C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Женские портреты эпохи Ренессанса в России. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Женские портреты эпохи Ренессанса в России.

Галерея женских портретов с комментариями в стихах и прозе открыта на основании собрания на сайте Эпоха Возрождения и новых поступлений. Женский портрет - явление совсем иного рода, чем мужской портрет, который, за редким исключением, изображает лицо как данность с определенными чертами, чем и исчерпывается его смысл и значение.

Женский портрет, даже фотография, за внешними чертами заключает сокровенное, по сути, тайну любви и женской прелести. Разумеется, речь прежде всего об исключительных произведениях искусства и женщинах. Но, поскольку типов женской красоты немного, то портреты женщин известных художников подчас весьма узнаваемы, словно из наших знакомых и близких, что всегда удивительно.


 Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской (1772).

ПОРТРЕТ (Н.Заболоцкий)

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953

Для своего времени это стихотворение могло показаться неожиданно новым, а для кого-то это обращение к старинному портрету эстетством, между тем уже само школьное образование охватывало историю развития русского искусства в целом, с чем мне несказанно повезло. Но интеллигенция по инерции воображала себя в чем-то ущемленной, все более увлекаясь инакомыслием, до полного краха в 90-е.

А.П.Струйская на портрете Рокотова предстает в моих глазах без исторической патины, во всей свежести и чистоте облика юной женщины, только-только вышедшей замуж и, надо думать, по любви, как М.А.Дьякова, портрет которой оставил нам Д.Г.Левицкий.

Это была русская женщина новой эпохи, ныне осознанной как ренессансной: она образованна и свободна в своем выборе, она выходит замуж не просто за соседа-дворянина, а поэта, который к свадьбе заказывает ее портрет известному в Москве художнику, возможно, знаком с ним. Как сложится ее жизнь, это еще никому неизвестно.

Тех скудных сведений о модели Рокотова, какие дошли до нас, слишком мало, чтобы рефлексировать, как автор вышеприведенного стихотворения. Если поэт Струйский отличался замашками крепостника по отношению к своим крестьянам, то Александра Петровна предстает, помимо ее безусловной красоты, исполненной достоинства и доброжелательности, что и имеет в виду биограф поэта, подчеркивая свою признательность ей.

Несомненно она была украшением и приветливой хозяйкой в кружке, в котором, помимо всего, устраивались и маскарады, с участием Рокотова, который написал, кроме портрета и Струйского, портрет женщины в мужском костюме. Возможно, это еще один портрет А.П.Струйской в более зрелом возрасте. («Русский портрет второй половины XVIII века»).

               *  *  *
Нежна, пленительно прекрасна,
До грусти, отнюдь не напрасной;
Все хорошо лишь в мире чистых грез,
А в жизни - счастье с пеленою слез.
Любви ли иль свободы ради,
Вступай в игру, как в маскараде.
Меж нами нет минувших сотен лет.
В шестнадцать ты вступаешь в свет
В роскошном платье по последней моде,
Проста, серьезна по природе.
Все кажется, сейчас заговорит,
Поднявшись, платьем зашуршит,
С улыбкой, полной восхищенья,
Предмет любви и вдохновенья.


Д.Г.Левицкий. Портрет М.А.Дьяковой (1778).

В то время французским послом в Петербурге был граф Сегюр, который оставил автограф в стихах на обороте холста:

Как нежна ее улыбка, как прелестны ее уста,
Ничто не сравнится с изяществом ее вида.
Так говорят, но что в ней любят больше всего -
Сердце, в сто крат более прекрасное, чем синева ее глаз.

Мария Дьякова, как видим, не отличалась внешней красотой, и француз как бы истины ради добавил:

В ней больше очарования,
Чем смогла передать кисть,
И в сердце больше добродетели,
Чем красоты в лице.

Мария Дьякова, дочь обер-прокурора Сената, прекрасно пела, писала стихи. В нее были влюблены, кроме прочих, два молодых поэта - Хемницер и Николай Львов, обоим ее родители отказали в ее руке («Николай Львов и Мария Дьякова. История любви»). Но Николай Львов оказался счастливее: барышня сама влюбилась в него, когда он был еще никем в глазах света. На запрещение им разговаривать он пишет послание:

Нет, не дождаться вам конца,
Чтоб мы друг друга не любили.
Вы говорить нам запретили,
Но знать вы это позабыли,
Что наши говорят сердца.

Николай Львов проявит себя как всесторонне одаренная личность, и Сенат будет повержен. У Львовых родится пятеро детей, но у мужа, который постоянно в разъездах, сохранится прежнее чувство к жене, что выразит, по своему обыкновению, в стихах:

Красотою привлекают
Ветренность одни цветы,
На оных изображают
Страшной связи красоты.

Их любовь живет весною,
С ветром улетит она.
А для нас, мой друг, с тобою
Будет целый век весна.

А еще думают, что у нас в России не было эпохи Возрождения. Не остался равнодушен к Марии Алексеевне и Державин, который звал ее Майной, овдовев, женился на ее сестре Дарье, и горестно оплакал ее смерть:

Победительница смертных,
Не имея сил терпеть
Красоты побед несметных,
Поразила Майну - смерть.
Возрыдали вкруг Эроты,
Всплакал, возрыдал и я;
Музы, зря на мрачны ноты,
Пели гимн ей, и моя
Горесть повторяла лира:
Убежала радость прочь;
Прелести сокрылись мира;
Тишина и черна ночь
Скутали мой дом в запоны;
От земли и от небес
Слышны эха только стоны;
Плачем мы, - и плачет лес...


©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:

Матч ТВ прямой эфир, нет без регистрации смотреть онлайн.


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены