C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Короткие стихи о любви, или Эпиграммы. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Короткие стихи о любви, или Эпиграммы.

 Короткие стихи о любви, о женской красоте, о жизни, ныне столь востребованные, а также о смерти, о явлениях искусства и творчества в античности обозначали как жанр эпиграммы. Поначалу это были лаконичные надписи на могильной доске или поясняющие подписи к картинам и скульптурам, затем выделились как поэтический жанр. Различали несколько видов эпиграмм: надгробные - «эпитафии», эротические, философские - «гномы».

В эпоху Возрождения, с освоением классического наследия греков и римлян, эпиграмма сосредоточилась исключительно в сфере юмора и сатиры, что, впрочем, в природе античной эпиграммы. Вот одно из стихотворений Алкея:

Не всегда продувной
Бестией был Питтак
И беспечен умом.
Нам, главарям, клялся,
На алтарь положа
Руку, а сам берег
Злорадетелей родины,
И за тем лишь глядел,
Как бы предатели
Не открылись его
Давним союзникам.

Один из вождей демократической партии на острове Лесбос стал преследовать своих же сторонников, Алкей создает его портрет, который узнаваем нам по новейшей истории России. Сколько имен можно назвать, и каждый - Питтак.

Или у Анакреонта читаем:

            ПИРУЮЩИМ
Мил мне не тот, кто, пируя, за полною чашею речи
    Только о тяжбах ведет да о прискорбной войне;
Мил мне, кто, Муз и Киприды благие дары сочетая,
    Правилом ставит себе быть веселее в пиру.

Или у Ивика:

Только весною цветут цветы
Яблонь кидонских, речной струей
Щедро питаемых, там, где сад
Дев необорванный. Лишь весною
И плодоносные почки набухшие
На виноградных лозах распускаются.
Мне ж никогда не дает вздохнуть
Эрос. Летит от Киприды он, -
Темный, вселяющий ужас всем, -
Словно сверкающий молнией
Северный ветер фракийский,
Душу мне мощно до самого дна колышет
Жгучим безумием...

У мало известного нам Посидипа.

            ДЕВУШКЕ
Сами эроты в тот миг любовались Иренион нежной,
    Как из палат золотых Пафии вышла она.
Точно из мрамора вся и с божественным сходная цветом,
    Вся, от волос до стопы, полная девичьих чар.
И, поглядев на нее, с тетивы своих луков блестящих
    Много эроты тогда бросили в юношей стрел.

             НА ГЕТЕР
                  1
Чтимая Кипром, Киферой, Милетом, а также прекрасной,
    Вечно от стука копыт шумной Сирийской землей,
Будь благосклонна, богиня, к Каллистион! Ею ни разу
    Не был любивший ее прогнан с порога дверей.
                  2
Нет, Филенида! Слезами меня ты легко не обманешь.
    Знаю, милее меня нет для тебя никого,
Только пока ты в объятьях моих. Отдаваясь другому,
    Будешь, наверно, его больше любить, чем меня.

Вероятно, следует сделать выборку античных эпиграмм, вплоть до антологических стихотворений Пушкина «Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду...» или «В младенчестве моем она меня любила...». Здесь же мне важно определиться с жанром коротких стихотворений о любви как эпиграмм в античном духе, разумеется, в идеале. Здесь кстати и пародии на сочинения современных авторов, вплоть до SMS-сообщений.

             *  *  *
Не обещайте вечную любовь, -
Совет похвальный, -
Как повторять все вновь и вновь,
Когда Эрот нахальный
Покинет и не станет сил,
И свет не мил.

            *  *  *
Я люблю, когда любят меня:
Мое тело трепещет любя
Куртизанка ли я? Иль гетера?
Красотою своей я Венера!
Не Урания, Пандемос я.
Я люблю, когда любят меня.
   22 сентября 2010 года.

И в цикле собственно эпиграмм, сейчас вспомнил, есть стихи любовной тематики (2002 года).

            *  *  *
В России, вместо медальона,
Что так прельщает взор влюбленный,
      Явился крестик вновь,
      Как новая любовь
К старинным украшеньям.
Иль это с обращеньем?

            *  *  *
Коль женщины, мужчины тоже
      Обращены, похоже.
      В единый час
      Свет Разума погас.
И верит во спасенье уголовник,
В блаженства райские любовник.

         *  *  *
Любовь и даже секс
Ведь нынче и не грех.
Зачем же крест на шее?
Да ради украшенья!

           *  *  *
О диво! Взгляд влюбленный,
И, вместо медальона,
У свято-нежных мест
Поблескивает крест!
Иль это обращенье
И Бога обольщенье,
Признание в любви
С весенним пением в крови?

            *  *  *
С улыбкой, как у взрослой,
Вышагивает с папироской...
Вид ангельский, еще совсем юна,
     Ну, как сама весна.
«О, легкомысленная мода! -
Воскликнула Природа. -
Цветок беспечный губишь ты,
     Враг юной красоты!»

Добавление от 24 сентября 2010 года. Это надпись к барельефу "Гермес, Эвридика, Орфей" (V век до н.э.). Впервые обозначена возможная причина, почему Орфей при строжайшем запрете оглянулся.

    ГЕРМЕС, ЭВРИДИКА, ОРФЕЙ

                 I
На барельефе из глубин столетий -
Прекрасней нет творения на свете -
Орфей и Эвридика, и Гермес,
Какие есть, как чудо из чудес.
Гермес удерживает Эвридику,
Столь стройно-нежную, с прекрасным ликом:
« - Он оглянулся! - молвил  робко бог. -
А уговор неумолимо строг».
С возвратом к жизни испытав всю радость,
Его руки касаясь, счастья сладость,
Она не вняла богу, с ней Орфей
И музыка невозвратимых дней.
Разлука вновь сразила дух в поэте.
Зачем он оглянулся при запрете?
                 II
    Смысл барельефа мне открылся вдруг:
    Яд сладостный любовных мук.
    Из сумерков бесплотных теней
    Взойдя на свет земли весенней
    И тело ощутив, как стыд,
Смеясь, она заплакала навзрыд.
Ужель от счастия в руках Гермеса?
Орфея ослепила к богу ревность.
Запрет нарушив, оглянулся он:
Ее влюбленный взор и смерти стон
Увидел и услышал на прощанье.
Прости, о, нимфа! Скорое свиданье
Соединит, как песнь любви, нас вновь:
Аид озвучен, в нем царит Любовь.
    2 сентября 2010 года.


         СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
                   1
У жизни есть конец, какой ни есть.
       Ужасна роковая весть,
Когда в стихах стозвонных жизнь пропета,
Как на лугах весной, в начале лета
Хоры пернатых оглашают край,
Всю землю превращая в рай.
       Смежив устало веки,
       Уходим мы навеки.
Лишь у героев смерть красна.
А у поэта песня, как весна,
Вновь зазвенит у новых поколений,
И с нами он, Сергей Есенин,
Одетый пастушонком, словно Лель,
В руках его волшебная свирель.
                 2
И что прекрасней есть ли?
Звенит пленительная прелесть
Любви и грусти жизни всей
     Отрадой юных дней.
Выходит дуралей на сцену,
Борьбы сил мировых арену
Он песней заполняет до краев,
И сладко заструится кровь
До самых дальних небосклонов
         У миллионов...
Откуда взялся он такой-сякой?
Певец и франт, хорош собой,
Любимец женщин, что ни странно,
Но с метой роковою Дон-Жуана.
    Май 2010 года
©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены