C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Франция. Замок Шамбор. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Франция. Замок Шамбор.

 

Романтический замок Шамбор всегда был и остается самым красивым и романтичным из замков долины Луары, ведь свой вклад в его строительство внес сам Людовик XIV – известный ценитель прекрасного и автор божественного Версаля. В архитектурных формах Шамбора сказалось все величие и роскошь эпохи Возрождения.
  Прослушать запись Скачать файл

кликабельно


Но все же замок никогда не был бы столь прекрасен, если бы не участие Леонардо да Винчи. Считается, что именно чертежам великого итальянского мастера замок Шамбор обязан своей знаменитой лестницей с замысловатым поворотом. Кроме того, в замке около 360 каминов и более 400 покоев. Шамбор известен также тем, что в его картинной галерее выставлены редчайшие портреты французских королей.
Изначально позиционировавшийся как "охотничий домик", Шамбор просто ошеломляет изящностью и в то же время грандиозностью уникальных интерьеров и внешней архитектуры. Террасы, шпили, фронтоны, фонари – все достойно внимания и самого пристального изучения.
При Людовике XIV в замке Шамбор проводились самые пышные придворные мероприятия – охота, яркие празднества, пышные рыцарские турниры, военные парады, премьеры спектаклей по мотивам модных пьес Мольера.

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно


Замок Шамбо́р (фр. château de Chambord) — самый крупный из всех замков Луары. Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку


Франциск I Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Стены Шамборского замка Франциска I украшает герб его возлюбленной — графини де Тури, жившей с мужем неподалёку.

Франци́ск I (1494 —1547) — король Франции с 1 января 1515, сын графа Ангулемского Карла, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель Ангулемской ветви династии Валуа. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами в Европе и расцветом французского Возрождения. С именем Франциска тесно связано Возрождение во Франции. Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь. Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, главным образом его эстетической стороной, окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.
В 1530 году он открыл Collège de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой. Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, итальянского — Фонтенбло, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при Павии. В 1532 году появился роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Клод была богатейшей наследницей в Европе (родители, кроме других наследственных владений, отдали ей Бретань и Милан), она долго составляла предмет исканий молодого Карла Австрийского (позже императора Карла V), но, несмотря на благосклонное отношение к нему её матери, была выдана после смерти Анны отцом за Франциска Валуа, графа Ангулемского. Свадьба Клод и Франциска состоялась 18 мая 1514 года. Вскоре после смерти Людовика XII муж Клод вступил на престол. При дворе Клод постоянно была в тени своей свекрови Луизы Савойской и золовки Маргариты Ангулемской. Её брак с Франциском не был счастливым. У них родился наследник — будущий король Генрих II, ещё два сына, умершие молодыми, и четыре дочери. У Франциска было множество любовниц, но королева не устраивала скандалов по этому поводу, и король особо её за это ценил. Она безусловно любила мужа, и Франциск, пусть и по-своему, тоже любил её. Клод умерла в 1524 году, когда ей было всего 24 года.

Элеонора Габсбург (1498—1558) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII (король Англии) и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.
По желанию брата, 16 июля 1518 она вышла замуж за короля Португалии Мануэля. У них было двое детей.
Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы.
4 июля 1530 года она вышла замуж за короля Франции Франциска I. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий, Франциск предпочитал новой жене любовницу Анну де Пислё. Детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.
Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей. Умерла от приступа астмы, находясь в обратной дороге из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.


Итак, вернемся к замку....

Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей. Строительство началось в 1519 г. и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки.


кликабельно

кликабельно



У Франциска I не было постоянной резиденции, он кочевал по всей стране вместе с двором и домашним хозяйством. Этот вид кочевой «королевской власти» не был нетипичным для того времени, однако он отражал недостаточную функцию Парижа как столицы. Придворное общество при Франциске I удвоилось по сравнению с эпохой Людовика XII и возросло на 600—1000 человек. Когда двор был в полном составе, для его передвижения требовалось примерно 18000 лошадей. И это прежде всего потому, что везли настенные ковры, мебель, золотую и серебряную посуду, палатки и многое другое. Из-за постоянных проблем с расквартированием король при возможности жил в собственных замках. Это было удобнее, поскольку тогда он имел в распоряжении прислугу в непосредственной близости от себя. Если, например, Франциск останавливался в аббатстве или на постоялом дворе, его свита была вынуждена искать себе приют поблизости или ставить палатки.

Тяготы придворной кочевой жизни довелось испытать на себе и Бенвенуто Челлини после его приезда к Франциску I. В автобиографии он по этому поводу пишет: «Теперь мы должны были следовать за двором, и это было непрекращающееся мученье. Ибо за королем постоянно следует кортеж из двенадцати тысяч лошадей, и это самое меньшее; потому что, когда в мирное время весь двор в сборе, то это составляет более восемнадцати тысяч человек, и среди них более двенадцати тысяч всадников. Иногда мы приезжали в такие места, где едва ли было два дома, и на манер цыган ставились хижины из холста, и мне часто приходилось много страдать». В течение всей жизни Франциск I регулярно объезжал свое королевство, до последних дней не страшась никаких тягот. За этим стояла сознательная политика. «В век возрастающего национального единства и централизации для короля было чрезвычайно важно знать свое королевство из первых рук и установить личный контакт со своими подданными» (Кнехт). Мы знаем, что в 1516 г. Франциск I объездил весь Прованс, в 1517 и 1520 гг. — Пикардию, в 1518 г. — Анжу и Бретань, в 1519 г. — Пуату и Ангумуа, в 1521 г. — Бургундию. Был также обычай торжественного вступления короля в отдельные города, так называемый радостный въезд.

Во время своих турне Франциск I посещал церкви и монастыри, инспектировал крепости, замки и гавани. При случае он давал волю страсти к охоте. Английский посланник Энтони Броун писал об этом Генриху VIII в августе 1527 г.: «Сообщаю Вашему Величеству, какому времяпрепровождению предается французский король: большую часть времени он проводит на охоте, и в день, когда охотится, он трапезничает где-нибудь в лесу в восемь часов утра вместе со своей свитой и егерями, пахнущими дичью, и таковая лежит перед ними на столе... И после того как он решил, какую дичь он хочет убить, он садится на коня и пускается вскачь и никогда не промахивается, делая смертельный выстрел... Ложе короля всегда следует за ним на охоте, и когда дичь убита, он отправляется в близлежащий дом, где устанавливается его кровать, и отдыхает там три или четыре часа...»

Содержание придворного штата стало обременительным и дорогостоящим. Поэтому Франциск I ускорил строительство замков. Это относится к замкам Луары, Фонтенбло, а также к Лувру в Париже. Блуа, замок, принадлежавший его первой жене Клотильде, он распорядился расширить. Моделью фасада служила работа Браманте в Ватикане. В Шамборе, расположенном южнее Блуа, был построен замок в стиле итальянского Ренессанса. Это относится к отделке крыши, а также к плану, который был позаимствован у виллы Поджио в Кайано, построенной Джулиано да Сан Галло для Лоренцо Медичи. Возможно, архитектором Шамбора был Доменико да Картона, ученик Джулиано да Сан Галло. Во всяком случае, известно, что он в 1531 г. предложил королю деревянную модель. Замки Луары, правда, проигрывали от того, что находились очень далеко от Парижа. Строительная деятельность короля распространилась и на этот город. Он начал строительство в Лувре, а также воздвиг в Булонском лесу Мадридский замок и Сен-Жер-мен-ан-Ле.

С 1528 г. Франциск I усиленно занялся перестройкой средневекового замка Фонтенбло. Парижский каменщик Жиль де Бретон построил новый вход, «золоченую дверь», длинную галерею и два жилых корпуса. В работах участвовал также итальянский архитектор Себастьяно Серлио. С 1531 г. внутренняя отделка выполнялась итальянцем Джованни Баттисто Россо из Флоренции и Франческо Приматиччо из Мантуи, учеником Джулиано Романо.

кликабельно

  Прослушать запись Скачать файл

Опоясанная самой длинной стеной во Франции протяженностью 32 км , территория в 5 441 гектар, из них 1000 га открыты для публики, — это самый большой огороженный парк лесного типа в Европе. Символы парка — олень и кабан, здесь обитает более 100 видов птиц.

кликабельно

кликабельно


кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

Франциск I долго не задерживался в замках Луары и Фонтенбло. Обычно он один месяц в году жил в Париже, в большинстве случаев зимой или весной. Париж сохранил свое огромное политическое и властно-правовое значение уже потому, что там заседал парламент, который ратифицировал любой законодательный указ.

Если посмотреть на придворное окружение Франциска I, то становится ясно, что женщины играли важную роль в жизни короля, хотя многое, что об этом было написано, является чистым вымыслом. Вне всяких сомнений, Франциск I поднял статус женщины при своем дворе. «Король веселится?» Этот образ-клише, который сохранился по сей день, имеет истоки в историографии 16 и 17 веков. В действительности же частную жизнь короля постичь трудно. Зато неоспоримо, что его любовницы имели политическое влияние, которого не следует недооценивать. Это относится не столько к его первой возлюбленной мадам де Шатобриан, сколько к Анне д'Эйли, герцогине д'Этамп, о которой английский посланник Энтони Браун писал в 1527 г.: «Как слышно, он (Франциск) всем дамам предпочитает девушку, которую зовут Эли и красота которой, на мой взгляд, не очень достойна упоминания». Герцогиня была в центре дамского общества, в кругу которого король развлекался каждый вечер.
С самого детства Франциск I постоянно находился под влиянием женщин, прежде всего своей матери Луизы Савойской. Луиза была выдана замуж в 12 лет, а в 18 лет стала вдовой, она не только воспитала своего сына, но и позже, во время его отсутствия во Франции (1515 и 1524/25 гг.) исполняла обязанности регентши. До самой смерти (1531) она была влиятельной фигурой при дворе, уравновешивала противоречия придворных групп и деятельно участвовала в политике.

Луиза Савойская

Клотильда Французская, первая жена Франциска I, подарила королю трех сыновей и четырех дочерей, из которых только двое пережили отца (Генрих и Маргарита, вышедшая замуж за герцога Савойского). Когда Элеонора, старшая сестра Карла V и вторая жена Франциска I, в июле 1530 г. прибыла во Францию, король находился под сильным влиянием своей любовницы герцогини д'Этамп. Элеоноре пришлось довольствоваться второстепенной политической ролью. Этому способствовало и то обстоятельство, что она была бесплодна.


Анна де Писслё, герцогиня д'Этамп

Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан фаворитка короля Франциска I.


кликабельно
Room of Caterina De' Medici



center>

кликабельно



кликабельно

История владельцев замка

В 1392 году семья герцогов Орлеанских покупает у графа Блуа большое лесистое поместье Шамбор. Когда герцог Орлеанский становится в 1498 году королём Франции под именем Людовика XII, Шамбор соответственно превращается в королевскую собственность.

В 1516 году Франциск I возвращается из Италии вместе с Леонардо да Винчи и желанием осуществить нечто большое в стиле итальянской ренессансной архитектуры той поры. В 1519 году он выбирает Шамбор для строительства охотничьего замка на месте бывшего крепостного замка. Начиная с 1526 года, 1800 рабочих задействовано на строительстве нового замка, завершённого после многочисленных пристроек в 1547 году, уже после смерти короля. Франциск I проводит, в конечном счёте, довольно мало времени в Шамборе — всего несколько раз поохотиться и продемонстрировать своё богатство и величие сопернику испанцу Карлу V.

После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком. В 1639 году Людовик XIII дарит его своему брату Гастону Орлеанскому.

Людовик XIV в 1684 году распоряжается о новых внутренних перестройках замка, о новой крыше для часовни, о том, чтобы соединить четыре жилых покоя северного вестибюля второго этажа в анфиладу комнат для короля, типа королевских апартаментов в Версальском дворце. 14 октября 1670 года Мольер с театральной группой из Парижа, приглашенной Людовиком XIV, дает в замке самое первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве».

С 1725 по 1733 годы замок был занят Станиславом Лещинским — свергнутым польским королём и тестем Людовика XV. С 1745 по 1750 годы он служит казармой для полка Морица.

Известно, что в середине XVIII века по разрешению Людовика XV в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена.

В 1792 году революционное правительство распродаёт мебель. Наполеон Бонапарт отдаёт замок маршалу Бертье. В 1821 году поместье будет выкуплено у его вдовы благодаря национальной подписке и передано юному Анри д’Артуа, герцогу Бордосскому, родившимуся за год до этого. После революции 1830 года, уже в ссылке, герцог возьмёт себе титр «графа Шамборского». Ещё до этого Карл X недолго проживал в замке, слегка его подремонтировав. Во время франко-прусской войны замок служит как полевой госпиталь. Граф Шамборский в 1871 г. обратится к французам из Шамбора с манифестом, призывающим к восстановлению монархии и белого флага. С 1883 года замок принадлежит герцогам Пармским: герцог Роберт Пармский наследует замок от графа Шамборского, своего дяди по материнской линии.

Выкупленный в 1930 году у Элии Бурбонского за 11 миллионов франков золотом, Шамбор становится собственностью французского государства и управляется при посредничестве «Ассоциации друзей Шамбора». В 1945 году из-за пожара частично уничтожена кровля юго-восточного донжона. В 1947 году начинается большая работа по превращению замка в важнейший туристический объект, предлагающий с 1952 года также свето-звуковые вечерние представления.

С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО под номером 933. С 2005 года замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия. В 2007 году 17 300 скаутов в течение трёх дней праздновали в парке замка столетие создания скаутской организации лордом Баден Пауэллом.

Pierre-Denis Martin "The Chateau de Chambord"







Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены