C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Русский Ренессанс в сети интернета. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Русский Ренессанс в сети интернета.

 По запросу "Русский Ренессанс" на веб-страницах проступает пестрая, противоречивая картина представлений о Ренессансе в России, что побуждает к размышлениям. Первые страницы заполняют фирмы по производству металлоконструкций, мебели, по ремонту антиквариата и продаже, отели и туристические фирмы, даже фирма по выращиванию гладиолусов - все под громким названием "Русский ренессанс". Вероятно, эти фирмы возникли на волне надежд на возрождение, на развитие частного предпринимательства, что, конечно, не имеет прямой связи с исторически конкретным понятием Ренессанс.

Среди этих фирм, очевидно, как идеологическое обоснование их названия, упоминается статья Элен Карье д`Анкосс "Цена русского Ренессанса", опубликованная в "Фигаро" и переведенная в газете "Восточно-Сибирская правда". Ярый антисоветчик подается теперь как серьезный аналитик, хорошо разбирающийся в России. В статье трактуются довольно поверхностно события конца XX века, связанные с распадом СССР.
И вывод: "Мира 1945 года больше не существует. Советский Союз многое выграл благодаря послевоенной системе. Россия крупно проиграла в результате ее исчезновения. Но разве это не цена, которую стоило уплатить за освобождение народа? И за Ренессанс России, который наступит в свое время. И мир увидит ее обновленной".

Да, антисоветчики иначе не могут рассуждать. Но убыль населения до миллиона ежегодно уже второе десятилетие - не слишком ли дорогая цена? И это называют "освобождением народа"?
У нас продолжают прислушиваться к треску пропагандистских клише. Как поверили в свободу и демократию, обернувшихся торжеством олигархии, готовы поверить в "Ренессанс России, который наступит в свое время". Я склонен предполагать, что здесь не совсем точный перевод. Трудно представить, что известный историк, первая женщина, избранная на пост постоянного секретаря Французской академии, не знает, что такое Ренессанс. Скорее всего, она говорит о возрождении России, что наступит в свое время. Если же она точно говорит о Ренессансе, значит, это очередная утка антисоветизма.

Как ни странно, и патриоты у нас надеются на Ренессанс в будущем, забывая или не ведая о том, что Возрождение - это эпоха, непосредственно отделяющаяся от Средневековья. Некие барды поют о Русском Ренессансе, имея в виду, похоже, русский бунт, который грядет.

Целые веб-страницы заполняют упоминания о книжке Видовой "А.С.Пушкин и Русский Ренессанс", учебное пособие с обычным анализом произведений поэта, без сколько-нибудь серьезной разработки темы, указанной в названии.
Далее проступают упоминания о серебряном веке русской поэзии, что называют "русским ренессансом", культурным или религиозным, с ссылками на высказывания Николая Бердяева. Кто-то называет начало XX века третьим русским ренессансом, помня, вероятно, о золотом веке русской поэзии, а у него должен быть начальный период, то есть XVIII век.

Кажется, можно выделить лишь одну статью "Мотив воды в творчестве М.В.Ломоносова" Татьяны Зверевой, опубликованную в научно-методическом журнале "Филолог", издания Филологического факультета Пермского государственного педагогического университета, № 2/2003, как научную разработку проблем Ренессанса в России.
"XVIII век был, как известно, - пишет автор безо всяких предисловий и сомнений, - веком русского Ренессанса, возвращением солнца Эллады в "полнощную столицу": ослепительно ясные ландшафты ломоносовских од, блеск зарниц, бесконечно отражающих свет, рассыпающийся огонь фейерверков... Не случайно принято говорить о "солнечном апофеозе русского абсолютизма"... Реальность ломоносовской оды, таким образом, - это световая реальность".

Не совсем понятно это "возвращение солнца Эллады в "полнощную столицу", хотя смысл в общем ясен: новая столица и строилась у моря под солнцем Эллады, в чем прекрасно отдавал отчет царь-реформатор.
Поэтика од Ломоносова в анализе автора действительно предстает как ренессансная, что можно и должно сказать и о лирике Державина. В поэзии Ломоносова водная стихия воплощает всю природу, которая должна быть пересоздана, это идеи века Просвещения, что подхватит и советская эпоха; поэтому поэт не заметил наводнений, пришедшихся на его время, как Пушкин позже; он не заметил и туманов Петербурга, свет царит в его поэзии, воплощая просвещение; даже увлечение фонтанами имеет поэтически-философское обоснование, это укрощенная стихия, хаос, обретший форму искусства. Между тем фонтан - это символ преодоления времени, протекающий бесконечно миг. В этой связи автор пишет о борьбе со временем, что лежит, мол, в основе всякой абсолютистской культуры, ее исходная онтологическая функция. Но в данном-то случае это проявление именно ренессансной культуры и мироощущения, что в высшей степени характерно для эпохи Возрождения в Европе и что мы находим в поэзии и Ломоносова, и Державина.

Словом, идея Ренессанса в России носится в воздухе впервые столь отчетливо, и взоры специалистов направлены в XVIII век, начало XIX века и начало XX века, и можно подумать, что Русский Ренессанс, ранее нами не осознанный, то возникал, то затухал, то ему положила конец Революция, то он вот-вот вспыхнет вновь - с расцветом частного предпринимательства или с русским бунтом.
Именно из-за страха перед русским бунтом нам ежевечерне твердят о том, якобы Россия исчерпала лимит революций. Но если Октябрьская революция - всего лишь переворот, значит, лимит еще не исчерпан? Вдумайтесь, господа, в слова, какие повторяете, как попугаи, едва вас впустят на кухню новостей СМИ!

Между тем разрушение всех сторон жизни Российского государства продолжается, что не похоже на возрождение, разве что частного интереса, коррупции и преступности, с размахом, какого не знала царская Россия. Все говорит о том, что если в России и был Ренессанс, то мы наблюдаем его закат. И не надо на это закрывать глаза. В достижениях искусства и закат может быть блистательным, как и восход.
Мы наблюдаем возрождение лишь церкви, буквально с восстановлением храмов и строительством новых, правда, наскоро, как возводят новоделы нуворишей, с повальным обращением, что, впрочем, происходит во всем мире, с выдвижением ислама в США и в европейских странах. Такое явление и говорит о закате, как было и в странах Европы на рубеже XVI-XVII веков. Распад СССР, как и его возникновение, оказал могущественное влияние на ход мировой истории, в первом случае, позитивный, ныне безусловно отрицательный, что уже дает себя знать - и это не только в России, а во всем мире.

Поворот интеллигенции, ее интеллектуальной прослойки, к религии, точнее к религиозно-философским исканиям, произошел впервые в начале XX века. Дело ведь в том, что религиозно-философские искания мыслителей и художников тоже в высшей степени характерны для ренессансных эпох.
Несомненно имеет смысл нам внимательнее познакомиться с воспоминаниями Н.Бердяева об эпохе, которая ныне влечет всех, как земля обетованная.
В умонастроении интеллигенции начала XX века Бердяев выделяет три источника или струи: это марксизм - не как руководство к действию, что у революционеров, а историческая перспектива, связанная с понятием коммунизма; это религиозно-философские искания, небывало интенсивные; это русская поэзия серебряного века.

"Символисты верили, - пишет Бердяев в "Русской идее", - что есть иной мир. Вера их совсем не была догматической. Лишь один Вяч. Иванов, впоследствии перешедший в католичество, был одно время очень близок к православию. Вл. Соловьев сообщил символистам свою веру в Софию. Но характерно, что символисты начала века, в отличие от Вл. Соловьева, верили в Софию и ждали ее явления, как Прекрасной Дамы, но не верили в Христа. И это нужно определить, как космическое прельщение, под которым жило это поколение. Правда тут была в жажде красоты преображенного космоса".

Очень выразительное свидетельство о религиозно-философских, по преимуществу поэтических исканиях мыслителей и поэтов серебряного века, по сути, в русле видений и постижений Данте и Петрарки, что проступает и в миросозерцании Пушкина и Лермонтова и совершенно непосредственно в лирике Александра Блока и в его жизни. Это и есть ренессансное явление в русской поэзии начала XX века, а собственно религиозные искания были скорее отражением перемен в умонастроении интеллигенции после поражения первой русской революции. "Поэты-символисты, со свойственной им чуткостью, - пишет Бердяев, - чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще неизвестная... Ждали восхода солнца грядущего дня. Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также и ожидание грядущей революции".

Идея новой жизни, с острым ощущением неблагополучия в настоящем, витала в воздухе, и даже обращение к религии было жаждой преображенного мира, с жаждой красоты, с "возвращением солнца Эллады в "полунощную столицу" в начале XX века после золотого века русской поэзии, вот когда уместно это выражение.
Античность пронизывала умонастроение эпохи. "Вяч. Иванов, как и Мережковский, - пишет Бердяев, - вносил много язычества в свое христианство, и это было характерно для ренессанса начала века".
Это было в высшей степени характерно для эпохи Возрождения в Италии, можно добавить, и в России. В миросозерцании Пушкина было еще больше язычества, то есть античной основы европейской и русской культуры. Следует добавить, выходя за исторические рамки, в какие заключает ренессанс Бердяев, - это внесение язычества в христианство впервые проявилось в эпоху преобразований Петра I, вообще характерно и для эпохи Просвещения.

Отсюда - один шаг к атеизму, который широко распространился уже в XIX веке, особенно в XX веке. Воинствующее безбожие Революции Бердяев объясняет не только мировоззрением коммунистов, но и "грехами православия, которое не выполняло своей миссии преображения жизни, поддерживая строй, основанный на неправде и гнете". Об этом у нас сегодня забывают, либо не ведают, пребывая в плену пропагандистских клише антикоммунизма и антисоветизма.
"Враждебна христианству и всякой религии не социальная система коммунизма, - пишет Бердяев, - которая более соответствует христианству, чем капитализм, а лжерелигия коммунизма, которой хотят заменить христианство. Но лжерелигия коммунизма образовалась потому, что христианство не исполняло своего долга и было искажено. Официальная церковь заняла консервативную позицию в отношении к государству и социальной жизни и была рабски подчинена старому режиму".
Церковь выступила против Революции, вместо поддержки чаяний и выбора русского народа, поэтому претерпела гонения.

Интересна мысль Бердяева: "В России революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя, была утопией, не соответствующей русским традициям и господствовавшим в России революционным идеям. В России революция могла быть только социалистической".
В эмиграции Бердяев писал: "Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл. Советская конституция 1936 г. создала самое лучшее в мире законодательство о собственности. Личная собственность признается, но в форме, не допускающей эксплуатации. Назрел новый душевный тип с хорошими и плохими чертами. Но свободы человека все еще нет".
Ну, с этим ясно. "При всей разорванности русской культуры и противоположности между революционным движением и ренессансом между ними было что-то общее, - высказывает Бердяев знаменательную догадку. - Дионисическое начало прорывалось и там, и там, хотя и в разных формах. Я называю русским ренессансом тот творческий подъем, который у нас был в начале века. Но он не походил на большой европейский ренессанс по своему характеру. Позади его не было средневековья, позади была пережитая интеллигенцией эпоха просвещения".

Установление связи между революционным движением и ренессансом вообще замечательно. Связь была, глубинная, идущая с эпохи преобразований Петра I, с выступлением декабристов в золотой век русской культуры, Ренессанс и есть переворот в ходе истории и развитии культуры, что в России завершается Революцией, и творческий подъем подхватывает, кроме интеллигенции, весь народ, силы которого пробудила и расковала революция.
Бердяев не разглядел позади Русского Ренессанса Средневековья, будто Ренессанс зародился в России лишь в начале XX века. Он также замечает: "Русский ренессанс не был классическим, - он был романтическим, если употребить эту условную терминологию".

Но и этому ныне легко найти объяснение. Начало XX века в России - романтическая эпоха, исполненная потрясений вполне в духе романтического мироощущения, с порывами в иные миры и в далекое будущее, поэты серебряного века - романтики, как и революционеры.
Русский Ренессанс был и классическим - в золотой век русской поэзии и культуры, странно, что этого не заметил Бердяев.
Он говорит о культурном ренессансе, который был сорван, по его словам, и творцы его "отодвинуты от переднего плана истории, частью принуждены были уйти в эмиграцию".
Нет, если говорить о культурном ренессансе, он вовлек народ в культурную революцию 30-х годов XX века, ибо не только ход народной жизни не был прерван, а вышел на столбовую дорогу мировой культуры.

"Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют, - пишет Бердяев, - о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа...", но сколько-нибудь четкого определения русской идеи в книге мы не находим. Впрочем, три источника или струи в умонастроении эпохи и интеллигенции, приведших Россию к социалистической революции, указывают на "коммунизм", что понимает Бердяев, как "русское явление, несмотря на марксистскую идеологию. Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи".
Ныне у нас, похоже, пытаются во что бы то ни стало уничтожить "коммунизм", разрушая материальные и духовные основы Российского государства, вместо диалектического отрицания, то есть преодоления, по Бердяеву, что осуществляют в КНР. Идет целенаправленная война против русского народа, против его судьбы, выношенной и выстраданной в его духовных исканиях и жизнестроительных устремлениях за три века Ренессанса в России.

© Петр Киле      2005 г.



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены