Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Культурная революция в СССР.

В истории СССР, начиная с Октябрьской революции, выделяют годы гражданской войны, нэп, индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию в 20-х – 30-х гг., что соответствует ходу событий. Понятие культурной революции взято из статьи Ленина «О кооперации» (1923), в которой речь о «культурной работе в крестьянстве» с целью кооперирования «громадной массы» населения, что будет означать переход крестьянства на «социалистическую почву», и «это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции».

Ведь тогда существовало расхожее представление, что построение социализма «в недостаточно культурной стране», как Россия, невозможно, что большевики затеяли «безрассудное дело». Но в достаточно культурных странах Европы из-за предательства интересов рабочего класса лидерами социал-демократических партий социалистические революции при наличии революционной ситуации в условиях Первой мировой войны не победили, что обернется созданием фашистских государств и Второй мировой войной. И именно Советская Россия (СССР) внесет решающий вклад в победу над фашизмом. Почему?

В России «политический и социальный переворот», отмечает Ленин, «оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим». И Ленину представлялось, что переход к социализму, социальные революции возможны прежде всего в «культурных странах» Европы. А Россия, по расхожему мнению европейцев и наших славянофилов и западников, не входила в начале XX века в число достаточно культурных стран, где могли созреть условия для социалистических революций и построения социализма.

Но мировая история распорядилась иначе: она не страдала европоцентризмом. Именно Россия на рубеже XIX-XX веков оказалась страной, и самой передовой, и самой культурной в мире, несмотря на неграмотность и нищету громадного большинства населения. Ведь и неграмотным, и бедным можно быть по-разному.

Искони существовала народная культура и зародилась культура дворянской и разночинной интеллигенции в условиях Ренессанса в России, с развитием новой русской литературы, новой музыки и других видов искусства, обретших свойства классического искусства и мировое признание, с формированием нового гуманизма, в отличие от европейского индивидуализма, с поворотом не просто к человеку, а к народу, с заботой об его свободе и просвещении. Это культура, а не жизненные блага да за счет других. Ничего подобного в культурных странах Европы не было.

Так что Ленин, подпадая под общее мнение, был не вполне прав, утверждая, что в России политический и социальный переворот предшествовал к необходимому культурному перевороту. В России культурная революция началась с преобразований царя-реформатора, ибо Ренессанс и есть самая настоящая культурная революция, с переворотом прежде всего в сознании людей, с формированием нового миросозерцания, национальной культуры и нации, что в странах Европы приходится на XIV-XVI века, а в России – на XVIII-XIX века, с тремя революциями и социалистическим строительством в XX веке.

Это был единый исторический процесс, импульс которому дали еще в XVIII веке преобразования царя-реформатора, ныне осознанные как начало Ренессанса в России, что есть по своей сути культурная революция, какой предстает и эпоха Возрождения в странах Западной Европы.

Всем, кто уже два десятилетия с пеной у рта клевещет на историю Российского государства, это переварить в голове невозможно, разве что прохватит кого-то, туда и дорога.

Программа преобразований Петра Великого была насквозь просветительской, еще до просветителей, и ренессансные явления в России развивались в унисон с веком Просвещения при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, но уже при Александре I феодально-церковная реакция при дворе формулирует идеологию «самодержавие, православие, народность», неприемлемую для русской нации с ее самосознанием в Золотой век русской культуры.

Отныне именно освободительное движение в России несет в себе идеи и импульсы просвещения и Ренессанса, с сформированием классического стиля в лирике и прозе, в живописи и музыке, в театре и прикладном искусстве, с выработкой нового гуманизма в русской литературе, поскольку именно литература в России в условиях жесточайшей царской и церковной цензуры могла выполнять роль гуманистической философии.

Русская революция, помимо политической злобы дня и борьбы партий, по своему глубинному смыслу была культурной революцией, что сознавала и дворянская (декабристы), и разночинная интеллигенция, которая и была носительницей нового гуманизма. Революция имела ту же цель, что и программа преобразований царя-реформатора – общее благо.

В 1908 году к 80-летию со дня рождения Льва Толстого Ленин пишет статью «Лев Толстой как зеркало русской революции». Речь идет о культуре, гениальным представителем которой выступает писатель, взявшийся писать книжки для обучения крестьянских детей грамоте. Это вектор развития русской жизни, которого придерживалась интеллигенция, что с Октябрьской революции становится вновь (после Петра) государственной программой преобразований.

Известны первые декреты: о мире и о земле. Здесь не просто угаданы чаяния народа. Это в русле нового гуманизма. Помимо охраны общественного порядка и памятников, повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности В 1920 г. при Наркомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте.

Как пишут, после ряда экспериментов к концу 20-х гг. система народного образования была радикально перестроена. Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них - на 1,7 млн. чел. В 1920/21 учебном году насчитывалось 244 вуза.

Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки и возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г., возросло количество научных работников, составив 25 тыс. чел. к 1927 г. К концу 30-х гг. в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел.
    

Интересные факты приводит Максим Калашников в статье «Молодая Советская власть – бандиты или инноваторы?»

«Скажите на милость, зачем бандитам, хотевшим только обчистить славных русских капиталистов и церковников, создавать Радиевый институт, как это сделал Ленин? Ведь решение о запуске первого завода по производству радия ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) принял в июле 1918 г., а Ленин в октябре того же года распорядился пустить завод как можно скорее. Уже в декабре 1921 года был получен первый советский радий, а через месяц все учреждения Петрограда, занимавшиеся радиоактивностью, объединились в Радиевый институт.

Зачем красные в 1921 году создали первенец нашей океанографической экспедиционной науки - Плавморнин, плавучий морской исследовательский институт? Значит, они уже тогда думали об освоении океана, исследованиях трассы Севморпути, об овладении атомной энергией. Комиссию по артиллерийским опытам (КОСАРТОП) создали в 1918-м. Она разработала программу создания новых орудий, боеприпасов и приборов. Значит, красные даже в самый тяжелый момент думали о том, чтобы страна имела передовое пушечное вооружение.

Простите, но не большевики, а скорее нынешняя власть ведет себя, как уголовная банда, которой не нужно ничего, кроме грабежа России. И если тогда на ядерные исследования пустили часть того, что толстые купчины и баре прогуляли бы в Париже, так это только на пользу нации. Если на науку отдали часть средств, отнятых у жирных попов ,- так тоже благо.

В августе 1918 года Ленин поручает Михаилу Бонч-Бруевичу создать Высшее геодезическое управление и государственное предприятие «Аэрофотосъемка».

В январе 1918-го инженер (будущий академик) Генрих Осипович Графтио по поручению Ленина приступает к разработке сметы на строительство Волховской ГЭС. При царе он ее «пробить» не мог: мешали иностранные владельцы угольных ТЭС, грабившие столицу высокими тарифами и завозившими уголь из Англии. ГЭС Графтио в 1926 году позволит отказаться от импорта почти 20 миллионов пудов угля и снизит тарифы для города в несколько раз.

Выдающийся русско-советский физик Петр Леонидович Капица в 1919 году (в разгар голода и Гражданской войны) создает при Петроградском политехе физико-механический факультет, где готовят специалистов еще неведомой миру профессии - инженеров-исследователей. Советская власть финансирует все это!

Николай Рынин в 1920 г. создает в Путейском институте (Петроград) первый в стране факультет воздушных сообщений. Советская власть и это финансирует. Более того, Рынин начинает работу над теорией межпланетных перелетов, и в СССР его десятитомная энциклопедия «Межпланетные сообщения» выйдет в свет в 1928-1932 годах.

Март 1918 года. Страна - в хаосе и развале. Занимается пламя Гражданской войны. Голодуха. Всего у юной Советской России - 300 аэропланов. Но 24.03.1918 г. приказом N 82 Московского областного комиссариата по военным делам создается летно-научная база. Замысел: соединить научные изыскания с практикой. Руководителем «Летучей лаборатории» назначен ученый с мировым именем - профессор Жуковский. Авиаотдел летно-научной базы возглавил другой титан русской аэродинамики - В. Ветчинкин, Аэростатический отдел - Н.Д. Анощенко. Начинается совместная работа лаборатории с Расчетно-испытательным бюро при Высшем техническом училище (нынешний МГТУ имени Баумана)…

21 июня 1918 г. Ленин подписывает декрет о национализации единственного в стране авиамоторостроительного завода «ДЕКА» в Александровске (Запорожье). Хотя завод оказался разграбленным, большевики все же берут предприятие под надежную охрану. 30 декабря 1920 г. начинается восстановление производства.

Июнь 1918-го. В Москве проходит второй Всероссийский авиационный съезд. Хотя магазины пусты, хлеб дают по карточкам, а Украина оккупирована немцами. На Дону - очаг антисоветского сопротивления. Но новая власть находит и время, и средства на авиацию. На съезде Жуковский предлагает создать авиатехникум и высший авиаинститут. Советская власть воплощает это в 1920-м, ставя во главе дела Жуковского…

1 декабря 1918 года. Ленин поддерживает решение Совнаркома о создании ЦАГИ - Центрального аэрогидродинамического института. Во главе ЦАГИ становится коллегия во главе с Николаем Жуковским и Андреем Туполевым. Общетеоретический отдел возглавляет В. Ветчинкин, помзавом экспериментально-авиационного отдела становится А.А. Архангельский - будущий создатель советских скоростных бомбардировщиков. Последняя машина, в создании коей он участвовал, Ту-154. При Сталине и репрессирован был, и при нем же - осыпан тремя государственными премиями. Заведующим же отделом винтомоторной группы в ЦАГИ назначается еще один титан: Борис Стечкин. Репрессированный, но затем - лауреат Сталинской премии (1946 г.). Стечкин - создатель турбореактивных двигателей, а с 1962 г. - сподвижник Сергея Королева.

Любопытная деталь: ЦАГИ был первым в мире институтом такого рода - интегрирующим самые разнообразные исследования. И его создали в самый критический для Советской России период!

Весна 1919 года. Страшное время. Нет хлеба. Города замерзают без топлива. На Юге идут бои с Деникиным, с Востока напирает Колчак. Размеры Советской России сжаты до нескольких центральных губерний и «ствола» вдоль Волги. Однако в Москве при Главвоздухофлоте создается комиссия по развитию тяжелой авиации - КОМТА. Уже в расчете на мирное время.

В кровавом и голодном 1920 году Съезд советских металлургов постановляет: «Заслушав доклад т. Соколова о значении алюминия для авиации, съезд полагает важным широко поставить электролитический способ получения магния». Для алюминиево-магниевых сплавов. С чем бы это сравнить в масштабе дня сегодняшнего? С тем, как если бы в РФ 1995 года была поставлена государственная задача: в кратчайшие сроки построить космическо-воздушную авиацию.

20 ноября 1920 года Совет труда и обороны (СТО) РСФСР постановляет: начать мобилизацию инженеров, техников и квалифицированных рабочих, в последние десять лет работавших на авиазаводах или на воздушном флоте. Цель: восстановление авиастроения. Создается Институт инженеров Красного Воздушного флота, будущая ВВИА имени Жуковского.

1 января 1921 года. Голод и тиф в стране. Большевики отнимают золото у церкви. Продолжаются бои на Дальнем Востоке. Только что проиграна война с Польшей. Но на заводе в Сарапуле начинается постройка первого советского гражданского самолета - тяжелого триплана «КОМТА».

26 января 1921 года. СТО по указанию Ленина учреждает комиссию для выработки программы развития «воздухоплавания и авиастроительства».

В октябре 1922 года при ЦАГИ создана комиссия по постройке металлических самолетов во главе с Туполевым. 25 октября наши войска занимают Владивосток - целостность страны наконец восстановлена. Советская власть только-только взяла под контроль всю Россию. Страна разорена - но правительство ее уже думает, как выйти на самые передовые рубежи в глобальном авиастроении…

1924 год. Год смерти Ленина. Страна - еще в обмотках и обносках. Но Туполев на деньги государства строит перспективный «концепт-самолет» - цельнометаллический АНТ-2. Начинаются работы над первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком ТБ-1…

1918 год - в голодной стране положено начало отечественной радиоэлектронной промышленности. В Твери создается первая радиолаборатория. Ленинское правительство дает ей финансирование. Изготавливаются первые 1500 отечественных радиоламп и сто приемников. Академик А.А. Чернышев изобретает подогревный катод для радиоламп. Резко растет их эффективность и экономичность.

В декабре 1918-го создается более крупная Нижегородская радиолаборатория. Ее финансирование и снабжение ведется через Наркомат почт и телеграфов. Уже в 1919 году наши передают звук по радио. 17 марта 1920 г., в самый разгар Гражданской войны, Совет труда и обороны распоряжается строить в Москве радиотелефонную станцию с радиусом действия в 2000 верст. Башню для станции на Шаболовке проектирует и строит гениальный В.Ф. Шухов. В 1922-м мы впервые в мире транслируем концерт по радио, на два месяца опережая англичан и французов, на год – немцев». (Источник: сайт Максима Калашникова)

Статья примечательна по стилю, воссоздающему клокочущую энергию созидания в молодой Советской России, вопреки голоду и тяготам Гражданской войны, воссоздавшей Российское государство на новых началах – СССР. Это была энергия культурной революции, не отрицания, а созидания и творчества. Ликвидация неграмотности и порыв строительства нового мира коснулись взрослой части населения, а молодые поколения вступали в жизнь с чувством собственного достоинства с четырехлетним, а вскоре с семилетним, а затем и со средним образованием, проучившись по школьным программам, каких не было и нет нигде в мире.

Демократическая литература (М.Горький, В.Маяковский, С.Есенин) и искусство с параметрами, позже получившими определение как советское, зародились еще до Октябрьской революции. Советская литература развивалась как романтическая, в полном соответствии с новой эпохой, отсюда ее недостатки, но в школе мы получали классическое образование, основанное на русской и мировой классике. Во всяком случае, так было в 40-е - 50-е годы XX века, когда я учился поначалу в деревне на Дальнем Востоке, затем на берегах Невы.

Советское искусство 20-х - 30-х годов в основных видах: живопись, архитектура, театр, особенно музыка и балет – это живое наследие русской классики в ее развитии в новую эпоху. Разрыва между русским искусством начала XX века и советским не было, русская национальная культура сохранила преемственность, поскольку ее носительницей была русская нация, осознанная было как советский народ.

Культурная революция в СССР не ограничивается 20-30 годами, как она имела начало еще до Октябрьской революции, и достигла полного развития в 60-70 годы.

См. статью "Культура советской эпохи".

© Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены