отделением шурина она станет фактически хозяйкой, родит еще двух дочек, а сын ее закончит сельскую школу, пристрастившись к чтению и к писанию стихов. Это Сергей Есенин. По воспоминаниям его сестер их мать Татьяна Федоровна рассказывала им сказки, переходя на стихи; она пела русские народные песни, это само собой, она пела еще такие песни, что ее дети будут узнавать как романсы.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит...

Грамоты она не знала, но слова песни и стихи, услышав раз, запоминала сразу. Есенин вырос с младенческих лет в стихии русской песенной культуры так же непосредственно, как и природы. С детства хорошо пел и его отец Александр Никитич. Две певчей птицы прожили лучшие годы жизни в разлуке, с редкими встречами. Но песня звучала в их душах, отзываясь у детей. Это была любовь как врожденное чувство у матери и как поэтический дар у сына. Женская любовь, житейски несчастливая или будто ее не было, кроме неудачного замужества, обнаруживала себя в песне и, как Муза, подарила сыну волшебную свирель.

На Востоке, несмотря на падения царств и исчезновения цивилизаций в тысячелетиях, жизнь и культура развивались в русле нам более знакомой истории Древней Греции, которая исторически располагалась между Востоком и зарождающейся с нею Европой. Несмотря на специфические особенности, ситуация узнаваема по истории Эллады.

В городах-государствах Китая с сельским населением исстари пели сходной формы песни и гимны, из которых сложился сборник «Шицзин» - «Книга песен и гимнов». Из более трех тысяч записанных песен были отобраны триста пять, безусловно все они были тщательно обработаны, - это уже во времена Конфуция, которому приписывается отбор песен.

«Шицзин» состоит из четырех разделов: «Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны». Песни «ши» слагались и исполнялись одновременно с музыкальной мелодией и с танцем во время бытовых и религиозных обрядов, народных и придворных празднеств.

В первом разделе собраны сто шестьдесят стихотворений пятнадцати царств Китая. Это древнейшие лирические, трудовые, любовные песни, да с рифмой, впервые явившейся в мировой лирике именно в Китае. Здесь связь с фольклором прямая, многие песни распевают женщины. Вот строфа из «Песни забытой жены»:

Солнце и месяц, вы свет земле
Шлете, плывя в вышине!
Древних заветы забыл супруг,
Стал он суров к жене.
Или смирить он себя не мог -
Взор свой склонить ко мне?

Или «Песнь о невесте»:

Персик прекрасен и нежен весной -
Ярко сверкают, сверкают цветы.
Девушка, в дом ты вступаешь женой -
Дом убираешь и горницу ты.

И двух-трех тысячелетий как не бывало - всё сегодня и вечно, это свойство классической поэзии. Приведу кстати еще несколько песен, отдельные строфы, которые повторяются с небольшими изменениями.

         *  *  *
Цикада в траве зазвенит, запоет,
И прыгнет кузнечик зеленый - сверкнет!
Супруга давно уж не видела я,
И сердце тоскует - скорбит от забот.
Я знаю: лишь только увижу его,
Как боль в моем сердце утихнет - пройдет.

На южную гору взошла я - пора
Там папоротник молодой собирать.
Давно уж супруга не видела я -
Устало уж скорбное сердце страдать.
Я знаю: лишь только увижу его,
Как в сердце мне радость вернется опять.

    Песня невесты, отвергающей жениха.
Этой ночью роса увлажнила пути,
Рано ночью возможно ль идти?
Я скажу ему: много росы на пути.

Кто же скажет: клыков нет у мыши лесной,
Что прогрызла ограду в саду?
Кто же скажет, что ты не помолвлен со мной?
Ты меня призываешь к суду.
Что же, пусть ты меня призываешь к суду, -
За тебя все равно не пойду.

    Песня девушки, собирающей сливы.
Слива уже опадает в саду,
Стали плоды ее реже теперь.
Ах, для того, кто так ищет меня,
Мига счастливей не будет, поверь.

Сливы уже опадают в саду,
Их не осталось и трети одной.
Ах, для того, кто так ищет меня,
Время настало для встречи со мной.

Сливы опали в саду у меня,
Бережно их я в корзинку кладу.
Тот, кто так ищет и любит меня,
Пусть мне об этом скажет в саду.

А это уже песня о любви без учета помолвки и брака. Женские голоса из глубин тысячелетий. Впоследствии их слышишь все реже, хотя китайские певички или японские гейши, как и греческие гетеры, несомненно распевали песни и собственного сочинения.

Из японской литературы по теме этого эссе в моей памяти всплывает смутно-нежный образ придворной дамы Сэй-Сёнагон, оставившей «Записки у изголовья» (X-XI вв.). Это не дневник и не роман, скорее эссе чисто поэтического содержания о впечатлениях от природы, поэзии и жизни двора, при этом, как в фокусе, светится женская душа, сосредоточие которой любовь к красоте во всех ее проявлениях, хотя женщина сама, возможно, обойдена любовью, помимо ритуальной. Записи она вела, очевидно, от одиночества, пристально, в упор наблюдая жизнь вокруг нее, обладая даром слова, что выказывала и в сочинении стихов.

«Весною - рассвет.
Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу.

Летом - ночь.
Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темноте, все равно это восхитительно. Даже во время дождя - необыкновенно красиво.

Осенью - сумерки.
Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор. Вороны, по три, по четыре, по две, спешат к своим гнездам, - какое грустное очарование! Но еще грустнее на душе, когда по небу вереницей тянутся дикие гуси, совсем маленькие с виду. Солнце зайдет, и все полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад...

Зимою - раннее утро.
Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен, белый-белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега. Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, - так и чувствуешь зиму! К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!»

Все это, хотя и в прозе и как будто никому не обращено, лирика женской любви.


©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены