C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Царское Село - г. Пушкин. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Царское Село - г. Пушкин.

 Екатерининский парк.

 Старый сад.

Екатерининский парк занимает площадь 103,4 гектара к юго-западу от дворца. Его регулярная часть (Старый сад), равная по ширине дворцу, простирается от него до Каскадных (Нижних) прудов. Это самый старый район парка. Его южная сторона ограничена Камероновой галереей и идущей от нее аллеей.



С севера, т.е. со стороны города его ограничивает Каскадный канал, который на раннем этапе устройства парка был прорыт для осушения территории.



Каскадный канал

Старый сад делится на три участка: Верхний сад, расположенный на трех верхних террасах, Нижний сад от третьей террасы до Рыбного канала (эти два участка часто объединяют в Придворцовый участок или Голландский сад) и Эрмитажный участок - от Рыбного канала до Каскадных прудов. Часто в состав Старого сада включают и район парка за Каскадными прудами до границы парка по Парковой улице. Все участки связаны центральной Эрмитажной аллеей, идущей от дворца.


Эрмитажная аллея.

В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника. Теперь здесь устроены два партера. Их узоры образованы из угля, толченого кирпича и цветного песка. Орнамент партеров приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. Подобные партеры из "мертвых" материалов устраивались в парках до середины XVIII века. По-настоящему красоту этой декоративной затеи можно оценить, посмотрев на нее сверху, из окон дворца. В центрах партеров стоят мраморные статуи "Мир" и "Великолепие" работы венецианских мастеров начала XVIII века.


Лестница на Эрмитажной аллее,соединяющая Верхний сад с Нижним.


2-я терраса Верхнего парка.Cкульптура на Эрмитажной аллее.

С первой террасы на вторую ведет небольшая лестница. На средней террасе находятся зеленые боскеты, закрывающие вид на третью, нижнюю террасу участка. Третья же терраса оформлена двумя симметричными относительно Эрмитажной аллеи прудами.
Два прямоугольных пруда на нижней террасе по сторонам Эрмитажной аллеи были вырыты еще в 1719 - 1722 годах. В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна.


Партер Старого сада.


Вторая терраса и поперечная аллея Верхнего сада.

Два павильона - Верхняя и Нижняя Ванны были сооружены архитектором И. В. Нееловым недалеко от дворца, у Эрмитажной аллеи. Они построены в строгом классическом стиле. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов.
Павильон Верхняя ванна, или "Мыльня Их Высочеств" построен построен в 1777 - 1779 годах в формах раннего классицизма, когда Старый сад был превращен из регулярного в пейзажный. Павильон служил баней для лиц императорской семьи. Его автор архитектор И. В. Неелов учел особенности старой планировки парка и мастерски ее использовал, расположив Верхнюю ванну на берегу пруда.


Павильон «Верхняя ванна»

Он превратил сугубо служебное здание - дворцовую баню - в изящную парковую постройку. Несмотря на то, что ее фасады почти полностью лишены декоративного убранства, здание производило впечатление благодаря найденным пропорциям основного объема сооружения и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, в верхней - круглыми окнами. Здание увенчано парапетом с балюстрадой.
Особенно хорош вид на Верхнюю ванну, открывающийся с центральной аллеи Старого сада. Фасад павильона замыкает перспективу пруда и четко рисуется на фоне зелени деревьев. В зеркальной поверхности пруда отражаются стены здания, окрашенные в светло-желтый цвет.
До середины XIX века здание сохраняло свое первоначальное назначение и состояло из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала, предназначенного для отдыха.


Павильон «Верхняя ванна»

В 1811 году павильон был перестроен инженер-генералом А. Бетанкуром. Строгий фасад Верхней ванны прекрасно сочетается с прямоугольной формой расположенного перед ней пруда. Внутренние помещения: сени, раздевальня, ванна, парильня и центральный восьмигранный зал были отделаны очень нарядно. В оформлении зала, расписанного художником-декоратором А. И. Бельским по гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича и архитектора В. Бренны, использованы цветочные гирлянды и фрукты, мотивы росписи Золотого дома императора Нерона в древнем Риме, а два десюдепорта и плафон потолка расписаны на сюжет древнегреческого мифа о гибели Фаэтона, сына бога Солнца Гелиоса.
С 1911 года павильон был превращен в музей в память 200-летия Царского Села.
Верхняя ванна, разрушенная в годы Великой Отечественной войны, реставрирована в 1952 - 1953 года по проекту архитектора С. М. Новопольцева. Декоративную живопись, от которой остались лишь небольшие фрагменты, воссоздали художники-реставраторы под руководством А. В. Трескина. Как и прежде, плафон и два десюдепорта центрального зала посвящены античному мифу о Фаэтоне. В полихромной росписи стен использованы мотивы гирлянд, букетов цветов и фруктов, придающих интерьеру праздничность и нарядность.
Эрмитажная аллея на своем протяжении по второй и третьей террасе до того места, где от нее отходят в стороны радиальные аллеи, украшена мраморными статуями героев античной мифологии или аллегорическими изваяниями: Персей, Андромеда, Амфитрита, Галатея, Геракл, "Воинская доблесть" и другие. Многие из этих скульптур приобретены в Италии для садов Петербурга в начале XVIII века по распоряжению Петра I.


Нижняя ванна.

Павильон был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 - 1779 годах и предназначался для придворных. Здание Нижней ванны смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом скрывали от взглядов посетителей парка. И. Неелов, строивший ванну, выбрал затейливую форму в виде центрального перекрытого куполом цилиндрического объема с большой ванной внутри и примыкающих к нему шести низких круглых кабинетов, имеющих по три небольших круглых окна.


Полукруглая аллея и павильон Нижняя ванна.

Своеобразное плановое решение павильона определило его внешний облик. Здание не имеет главного фасада: обращенный в сторону Екатерининского дворца фасад и противоположный идентичны. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. Форма круглых окон, прорезывающих барабан, повторена и на фасадных стенах; их расположение высоко над землей обусловлено функциональным назначением здания.


Павильон Нижняя ванна.

Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех отделений Ванны - круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев по сторонам, полы помещений - мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.
Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую ванну окружала балюстрада.
Со временем павильон будет частично закрыт группой деревьев, как в конце XVIII века.


Площадка в Нижнем саду у павильона Грот.

Основой планировки Нижнего сада является трелучие аллей: Эрмитажной и двух боковых, заканчивающихся у Рыбного канала. В начале трезубца, его пересекает полугруглая аллея, а в средней части - прямая поперечная, проходящая от павильона Грот до Каскадного канала.


Павильон Грот


Поперечная аллея Нижнего сада.
Вид на Грот.

Еще в 1928 году были предприняты реставрационные работы по возвращению Старому саду регулярного вида, которые начались с удаления ряда высоких деревьев на первой террасе дворца. Продолжаются они и теперь, но постепенно, по мере отмирания старых деревьев. Особенно ощутимо это в районе Нижнего сада, где молодые липы посажены ровными рядами по лучам Эрмитажной и радиальных аллей. Когда они подрастут, их кроны будут сформированы стрижкой, из высокого кустарника - сделаны зеленые беседки, крытые аллеи и трельяжи.


Рыбный канал

Рыбный канал отделяет Нижний сад от Эрмитажного участка парка. Этот первый из искусственных каналов парка отрыт в 1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Каскадным каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы. Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь Петр I.


Рыбный канал. Металлический мостик.

Первые деревянные мосты, перекинутые через канал, были заменены в 1774 - 1775 годах по проекту В. И. Неелова на два каменных и два металлических (на боковых продольных аллеях). В 1855 году сооружен еще один мост с каскадом, спроектированный В. П. Стасовым - при впадении Рыбного канала в Каскадный.
Два каменных Горбатых моста В.И. Неелова перекинуты в 1774 - 1775 годах через Рыбный канал на Эрмитажной аллее и аллее, ведущей от Эрмитажа к Гроту. Это сложенные из гранита арочные мосты. Крутой выгиб их арок красиво повторяется в изгибах парапетов, сделанных из тесаных гранитных блоков, скрепленных между собой металлическими связями.


Горбатый мостик на Эрмитажной аллее.

Парковый павильон Эрмитаж, расположенный к юго-востоку на центральной оси Екатерининского дворца, за Рыбным каналом - один из интереснейших памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для развлечений в узком кругу приближенных. (Отсюда название - в переводе с франц. "уединенное место".) Разработка плана павильоном принадлежала М. Г. Земцову, а строительные работы вел С. И. Чевакинский. Начатая весной 1744 года кладка фундаментов к осени того же года была закончена.


Эрмитаж.

Летом 1749 года павильон был отстроен, но в этом же году его фасады были переделаны в соответствии с разработанным проектом Ф.-Б. Растрелли. Идея Растрелли заключалась в том, чтобы сделать павильон как бы отголоском главного сооружения ансамбля - Екатерининского дворца. В соответствии с замыслом архитектора в 1751 году лепных дел мастера Дж.-Б. Джани и Г. Ф. Партир установили 68 больших и малых капителей на колоннах и 28 - на пилястрах фасада.
Здание было построено к 1756 году. Оно состоит из центрального прямоугольного объема, возвышающегося над четырьмя кабинетами, поставленными на продолжении его диагоналей. Здание располагалось на мраморной площадке, окруженной фигурным рвом и балюстрадой с золоченой деревянной скульптурой. Ярко окрашенный фасад с множеством белых колонн (64 колонны по окружности здания) покрыт лепными украшениями в виде гирлянд, масок, раковин.


Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753

В наружном убранстве Эрмитажа Ф.-Б. Растрелли применил круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 завершали кровли кабинетов. Центральный купол Эрмитажа венчала группа "Похищение Прозерпины". Кроме этого павильон украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы, полулежащие на больших фронтонах, поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, все статуи были утрачены.
Богатая декоративная отделка, яркое сочетание золотого, белого и лазоревого цветов фасада, общий характер парадности объединяют Эрмитаж с Екатерининским дворцом. Это единство подчеркивается и самим расположением павильона - в конце аллеи, идущей от центра дворца.



Композиционная основа характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Растрелли обработал углы здания вытесанными из из пудостского известняка колоннами, поставленными на пьедесталы и завершенными антаблементом с полуциркульными фронтончиками. Благодаря этому Эрмитаж производит впечатление затейливой раззолоченной игрушки. Фасады на малых фронтонах украшают аллегорические статуи, вазы, лепные украшения. Два больших фронтона оформлены клеймами с сидящими фигурами. Вызолоченные статуи и лепные украшения стали основой декора фасадов Эрмитажа. На окнах и дверях сделана декоративная обработка. В 1753 году лепные украшения были вызолочены, а фасады полихромно окрашены: на ярко-бирюзовом фоне выделялись белые колонны и наличники, вызолоченные лепные детали и скульптура. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году была выкрашена в белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды вызолочены.


Императрица Елизавета Петровна принимает иностранных послов в павильоне Эрмитаж, 1907 г. акварель А.Н.Бенуа

Особый характер Эрмитажному участку парка придало то, что павильон, стоявший в центре площадки, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, был окружен рвом фигурной барочной формы, заполненным водой, и соединялся с парком двумя мостами; ров был обнесен балюстрадой, также украшенной статуями и вазами. Высокая ровно подстриженная листва деревьев на аллеях, сходившихся к Эрмитажу, составляла спокойный фон для динамичной архитектуры павильона и его декора, насыщенного цветом и пластикой.


Павильон Эрмитаж в саду Царского Села. Гравюра А.А. Грекова. Бумага, офорт, гравюра резцом, акварель. 51,5 х 69,5. 1860-е гг. ГЭ

В "уединенном месте" - Эрмитаже - любила бывать Императрица Елизавета, а впоследствии и Екатерина в компании избранных вельмож и иностранных гостей. Там господствовала атмосфера нескончаемых праздников, беззаботного веселья. Для большей занятности вместо обычных лестниц были устроены подъемные канапе - предшественники современных лифтов. Маленькие диванчики, обитые зеленым бархатом и золотым позументом, с помощью специальных устройств доставляли званых гостей наверх. Декоративное убранство Эрмитажа близко по своему характеру к убранству Большого зала Екатерининского дворца.


Почтовая открытка начало XX века.

Интересна внутренняя отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф.-Б. Растрелли.
Зал был полон света благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы. В простенках между ними размещались зеркала в вызолоченных резных рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов.


Столовая Эрмитажа

Назначение интерьера подсказало сюжет живописного плафона, написанного Дж. Валериани и И. И. Бельским и изображавшего "Юнону и Юпитера, приглашающих небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу".
Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала, а также плафоны кабинетов Дж. Валериани заимствовал из "Метаморфоз" Овидия: "Вакх и Ариадна", "Аполлон, преследующий Дафну", "Вакх, венчающий Дафну звездной короной", "Похищение Европы".
Живопись потолков галерей работы А. Перезинотти представляла собой аллегории времен года в виде амуров с традиционными атрибутами: гроздьями винограда, цветами и снопами пшеницы.






К юбилею Царского Села восстановлен весь эрмитажный комплекс: сам павильон и ров вокруг, павильон «Эрмитажная кухня», а также участок парка, называемый «Эрмитажная роща».

Зал был полностью изолирован от внешнего мира и недоступен даже для прислуги:
"Пять сервированных столов, - вспоминает современник, - неожиданно для присутствующих появлялись из-под пола. Специальные, входившие в их сервировку деревянные нижние тарелки опускались и поднимались по железным трубам, доставляя на стол желаемые кушанья.
Для заказа служили грифельные доски и система сигнализации в виде колокольчиков на веревках. Когда обед кончался, столы снова исчезали, парадная столовая превращалась в большой зал и по паркету, набранному из заморских древ, кружились и скользили танцующие". В крохотных кабинетах-гостиных Ф.Б. Растрелли также использовал живопись, зеркала, резьбу. Посреди здания был устроен колодец с превосходной студеной водой, находящейся всегда на одном уровне. Последний раз механизмы Эрмитажа использовались в 1817 году в день празднования бракосочетания будущего Императора Николая Павловича с Александрой Федоровной.

В конце XVIII века по распоряжению Екатерины II был засыпан фигурный ров, сняты мраморные плиты на площадке, убрана часть скульптуры на фасаде и кровле.
Но и в таком виде павильон не потерял своего значения как уникальный памятник архитектуры XVIII века.
В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, и восстановлено силами объединения "Реставратор" и Ленинградского отделения Художественного фонда.
Из сохранившихся барельефов наиболее интересны тридцать две лепные панели работы скульптора И. Дункера, помещенные в нишах пьедесталов колонн, Их сюжет - игры амуров. Сейчас эти барельефы сняты для музейного хранения, а на их место до окончания реставрации павильона временно поставлены копии.


Павильон «Эрмитаж»

В отличие от Екатерининского дворца Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его планировка и внутренняя отделка дошли до нашего времени почти без изменений.
Эрмитажный участок имеет свой выход в город через проезд, сделанный в центре одноэтажного красного кирпичного здания, построенного в готическом стиле, характерном для эпохи русского классицизма XVIII-XIX веков. Это сооружение - Эрмитажная кухня, называвшаяся также придворной булочной. Она стоит на границе парка у канала и соединяется мостом с его набережной.



Эрмитажная кухня.

Архитектурный замысел кухни связан с начатым в 1774 году сооружением канала вдоль границы Старого сада. Замена старой глухой каменной ограды каналом и набережной и другие мероприятия были частью широкой программы реорганизации Царскосельского парка.
В. И. Неелов, по проекту которого в 1775 - 1776 годах построена кухня, в 1748 году он был назначен "архитекторским помощником" и являлся правой рукой Растрелли, а в 1760 году его перевели в архитекторы. Зодчий, всю свою жизнь он посвятивший строительству Царскосельского дворца и парков (дело великого зодчего продолжили и его сыновья - И. В. Неелов и П. В. Неелов), был командирован в Англию для изучения парковой архитектуры. Он привез оттуда много рисунков, копии проектов садовых павильонов, каскадов, мостов. Распространенная в Англии мода украшать парки постройками, стилизованными в духе английской готики, нашла свое отражение в парках Царского Села и, в частности, в здании Эрмитажной кухни.
Это выразилось в его материале - кирпиче, позднее окрашенном в красный цвет с белой расшивкой швов, и в характере деталей завершающей части здания - зубчатом парапете с увенчанными шарами обелисками-пиннаклями по углам и в двухъярусной башне над проездом также с зубчатыми ограждениями первого яруса и ее крыши.


Эрмитажная кухня. Фрагмент здания.

В плане Эрмитажная кухня представляет вытянутый прямоугольник, усложненный со стороны Екатерининского парка двумя выступами. Венчает здание круглая двухъярусная башня. В декорации фасадов павильона В. Неелов применил мотив полуциркульных ниш, в которых были размещены декоративные вазы, в XVIII веке называвшиеся иногда «кубами» из-за их геометрической формы, массивности и тяжеловесности.
В декорации фасадов Эрмитажной кухни использованы и другие приемы, типичные для раннего классицизма. Такова, в частности, обработка стен филенками и гирляндой лепных полотенец над аркой ворот.
«Готический» характер зданию придают зубчатый парапет, прямоугольные и треугольные зубцы над первым и верхним ярусами башни. По углам Эрмитажной кухни поставлены пирамиды, увенчанные шарами. В подражание готическим сооружениям Англии стены здания оставлены неоштукатуренными; кирпич окрашен в красный цвет, а швы между кирпичами, лепные детали, ниши и филенки на фасадах выбелены.

Но несмотря на все эти псевдоготические мотивы, Эрмитажная кухня предстает перед нами прежде всего как памятник раннего классицизма. Об этом говорят простая и строгая трактовка фасадов с неглубокими нишами, оформление окон гирляндами, модульоны в обработке карнизов и, наконец, выделение деталей белым цветом. Для акцентирования углов фасадов павильона В. Неелов применил мотив полуциркульных ниш, в которых были размещены декоративные вазы, в XVIII веке называвшиеся иногда "кубами" из-за их геометрической формы, массивности и тяжеловесности. В декорации фасадов Эрмитажной кухни использованы и другие приемы, типичные для раннего классицизма. Такова, в частности, обработка стен филенками и гирляндой лепных полотенец над аркой ворот. Проезд под аркой закрывался изящными коваными воротами, исполненными искусным кузнецом Лукьяном Нефедовым. Это сооружение также называют "красными воротами".


Уголок Верхнего сада вблизи входа с Садовой ул.

Комплекс Камероновой галереи.

В 1780-е годы появились камероновские постройки, включенные в дворцовый комплекс. Это было вызвано не только потребностями владельцев, но и сменой художественных вкусов на рубеже 70 - 80-х годов XVIII века, в переходный период от барокко к классицизму.
К южному корпусу Екатерининского дворца, на первом этаже которого в 1790-х годах поселился последний фаворит императрицы Екатерины II Платон Зубов, и корпус получил название Зубовского, примыкает ансамбль, созданный в 1780 - 1794 годах архитектором Ч. Камероном. Вместе эти здания должны были обозначить границу регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.
В архитектурный ансамбль Ч. Камерона входит ряд построек различного назначения, объединенных общим художественным решением: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячим и Цветным садиками и Пандус.


Камеронова галерея

В те времена великолепие и пышность растреллиевской архитектуры стали восприниматься как грубость и "варварская роскошь". Владельцы дворца желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отстать от художественных веяний Европы.
Екатерина II писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду". Многих знаменитых мастеров привлекала возможность создать такое произведение в летней парадной резиденции российской императрицы. Француз Ш. де Вайи предложил возвести здание, посвященное наукам и искусствам и их покровительнице - Минерве. Величайший знаток античности, Ш. Клериссо предложил построить "античный дом", основанный на композиции терм Диоклетиана, который по своим размерам превосходил Большой (Екатерининский) дворец, и уже поэтому не был принят императрицей.


Комплекс построек Камеронова галерея.

Однако именно Клериссо принадлежала мысль, что термы, как типичное сооружение Древнего Рима, можно воссоздать в Царском Селе для того, чтобы устроить "игру", похожую на античную жизнь. Екатерина II не захотела пойти на непомерные финансовые условия французского художника, однако и не отказалась от своих замыслов. Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму: "Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению,... великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь... античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать "термами Ч. Камерона".


Премацци, Луиджи - Пейзаж с Камероновой галереей и Зубовским корпусом

Программу работ, предложенную Камероном, осуществили в течение семи лет, с 1780 по 1787 год. В результате со стороны Большого пруда появились сооружения в классическом стиле, заслонившие растреллиевскую архитектуру. Позднее у паркового фасада был посажен ряд лип, которые, разрастаясь, закрывали дворец со стороны Старого сада.


Бонштедт Людовик Франц Карл - Камеронова галерея и грот на берегу Царскосельского пруда

В 1783 - 1787 годах Ч. Камероном была построена галерея, служащая для парадных обедов, прогулок и обозрения парка в плохую погоду. Изящная белая ионическая колоннада из сорока восьми колонн легко вознеслась над мощной аркадой цоколя, облицованного рваными рустами темного пудостского известняка. Архитектор мастерски использовал наклон участка в сторону Большого пруда.



С этой наиболее высокой стороны галереи расположена парадная лестница. На высоких уступах ее широкого нижнего марша стоят бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры (в переводе с лат. соответственно "сильный человек" и "богиня цветов")- свободные повторения античных оригиналов, отлитые по модели Ф. Г. Гордеева литейным мастером В. Б. Можаловым.
В архитектуре Камероновой галереи нашли отражение характерные черты классицизма: прямые, четкие линии, строгость и красота пропорций, скромность декоративного оформления фасадов.




Камеронова галерея. Лестница

Стены первого этажа галереи прорезаны большими арочными оконными проемами. Простенки между окнами выложены пудостским камнем (из села Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга). Первый этаж состоит из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским.


Фрейлинский садик

В садик ведут Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня каменотесом С. Копыловым по проекту В. П. Стасова в 1819 году. Два устоя ворот задуманы автором в виде счетверенных дорических колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными изображениями жертвенников. Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками.


Фрейлинские (Новые Пудостские) ворота.

Своеобразное украшение галереи составляет скульптура: бронзовые бюсты древних философов, поэтов, политических и военных деятелей. Скульпторы и литейщики Ф. Гордеев, Ф. Шубин, Э. Гастилу, В. Можалев создали образы римских императоров: Цезаря, Веспасиана, Пия, Аврелия; мифологических персонажей: Аполлона - бога солнца, Минервы - богини мудрости, Бахуса - бога виноделия и его жены Ариадны; греческих философов: Сократа, Платона, Гераклита, Эпикура; оратора Демосфена, драматурга Софокла, поэта Овидия; русского ученого, современника Екатерины II - М. В. Ломоносова; английского политика парламентария Ч. Д. Фокса, предотвратившего войну с Россией; немецкого императора Иосифа II, бывшего гостем Императрицы.


Фрейлинский садик.

Галерея вместе с другими тремя сооружениями - Агатовыми комнатами, Висячим садом и пандусом (спуск в парк) - составляют единый ансамбль, по праву занимающий место в числе лучших произведений русской классической архитектуры. Весь этот комплекс создан по проекту Чарлза Камерона в 1780 - 1795 годах, в период расцвета русского классицизма. Камерон сумел мастерски включить новые сооружения в уже сложившийся к этому времени комплекс дворца и парка.


Камеронова галерея и Фрейлинский садик.

*****
Агатовые комнаты и холодные бани


Павильон Холодных бань

В комплексе сооружений, построенных Ч. Камероном, Холодным баням принадлежит центральное место. Исторически сложившееся название «Холодные бани» было призвано заменить слово «термы».
Перед главным фасадом Холодных бань находится терраса на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Она служит основанием для Висячего сада и связующим звеном между сооружениями архитектурного ансамбля Ч. Камерона и Екатерининским дворцом. Модель Холодных бань была закончена в 1780 году и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного прямоугольного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для купального зала, ванны, русской бани с паром.
Во втором — шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, получивших название «Агатовые комнаты».



Архитектурное оформление фасадов Холодных бань, как и всего комплекса Ч. Камерона, построено на контрасте в отделке этажей. Нижний, цокольный этаж, отделен от второго профилированной карнизной тягой и облицован массивными блоками пудостского камня, грубо обработанного, пористого, как будто изъеденного ветрами и дождями. Это создавало иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника.
Второй этаж, напротив, легкий, светлый; по указанию архитектора его стены были окрашены нежным желтым тоном, на фоне которого выделялись ниши, окрашенные в цвет терракоты.
По верху стен были размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со стоящими в них скульптурами.
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.
Это главный, юго-западный фасад Холодных бань, за которым располагаются так называемые Агатовые комнаты. От остальных фасадов он отличается обилием таких же, как на Камероновой галерее колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.



Разрабатывая проект павильона Холодных бань, Ч. Камерон исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам Палладио.
В число помещений этих терм входили: аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большая комната для упражнений; горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодных банях в Царском Селе прослеживается попытка воспроизвести схему планировки римских терм, что подтверждается документами. В них упоминается в числе комнат нижнего этажа помещение с оловянным бассейном в центре, «жаркая баня» и «отдыхательная комната».


Агатовые комнаты

В оформлении интерьеров Холодных бань Ч. Камерон применил цветной камень, а также живопись и лепку. Лепные работы в Холодных банях выполнил О. Мельников — крепостной Н. Львова, известного архитектора и поэта, скульптурные работы — Ж. -Д. Рашет и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф.
Для паркетов были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером X. Мейером по проектам Ю. Фельтена для дома А. Ланского, строившегося тогда на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и из-за смерти Ланского оказавшиеся невостребованными.
Несмотря на повреждения военных лет, отделка интерьеров первого и второго этажей павильона хорошо сохранилась.



Висячий сад архитектурного ансамбля Ч. Камерона соединяет террасу Камероновой галереи с Агатовыми комнатами, в которых императрица Екатерина II в ранние утренние часы занималась просмотром государственных документов, отвечала на письма.
Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы.
Три дубовых двери вводят в помещения Агатовых комнат. Дверь налево - в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь ведет в Большой зал, дверь направо - в Библиотеку и на лестницу в первый этаж. Основной объем павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам.
На отделке парадных помещений Ч. Камероном был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат Декорированы мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла в XVIII веке совершенства.
Уже в XVI веке на Урале были открыты месторождения твердых цветных камней, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основы для развития камнерезного дела в России.
По его указу в 172 5 году в пригороде Санкт-Петербурга - Петергофе - открылась первая в России гранильная фабрика, где стали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезному искусству.
В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов: давняя мечта об убранстве дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.


Висячий сад

Весной 1783 года Ч. Камерон получил указание императрицы Екатерины II подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань. Архитектор выполнил волю императрицы и подготовил рисунки к проекту убранства яшмой двух кабинетов.
В соответствии с замыслом Ч. Камерона, стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров, покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой.
Особую трудность представляли завершающиеся работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа проводилась вручную русскими мастерами. Стены двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры, созданные по проекту Ч. Камерона, получили название Агатовых комнат.Всего для их убранства было использовано 25 тонн этого камня.
Веерообразная гранитная лестница ведет в 1-й этаж павильона, где были оборудованы купальные помещения с бассейном, получившие название Холодных бань. Первый этаж отличается от второго более скромной отделкой. Здесь находится "отдыхательная комната", купальный зал, ванная, угловой кабинет и русская баня.
В оформлении интерьеров Холодных бань Ч. Камерон применил цветной камень, а также живопись и лепку. Лепные работы в Холодных банях выполнил О. Мельников - крепостной Н. Львова, известного архитектора и поэта, скульптурные работы - Ж. -Д. Рашет и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф. Для паркетов были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером X. Мейером по проектам Ю. Фельтена для дома А. Ланского, строившегося тогда на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и из-за смерти Ланского оказавшиеся невостребованными.

В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку и искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты; бесследно исчезли мраморная скульптура, б яшмовых ваз, 9 бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат, в основном, сохранилась с XVIII века.


Своды под Висячим садом

Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон с полукруглым портиком-ротондой. Это главный, юго-западный фасад Холодных бань, за которым располагаются Агатовые комнаты. От остальных фасадов он отличается обилием таких же, как на Камероновой галерее колонн ионического ордера, чем подчеркивается единство этих сооружений. Дорожки Висячего сада, идущие от Агатовых комнат к пандусу, огибают зеленую лужайку, в центре которой установлена скульптура Венеры - копия XIX века с античного оригинала III века до н. э.

В 1787 году Висячий сад имел значительно меньшую площадь и иную форму, чем та, которую мы видим сейчас; расширили сад пятью годами позже. Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Камероновой галереи, а западным - к торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца. В этом месте во всю ширину флигеля сад ответвлялся в виде узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением между Екатерининским дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей. Южный угол торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединенный непосредственно с Висячим садом, представляет полуоткрытую площадку, называемую Зеркальной: архитектурное оформление ее как в зеркальном отражении повторяет Камеронову галерею - каннелированные колонны ионического ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная площадка соединялась непосредственно с покоями Екатерины II: дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет - одну из личных комнат императрицы. Терраса в самом начале была задумана как основание для небольшого Висячего сада, расположенного на уровне второго этажа, поэтому на своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы.
Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского доломита - камня, добывавшегося на острове Эзель. Работа производилась под руководством иностранного мастера Эстерейха. Эти каменные балюстрады до нашего времени не сохранились: еще в начале XIX века они сильно обветшали и их заменили деревянными, окрашенными белой краской. При проектировании и строительстве Пандуса в 1792 году появилась необходимость расширить площадь Висячего сада. Для этого потребовалось поставить дополнительные шесть столбов и выложить своды между флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей, где сада не было. В результате этих работ Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел ту форму, которая существует и поныне.


Пандус

В начале 1792 года императрица Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в Екатерининский парк непосредственно из Висячего сада. Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся в конце Камероновой галереи лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено. Спуск впоследствии назвали Пандусом (с фр. - спокойный, легкий спуск).
Пандус построен в виде постепенно понижающихся семи арок-сводов и трех безарочных пилонов. В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маскароны античных богов - Юпитера, Аполлона, Юноны, Дианы, Марса, Минервы, Меркурия и других мифологических персонажей.


Петров В.П.
Пандус у Камероновой галереи в Царскосельском парке.
1794

Над колоннами, разграничивающими уступы по обеим стoронам спуска, были установлены бронзовые статуи муз - Евтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры-Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры. Богатое скульптурное оформление послужило поводом назвать Пандус в XVIII веке "Лестницей богов". Бронзовые статуи находились здесь недолго; по указу императора Павла I в 1798 году их перевезли в Павловск. Вместо них в 1826 году поставили чугунные треножники с чашей для цветов, отлитые на Петербургском казенном заводе по рисунку архитектора В. Стасова.


Пандус, маскароны

В самом конце Пандуса находились две колоссальные бронзовые вазы, отлитые по образцам античных. Вазы оставались на своих местах до 1941 года; во время оккупации города немецкими захватчиками они бесследно исчезли.
Сооружение Пандуса началось осенью 1792 и завершилось в апреле 1794 года. Строительство велось под руководством архитектора И. Неелова, состоявшего постоянным помощником Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Ч. Камерона на Пандусе были установлены железные ворота с решетками, изготовленные на Сестрорецких заводах; эти ворота простояли до середины XIX века.


Треножник

В 1811 году Пандус был передвинут. Это было связано с тем, что в 1810 году неподалеку от Висячего сада и Пандуса была построена Гранитная терраса, рядом с которой пролегала широкая прямая аллея, пересекающая весь парк от Екатерининского дворца до Орловских ворот. Ныне эта аллея называется Рамповой. Чтобы совместить направление Пандуса с Рамповой аллеей, было решено его передвинуть; для этого узел соединения Пандуса с Висячим садом переместили со средней на вторую арку от Екатерининского дворца. В таком виде Пандус сохранился до наших дней.


Пандус. Ворота.

В 1860-х годах император Александр II избрал Зубовский флигель Екатерининского дворца для летней штаб-квартиры. В связи с этим значительную часть прилегающего к флигелю парка отвели под Собственный садик и оградили металлической решеткой. Новая ограда непосредственно примыкала к окончанию Пандуса, где решили поставить вторые ворота. Чтобы избежать различия между новыми и старыми воротами, в 1865 году камероновские ворота заменили новыми, исполненными по проекту архитектора А. Видова. Эти ворота сохранились до наших дней

***

***

г.Пушкин.Царское Село.Часть 1.
Царское Село. г. Пушкин.Часть 2.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 3.Екатерининский дворец.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 4. Комплекс Камероновой галереи.


Продолжение следует...



« | 1 | 2 | 3 | 4 | »
Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены