Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Сокровища Византии.

 



Корни византийского искусства лежат в греко-римской античности. Но весь дух её художественной культуры совершенно иной,
часто противоположный античному. Наивысшего расцвета Византия достигает в эпоху правления императора Юстиниана (527 - 565 гг.).
Важнейшим центром художественной культуры в этот период становится Константинополь - столица государства.


Определяющую роль играет церковь и императорский двор. Византийский император - земной наместник Бога,
поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. Византийцы любили роскошь как элементу престижа,
стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы.


Огромную роль в формировании и развитии византийского искусства сыграло иконоборчество, косвенным результатом
которого стало бурное развитие орнаментальной структуры декора. В византийском искусстве есть черты сходства с мусульманским.
Это декоративизм, тяготение к линеарности. Господствующее ощущение покоя и величия в византийском искусстве обусловлено
его естественной консервативность и статичностью.


Византийских ювелирных украшений сохранилось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерелья.
В их декоре часто использовали драгоценные камни и жемчуг, эмали и чернь.


Россыпи цветных камней и золото, играющее объединительную роль, представляют своеобразный документ,
свидетельствующий о необычайной роскоши этой культуры. В ювелирном искусстве использовалось даже
больше камней и жемчуга, чем в Ранний Римский период.


Это видно уже на примере медальонов, где в орнаменте доминирует мотив сочетания двух крестов - прямого и диагонального,
оттененный различиями в колорите камней; светлые и темные (жемчуг, рубины, изумруды).

На смену недавно еще такой популярной филиграни около 300 года приходит новая техника - резьба "в оброн",
с изъятием фона. Гравированный орнамент из геометрически стилизованных мотивов виноградных лоз становится
более рельефным и сочным, с множеством светотеневых и цветовых эффектов. Около 600 года начинают преобладать
композиции с разбегающимися кругами, где мотив креста как бы растворяется в воздухе.

Среди культовых ювелирных изделий главную роль играют золотые овальные медальоны - энколпионы, служившие
для хранения реликвий, для обозрения которых в корпусе делалось специальное "оконце". Такие реликварии
с изображением Богоматери или Иисуса Христа носили епископы.

Наибольшую славу византийским златокузнецам и ювелирам принесли эмали. Отсюда они проникли в Европу.
Как западную, так и восточную. К числу шедевров византийской эмали относится вотивная корона с изображением
императора Василия I среди апостолов, датированная началом Х века и пластины книжных окладов из библиотеки
Св. Марка в Венеции и Сиенской библиотеки. Высокое художественное достоинство этих произведений не вызывает сомнений.

Встречаются византийские эмали двух типов - либо как отдельные мотивы на золотом фоне, либо они покрывают
всю поверхность изделия. Предпочтение отдавалось композиционным решениям с богатым золотым фоном.
Византийцы высоко ценили этот металл, так как считали, что им покрыто небо.

Великолепным памятником работы византийских эмальеров представляется знаменитый Лимбургский реликварий
Истинного Креста, выполненный между 950 - 965 годами. В девяти клеймах на лицевой стороне изображены:
Христос на троне в центре, Мария и Иоанн с ангелами по сторонам от него, в верхнем и нижнем ярусе Апостолы.

Сочетание драгоценных цветных камней и ярких эмалей на золотом фоне, создает эффект парения в пространстве.
Это произведение представляет очередную ступень эволюции божественного образа в течение первого тысячелетия;
от аполлоноподобного юного Доброго Пастыря до Бога-Вседержителя, чья власть абсолютна, ибо не завоевана, а извечна.

Яркие краски эмалей, изысканные гравированные узоры на оборотной стороне, благородство рисунка выделяют
Лимбургский реликварий среди других ювелирных произведений византийских мастеров.
Это произведение ювелирного искусства выполнено в столичных императорских придворных мастерских.

Здесь же, по видимому, была сделана между 1042 и 1050 годами и украшенная перегородчатыми эмалями корона
Константина IX Мономаха, подаренная им венгерскому королю Андрашу. Фигура императора изображена
в свободной позе, согласно классическим законам контрапоста, между двумя сестрами-соправительницами
Зоей и Феодорой. Замыкают композицию по сторонам фигуры танцовщиц, славящих императора.

Столь же восхитительным произведением искусства византийских ювелиров является знаменитый Золотой алтарь
Пала д’Оро в Венеции, где Богоматерь стоит между императрицей Ириной и дожем Орделафо Фальеро,
заменившим более раннее утраченное изображение императора.

В сравнении с золотыми, византийские изделия из серебра кажутся скромными. Но их художественные
достоинства также высоки. Они поражают высоким мастерством исполнения чеканки и монументальностью
стиля, в котором отчетливо просматривается влияние античной традиции. К шедеврам византийских
серебряников относятся реликварий Св. Крови, представляющий модель собора Сан Марко,
алебастровый дискос, ранее входивший в церковную утварь храма Св. Софии в Константинополе,
чаша византийского императора Романа II.

И после падения Византии в 1453 году, когда турками был захвачена её столица Константинополь,
влияние её культуры ещё долго сохранялось, преимущественно в странах Восточной Европы.

Золотые полукруглые серьги. Диаметр 1,4 см. 2-3 век. Афины, музей Византии, T 2763.

Золотые серьги с накладками в виде розеток и тремя подвесками из стержней с грануляцией и
необработанными изумрудами. Размер 4,5 х 2 см. 2-3 век. Афины, музей Византии, T 2769.

Золотые серьги из Тигани. Нижняя часть украшена кольцами с филигранным крестом и разделены
тремя гранулированными кистями винограда. Диаметр 4,8 см.
2-3 век. Афины, музей Византии.
Пара золотых браслетов возможно с Кипра.
6 век. Афины, музей Бенаки, 1835-1836.

Пара золотых серег. Ранний византийский период. Пирамиды полностью покрыты грануляцией.
Серьги отличаются абсолютной симметрией и тонкой работой.
Афины, музей П. и А. Канеллополоуса, 135a

Золотая цепь из Кратиго. Центральная подвеска изображает геральдического павлина.
7 век. Афины, музей Византии.
В византийских украшениях сосуществуют золото и серебро, эмаль, жемчуг, драгоценные и
полудрагоценные камни, неизменно гармонизируя с изысканной красотой и мастерством
бесценных и дерзких работ, отражая благородство и изящество.


Экстравагантное сочетание цветов, богатства и разнообразия драгоценных материалов, которые составляют
вместе с восточными корнями их характерные черты, украшает чистые формы с вдохновенной прозрачностью
и восхваляет с выразительной долговечностью.
Бронзовый крест с выграверованным изображением Христа Вседержителя. С задней часть написано::
A.KOCTANTHNOC – возможно имя святого владельца креста.
10-11 век. Афины, музей Бенаки, 11412.
Комбинируя различную технику, византийские ювелиры сочетали благородные металлы,
ограненные полудрагоценные камни – яшму, сардоникс, лазурит, агат и горный хрусталь –
используя их с уникальным мастерством, а также эмаль, жемчуг и драгоценные камни и
многоцветное стекло, создавая очаровательные работы, излучающие божественный свет.
Их работы отличает страсть к роскоши и пышным красочным эффектам, хороший вкус,
мудрость и благоразумие.

Энкольпия с Христом Вседержителем. Горный хрусталь, золото, драгоценные камни и перламутр.
В центре энкольпии камея из горного хрусталя в изображением Вседержителя.
Размеры 6,1 х 6 см. Афины, музей Бенаки, 2115.
В первые века Христианства рисунки и виды украшений поздней античности
использовались и язычниками, и Христианами. Постепенно они получили развитие
в новых формах и обогатились предметами, соответствующими Христианской вере.
И в драгоценностях видное место заняли образы Христа, Девы Марии, ангелов и святых, а также креста.

Золотая перикарпия состоящая из двух полукруглых частей. Диаметр 7 см, высота 3 см.
Афины, музей П. и А. Канеллополоуса, 14.
Символические и аллегорические темы – бессмертный павлин, дерево жизни и многие другие получили
свежее дыхание в точно отточенном смешении цветочных, животных и геометрических декораций,
приняв значения свойственные Христианскому словарю.

Ларец
Надписи, обращения и благословения чернением по золоту и серебру отмечают благочестивые упования владельцев.
На свадебных украшениях Христос кажется венчающим и защищающим невесту и жениха, которые находятся
рядом с ним справа и слева
.

. Золотая двухсторонняя подвеска с драгоценными камнями и эмалью. Размер 7,9 х 6,4 см. l7 век.
Афины, музей Византии, T 464.
Диадемы, золотые украшения для волос, усеянные драгоценными камнями, цепи с прекрасными кулонами,
монеты, пекторальные кресты, серьги, кольца, перикарпии, браслеты, пояса, застежки, пуговицы –
это украшения, которые носили византийские женщины и мужчины.

Отличительные признаки благородства, социального статуса, официальности, тщеславия, вкуса и богатства,
драгоценные украшения обрядов бракосочетания и дорогостоящие сувениры побеждают надменной
властью заповеди Христианского смирения и простоты, рекомендуемой Отцами Церкви.

Пряжка из Малой Азии из позолоченного серебра, украшенного филигранью и грануляцией.
В двойную розетку в центре вставлен большой зеленый искусственный камень из стеклянной пасты.
Размер 9,5 х 7,7 см. 19 век.
Афины, музей Византии, T 1566.

Застежка
Простые и скромные, или замысловатые и богатые, они отвечали концепции великолепия и
правили в жизни византийцев, доставляя их счастливым владельцам тонкое эстетическое удовольствие.

Ремень из позолоченного серебра из отдельных пластин и цельная пряжка с цветочным
орнаментом из филиграни, "камни" из цветного стекла и эмаль. Размер 77 х 11,5 см. 1836.
Афины, музей Византии, T 1402.
Количество драгоценностей, сохраненных в греческих и иностранных музеях, частных собраниях и
ризницах церквей и монастырей чрезвычайно мало по сравнению с размерами и
продолжительностью существования Византийской Империи.

Много изделий из частных сокровищ были спрятаны в земле во время опасностей и вторжений,
они наряду с другим драгоценным имуществом прочно запечатывались в серебряных или
позолоченными сосудах, в которых находят также монеты, точно указывающие дату
захоронения.

Пряжка из малой Азии. Позолоыенное серебро с прямоугольными отверстиями. Украшена
растительным мотивом на пластинах в центре и замке. Размер 31 х 11,5 см. l9 век. Афины, музей Византии, T 1548.
Византийские украшения время от времени находят при раскопках в Азии, Греции, Кипре, Италии,
Сирии и Египте, Франции, Германии, Венгрии, Болгарии, Крыма и Грузии. Драгоценности попадали
туда, как и в другие места, по торговым, дипломатическим и военным дорогам.
В своем пути они всегда свидетельствовали о превосходстве и артистическом влиянии
Византии в средневековом мире, за границы которого эти драгоценности иногда послались
как императорские подарки иностранным правителям.

Крест нательный, 1080 - 1130 гг., Константинополь, золото и финифть
Византийские драгоценности существующие сегодня, большей частью относящиеся к седьмому веку,
дают поверхностную и, конечно же, неполную картину этого процветавшего искусства, которое
объединило обработку золота и серебра с глиптикой и другим выдающимся достижением Византии –
эмалью, часто в работах превосходной симметрии и роскошной окраски, несравнимой техники и
мастерства исполнения. Наиболее изящные приписываются мастерским из Константинополя.

Антихойская чаша,1 пол.6 в.,серебро
На протяжении тысячелетней истории она неоднократно и значительно меняла границы своей территории,
в отдельных районах которой велась добыча золота.
Святой Димитрий. Византия, XII век. Золото, эмаль Золотые монеты Византии очень разнообразны и
интересны по оформлению. Однако установить их связь с каким-либо месторождением золота, как правило, не представляется возможным.




Частично золото добывалось и по соседству — из фракийских месторождений. Г. Агрикола писал:
«Во Фракии предгорье также называется Хризоцерас, где расположен город Византия» (напомним, что по-гречески золото — «хризо»).

Большую роль в изучении достижений византийских мастеров сыграли различные находки из кладов и
археологических раскопок,например:
Врапский (или Аварский) клад
Найден в 1901 году у населенного пункта Врап, лежащего в 30 км. к юго-востоку от древнего Диррахия,
в восточной части современной Албании. В музей Метрополитен поступил в 1917 году как дар Дж. Пирпонта Моргана
.
Обычно, говоря об этом кладе, указывают на его аварское происхождение (особенно, наряду с Перещепинским
кладом хана Куврата, любят его в Болгарии; очень много ссылок на Врапский клад на болгарском языке в Сети).
Действительно, в обработке золота и серебра аварские мастера многого достигли, а главное, сырья было очень
 много – золото и серебро в виде военной добычи, дани или платы за охрану границ поступало к аварам из Византии в огромном количестве.

Золотых дел мастера входили в элиту этого народа, кочевавшего по степям Евразии. Но нельзя однозначно полагать,
что все вещи клада имеют аварское происхождение. Часть из них выдает руку провинциального византийского мастера,
в любом случае, изготовляя ряд предметов, мастер стремился повторить эталонные византийские образцы.

Итак, клад состоит из комплекта золотых накладок на пояс, некоторые из которых явно не доработаны, а так же
несколько сосудов из серебра, часть из которых полностью или частично позолочены: кувшин с греческой надписью:
«Глас Господень над водами» (Пс. 28, 3); серебряное ведерко византийской работы VI века, два ковша, чаша и три потира.
Особый интерес представляет собой один из потиров. В то время, как два других покрыты простым чешуйчатым
орнаментом, рассматриваемая нами чаша украшена четырьмя чеканными фигурами, являющимися
персонификациями четырех крупных центров Византийского мира: Кипра, Рима, Александрии и Константинополя,
причем каждая фигура подписана на греческом языке. Занятно, как в этот список попал Кипр. Наводит на мысли о
происхождении либо потира, либо мастера, его создавшего. Клад датируется 600-700 годами.
Ведерко. Серебро, VI век. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Кипра. Врапский (или Аварский) клад,
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Кипра, увеличенный фрагмент.
 Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Константинополя, увеличенный
фрагмент. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США





Сокровищница Капер Кораона
В начале ХХ века на антикварном рынке почти одновременно появились 4 клада из Сирии, состоявших из
изантийской серебряной церковной утвари VI-VII веков. Установлено, что часть предметов была найдена в
1910 году у сирийской деревни Курин, близ Стумы, места, известного в ранневизантийский период под греческим
названием Капер Кораон (Kaper Koraon), это был небольшой городок, христиане которого были членами
поместной Антиохийской Церкви. Все найденные здесь предметы, подобно Сионскому кладу, имели
литургическое назначение, и составляли алтарные принадлежности храма св. Сергия в Капер Кораоне.
Часть предметов (в основном, это чаши и дискосы) несет на себе надписи, прямо указывающие их
принадлежность вышеупомянутому храму.
К этой группе предметов примыкают другие, найденные в то же время и тоже в Сирии.
Есть основания предполагать, что все они некогда составляли единое целое, и поэтому за целой
группой предметов сиро-константинопольского происхождения закрепилось общее название
«Сокровищ Капер Кораона». Предметы (всего их около 55) рассеялись по известным музеям:
Британскому, Dumbarton Oaks, галерея Уолтер в Балтиморе…
Рис. 1 Серебряный потир из Капер Кораона. VII век. Впервые предложен к продаже сэру Лоуренсу Аравийскому
в Алеппо в 1913 г. Через год куплен в Иерусалиме Британским Музеем. Надпись: «Во исполнение обета Сергия и Иоанна».
 Дискос с той же надписью, по видимому, парный этому потиру, хранится ныне в галерее Уолтер (Балтимор, США)

Серебряный потир с изображением фигур апостолов и креста, начало VII века, найден под Стумой, в составе клада
Капер Кораона. Надпись: «Обет Пелагия (сына?) Васиана. Сокровищница св. Сергия в селении Капер Кораон».
Галерея Уолтер (Балтимор, США)

Серебряный потир с позолотой, дата по клеймам времен Юстиниана - 527-65 гг. Константинополь
или Сирия, считается относящимся к сокровищам Капер Кораона. . Надпись: «Твоя от твоих Тебе приносяще».
Коллекция Dumbarton Oaks
.
Серебряный дискос с позолотой, дата по клеймам времен Юстина II - 565-78 гг. Константинополь или Сирия,
считается относящимся к сокровищам Капер Кораона. «Причащение апостолов», пожож на дискос из
археологического музея Стамбула. Надпись: «В упокоение души Сергии, дочери Иоанн, и Феодосия,
и во спасение Мегала и Нонны со чадами». Коллекция Dumbarton Oaks.

Серебряная рипида, дата по клеймам времен Юстина II - 527-65 гг. Константинополь или Сирия,
считается относящимся к сокровищам Капер Кораона. В центре изображение многоочитого херувима.
(см. видение Иезекииля). Коллекция Dumbarton Oaks, Округ Колумбия, США.

Так называемый «Антиохийский потир» с позолотой, 500-550 гг. Считается относящимся к сокровищам
Капер Кораона или одной из Антиохийских церквей. Легенда связывает сосуд с так называемым
Святым Граалем, чашей Тайной Вечери. Причина в том, что во внешнюю ажурную оболочку вложена
простая серебряная чаша. Весьма вероятно, что это вообще не потир, а напрестольная стоячая лампа,
популярная в VI – VII веках на востоке. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

еребряный оклад книги. Апостол Петр, 550-600 гг. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона
или одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряный оклад книги. Апостол Павел, 550-600 гг. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона
или одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряный оклад книги. Два Святых, VI в. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона или
одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряный кувшин. «Поклонение волхвов», VI в. Близок по стилю к сокровищам Капер Кораона
и одной из Антиохийских церквей, особенно к п.7. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США


Серебряный процессионный крест. VI в. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона или
одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряная лжица и край дискоса, начало VII века, найдены под Стумой, в составе клада Капер Кораона.
Галерея Уолтер (Балтимор, США)

Перещепинский клад - византийских, древнеболгарских, персидских и аварских ценностей был обнаружен у
деревни Малое Перещепино, в 13 км от Полтавы, в 1912 г. подпаском, который споткнулся о золотой сосуд
и свалился в шахту с погребальным инвентарем[1][2] основателя Великой Болгарии — хана Кубрата.
По этой находке получила название перещепинская культура.



Мардинский клад
В 1972 году лондонская фирма A. H. Baldwin & Sons выставила на продажу большую партию византийских неочищеных
едных фоллисов; сама партия попала к Балдвину из Германии. Большинство из 12 994 монет были сильно стерты
в процессе интенсивного обращения, и сами по себе не представляли большой ценности; однако внимание исследователей
привлекли исламские контрмарки, которыми были отмечены примерно 17% массива монет (2204 экз.).
Фоллис тип А3, контрмарка "Наджм" (№21 по Ловику)

Фоллис тип В, контрмарка "Атабек" (№1 по Ловику) Зенгидов, владетелей Мосула


Среди массива монет клада присутсвуют почти все типы византийских анонимных фоллисов 969-1092 годов, а так же ряд
именных фоллисов, принадлежащих императорам вышеуказанного периода, от Василия II до Алексея I Комнина.
Использованы материалы: http://vashaktiv.ru, http://byzantine-way.livejournal.com[/more]



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены