Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Прижизненные портреты А.С.Пушкина.

 






Прижизненная иконография, мемориальные вещи А.С.Пушкина и членов его семьи

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Это были особые, поэтические задушевные глаза» (В.А.Нащокина).
«Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде» (Д.В.Фикельмон).



«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь» (И.А.Гончаров).
«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе» (М.В.Юзефович).
«Вспыльчивый до бешенства, с необузданными африканскими страстями, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего привлекательного в своем обращении» (М.А.Корф).
Вот лишь немногие, но показательные в своей противоречивости отзывы современников о характере и внешности А.С.Пушкина. Наиболее удачно эти несоответствия подметил Н.А.Полевой в 1827 году, когда писал о только что выполненном В.А.Тропининым знаменитом портрете поэта: «…физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие».

***

Прижизненные портреты А.С.Пушкина.

Всероссийский музей А.С.Пушкина обладает уникальным собранием прижизненных портретов поэта. Центральное место в пушкинской иконографии музея занимает живописный портрет работы В.А.Тропинина. В собрании также находятся портреты поэта, выполненные лицейским учителем рисования С.Г.Чириковым, художниками Ж.Вивьеном де Шатобреном, Н.И.Уткиным (с оригинала О.А.Кипренского), Г.А.Гиппиусом, В.М.Ваньковичем, Н. де Куртейлем, Г.Г.Чернецовым, П.Ф.Соколовым, А.И.Клюндером, П.И.Челищевым, А.П.Брюлловым, Е.-П.Мазером. Особое место занимают в этом ряду изображения А.С.Пушкина, сделанные сразу после его смерти. Это посмертная маска, выполненная скульптором С.И.Гальбергом (из пятнадцати масок первого отлива, снятых под его руководством, до наших дней сохранились только четыре, и две из них находятся в коллекции музея), картина А.А.Козлова (написанная по собственному эскизу, сделанному 30 января 1837 года), рисунки А.И.Мокрицкого, В.А.Жуковского, Ф.А.Бруни.



В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина.
1827 г. Холст, масло.

Портрет поступил из Пушкинского Дома в 1953 г., до этого хранился в Государственной Третьяковской галерее, куда был передан наследниками князя Н.Н.Оболенского в 1909 г. с надписью, сделанной на обороте холста и скрепленной печатями с гербом Оболенских.



С.Г.Чириков (?). Портрет А.С.Пушкина.
1810-е гг. Бумага, акварель.

Наиболее вероятный автор портрета – Сергей Гаврилович Чириков (1776 – 1853), лицейский учитель рисования и гувернер.


Ж.Вивьен де Шатобрен. Портрет А.С.Пушкина.
1826 – нач. 1827 гг. Бумага, ит. карандаш, растушка.

На обороте паспарту надпись внука поэта Е.А.Баратынского – А.Н.Баратынского: «Портрет, подаренный Пушкиным Евгению Абрамовичу Боратынскому. А.Боратынский». Ниже тем же почерком: «Этот портрет заклеен в рамку, по преданию, собственноручно Алекс. Сергеевич. Пушкиным».



П.Ф.Соколов. Портрет А.С.Пушкина.
1836 г. Бумага, акварель.

Портрет хранился у брата А.О.Смирновой-Россет А.О.Россета. Известно, что один из самых известных портретистов того времени П.Ф.Соколов неоднократно дублировал эту работу. Один из авторских вариантов портрета находится в собрании музея.



Галактионов по рисунку А.П. Брюллова. Пушкин на обеде у Смирдина. 1832-1833 гг. Титульный лист альманаха «Новоселье».


П.И.Челищев. А.С.Пушкин и граф Д.И.Хвостов (фрагмент). 1830 г. Бумага, графитный и свинцовый карандаш, вишневый лак.

На обороте наклейка: «Из альбома Генерал-Майора Платона Ивановича Челищева. Пожертвовано в Пушкинский музей Александровского Лицея дочерью и внуком его Ольгою Платоновною и Николаем Николаевичем Макаровыми».


А.И.Мокрицкий, Г.К.Михайлов и др. (школа Венецианова).
Субботнее собрание у В.А.Жуковского. 1834-1836 гг. Холст, масло.

Изображены: у окна – В.А.Жуковский (по другой версии – В.Ф.Одоевский), перед ним в кресле П.А.Плетнев, у стола – А.В.Кольцов, правее Н.В.Гоголь, на диване – А.С.Пушкин, В.Ф.Одоевский (М.И.Глинка?), И.А.Крылов, П.Н.Кривцов (А.А.Перовский), правее сидят Ф.Ф.Вигель (И.И.Козлов) и А.Н.Карамзин.


И.Линев (?).А.С.Пушкин.1837 г. (?) Холст, масло.


А.Н.Мокрицкий. А.С.Пушкин на смертном одре. 29-30 января 1837 г. Бумага, карандаш.

На обороте подложки: «Снят с натуры академиком Аполлоном Николаевичем Мокрицким вечером 30 января 1837 года и подарен им Петру Андреевичу Каратыгину».

***
Во Всероссийском музее А.С.Пушкина хранятся личные вещи А.С.Пушкина. Часть реликвий сегодня экспонируется в мемориальном Музее-квартире поэта.

Часы А.С.Пушкина. 1810-е гг. Золото, металл.



Часы были получены А.С.Пушкиным от вдовствующей Императрицы Марии Федоровны (через поэта Ю.А.Нелединского-Мелецкого) в 1816 г. в качестве награды за написанные им стихи по случаю бракосочетания Великой Княжны Анны Павловны и Принца Оранского. Часы были у А.С.Пушкина, когда он направлялся к месту дуэли. Их остановил в минуту смерти поэта В.А.Жуковский. Позже, в Германии, Жуковский подарил этот бесценный раритет Н.В.Гоголю, который передал часы сестрам – О.Н.Головне и Е.Н.Быковой. Сын последней сестры – Н.В.Быков, женатый на внучке А.С.Пушкина, Марии Александровне, – был долгое время хранителем этой реликвии. Затем семья Быковых передала часы в Полтавский краеведческий музей, откуда они попали на Всесоюзную Пушкинскую выставку 1937 г., по окончании работы которой пополнили фонд Всероссийского музея

***
Кольца А.С.Пушкина.



1) Золото, сердолик. 1810-е гг. Дар князя С.М.Волконского в собрание Пушкинского Дома. Кольцо с сердоликом в 1820 г. во время путешествия по Крыму вместе с семьей генерала Раевского было положено А.С.Пушкиным в лотерею и выиграно одной из дочерей генерала – Марией Николаевной Раевской (в замужестве Волконской). Во время пребывания с мужем-декабристом в Сибири М.Н.Волконская хранила это кольцо, а затем подарила его сыну – М.С.Волконскому, который в 1880 г. подарил кольцо своему сыну – Сергею Михайловичу в год окончания гимназии. В 1915 г. С.М.Волконский передал кольцо в Пушкинский Дом, из которого в 1953 г. оно поступило в фонды Всероссийского музея А.С.Пушкина.

2) Золото, изумруд. 1-я треть XIX в. Дар Великого Князя Константина Константиновича в собрание Пушкинского Дома. С этим перстнем на руке А.С.Пушкин изображен на известном портрете В.А.Тропинина 1827 г. После смерти Пушкина перстень был подарен его вдовой – Н.Н.Пушкиной – В.И.Далю. В 1880 г. представлен на юбилейной Пушкинской выставке дочерью В.И.Даля – О.В.Демидовой, подарившей перстень президенту Академии наук Великому Князю Константину Константиновичу. В 1915 г. по завещанию Великого Князя перстень был передан в Пушкинский Дом, откуда в 1953 г. поступил в фонды Всероссийского музея А.С.Пушкина.

***

Пресс-грифон, подаренный А.С.Пушкиным А.А.Дельвигу. 1-я четверть XIX в. Золоченая бронза.



Пресс подарен в 1829 г. вместе с четверостишием: «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?..». После смерти А.А.Дельвига пресс хранился у его жены, позже – у ее родственницы А.А.Барановой, от которой перешел в Государственный Литературный музей. Экспонируется в Музее-даче А.С.Пушкина.

***
Сабля, подаренная А.С.Пушкину генералом И.Ф.Паскевичем на Кавказе в 1829 г.



Начало XIX в. Дамасская сталь, серебро, рог, кожа, дерево, золочение.
На клинке надпись: «АРЗРУМЪ. 18 iюля 1829». В последний день пребывания А.С.Пушкина в Арзруме генерал И.Ф.Паскевич подарил ему эту саблю в память об участии поэта в операции русских войск против турок на Кавказе. Сабля была предоставлена в 1899 г. сыном поэта Григорием Александровичем на юбилейную выставку в конференц-зале Академии наук в Петербурге, затем передана им в Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея. В 1917 г. эта реликвия поступила в Пушкинский Дом.

***
Оттиск перстня-талисмана с футляром для его хранения с автографом И.С.Тургенева:



«Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой – он носил почти постоянно этот перстень, по поводу которого писал свое стихотворение: Талисман. И подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешел к его сыну, Павлу Васильевичу, который подарил его мне. Париж. Август. 1880. Иван Тургенев». В 1887 г., после смерти И.С.Тургенева, Полина Виардо передала перстень в Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея, откуда он был украден. Сохранилось лишь несколько оттисков перстня и футляр для его хранения.

***

Часть оконного занавеса из последней квартиры А.С.Пушкина.



2-я половина 1830-х гг. Шелковый брокар, ручная вышивка золотой нитью. В 1841 г. Н.Н.Пушкина перевезла в Михайловское мебель и вещи из последней петербургской квартиры. Г.А.Пушкин, сын поэта, переехав в 1899 г. с женой в Маркучай, имение под Вильно, привез с собой из Михайловского некоторые вещи, в том числе и занавес. После смерти Г.А.Пушкина его вдова подарила занавес соседке по имению, сестре коллекционера В.Сувчинского. Унаследовав реликвию после смерти сестры, В.Сувчинский, уже за границей, передал ее С.М.Лифарю. В 1968 г. Сергей Лифарь подарил половину занавеса Всероссийскому музею А.С.Пушкина.

***
Кресло Пушкиных из села Михайловское.



Конец XVIII в. Дерево, крашенное по левкасу с позолотой, ткань. Дар В.А.Пушкиной, вдовы сына поэта, Пушкинскому музею Императорского Александровского Лицея.

***
Столик из последней квартиры А.С.Пушкина на наб. Мойки, 12. Красное дерево.



***
Ножницы А.С.Пушкина. 1830-е гг.



Сталь, кожа, ткань (футляр). Дар племянника А.С.Пушкина Л.Н.Павлищева Пушкинскому музею Императорского Александровского Лицея.

***
Медальон с локоном волос А.С.Пушкина (в футляре) с запиской, написанной И.С.Тургеневым.



Серебро, стекло.
На записке, написанной к выставке 1880 г.: «Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837-го года на другой день после кончины. Я заплатил камердинеру золотой. – Иван Тургенев. Париж. Август 1880».

***

Портреты и мемориальные вещи предков А.С.Пушкина и членов его семьи.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», – писал поэт. Он живо интересовался историей своего рода, неоднократно выводил своих предков действующими лицами произведений. Краткая история его рода прослежена в стихотворении «Моя родословная», есть упоминания о предках и их деяниях в автобиографических записках Пушкина и в «TableTalk». Поэт планировал издать полную биографию своего «черного» прадеда Абрама Ганнибала. Этим планам не суждено было осуществиться, но Пушкин написал исторический роман «Араб Петра Великого». В родословной Пушкина соединилось несколько ветвей именитых дворянских родов России, представители которых оставили заметный след в русской истории. Пушкин с гордостью писал о своем шестисотлетнем дворянстве и бережно хранил фамильные реликвии, напоминавшие ему о славе его предков.

Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил..,

так напишет он в стихотворении «Моя родословная», созданном в Болдино, родовом имении Пушкиных, которым они владели с 1585 году, и где с особой остротой ощущалась связь времен. Он имел право безо всякого преувеличения написать: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории». В собрании Всероссийского музея А.С.Пушкина хранятся фамильные реликвии предков поэта и членов его семьи. Поступившие в разные годы от разных владельцев, они вновь соединились в собрании музея, образовав семейные коллекции Пушкиных, Ганнибалов, Павлищевых, Гончаровых.



Родословное древо рода Пушкиных.

Конец XVIII в.
Неизвестный художник.Бумага, акварель, тушь.

***



Ж. Вивьен де Шатобрен.
Портрет В.Л.Пушкина (1766-1830).
1823 г. Бумага, ит.карандаш, белила.

Василий Львович Пушкин – старший брат С.Л.Пушкина, родной дядя А.С.Пушкина. Отставной гвардии подпоручик, известный в свое время поэт.

***


А.П.Брюллов.
Портрет Н.Н.Пушкиной (1812-1863).
1831-1832 гг. Бристольский картон, акварель.


Н.Н.Пушкина.
В.И. Гау. 1842-1843.
Бристольский картон, акварель.

***


Неизвестный художник.Портрет И.А. Ганнибала.
Конец XVIII в. Холст, масло.

***

А.А.Пушкин.
Фотография. 1890-е гг.

***

Часы карманные из семьи Пушкиных с фамильным гербом. Конец XVIII в. Золото, металл, эмаль.



Часы принадлежали Л.А.Пушкину, после смерти которого его старший сын, Василий Львович, получил их в наследство. После внесения рода Пушкиных в 1800 г. в Общий гербовник дворянских родов, В.Л.Пушкин заказал гравировку герба на крышке часов. В 1830 г. после смерти В.Л.Пушкина, не имевшего законных наследников, часы перешли к племяннику, Л.С.Пушкину.

***

Кольцо Н.Н.Пушкиной.
1830-е гг. Золото, бирюза.



На внутренней части кольца выгравировано: «А.Р. 6 April. 1832».

***
Кольцо М.А.Гартунг (урожденной Пушкиной, дочери поэта). Середина XIX в.
Золото, изумруд, бриллианты.



***
Браслет Н.Н.Пушкиной.
1840-е гг. Коралл, золото.



Браслет был подарен Наталье Николаевне Пушкиной отцом поэта С.Л.Пушкиным.

***

Чашка с блюдцем Н.Н.Пушкиной.
1850-е гг. Фарфор, позолота.

тут

***




Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены