Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Мысли, проясняющие содержание Эстетики любви и красоты.

Здесь имеет смысл привести записи, проясняющие замысел столь неожиданного для меня самого трактата, с дальнейшим его развитием.

18 ноября 2010 года. Жизнь вообще, особенно поэта, и творчество заключаются в познании всего прекрасного и чудесного, основаны на познании красоты во всех ее проявлениях, разумеется, и всего ужасного и уродства, отвращаясь от них.

Любовь – это не просто стремление к красоте, желание красоты, это прежде всего познание красоты, чувственное и разумное, экстатическое, сексуальное или чисто эстетическое.

Философы говорят, любовь – это желание чего-то, вещи, человека, желание соединиться с ним; но будет, пожалуй, точнее сказать, желание – это потребность в чем-то, из нее-то возникает, зарождается, развивается как страсть – любовь.

Обычное утверждение, идущее от Платона, что любовь – это желание того, чего тебе недостает, отсюда, мол, стремление Эрота, отнюдь не отличающегося красотой, как думают, к прекрасному, вплоть до высшей красоты, следует оспорить и повернуть иначе, диалектически.

Любовь – это и желание того же, что ты есть, что есть в тебе хорошего, в другом, в товарище, тем  более в женщине, если ты мужчина, в мужчине, если ты женщина. Это склонность, проявления которой безотчетны.

Такой поворот существенно расширяет понимание и сущность любви и красоты.

Человек, тем более творец, может стремиться не только к тому, чего ему недостает, но и к тому, чего не хватает другим (по разным причинам), в том смысл творчества и жизнетворчества.

19 ноября 2010 года. Когда неоплатоники говорят о боге, они имеют в виду то Юпитера (Зевса у греков), то христианского бога, для них они равны, явления одного порядка под разными именами, идентичны; именно этот бог создает ангельский ум, душу мира и тело мира. При этом античные боги приравниваются к ангелам и т.п. Налицо попытки соединения, слияния языческого и христианского миросозерцания, мифологий и философий, что характерно для эпохи Возрождения.

И все же неоплатоники более последовательно следуют Платону (и всей античной философии), чем Христу и богословии. Но эти мифологические, религиозные, философские предпосылки у Фичино, как и у других мыслителей, от Фомы Аквинского до Николая Кузанского, остаются в сфере онтологии и мистицизма, а учение о любви и красоте сохраняет актуальность по сей день, поскольку оно проникалось самой жизнью, в которой по существу главенствовали два понятия-представления, со снятием богов или Бога, - любовь и красота.

У греков Эрот и Венера – боги, да самые древние, но и у христианских мыслителей неоплатонизма, как Фичино и другие, красота оказывается божественным обликом, который «во всем зарождает любовь».

Отсюда выходит для современного сознания, современного человечества, в котором ни одно из религий, ни одно из мифологий не могут претендовать на истину, на истинность, с отказом от фанатизма и мистицизма, что основными понятиями философии следует признать любовь и красоту, это по сути произошло в эпоху Возрождения в странах Европы, с возрождением миросозерцания классической эпохи.

Здесь и продолжать рассмотрение учения о любви Фичино… Или сразу начать разработку моей философии любви и красоты – на основе как античной, так и ренессансной, как это делал Фичино в «Комментариях к «Пиру» Платона»?!

По сути я должен набросать комментарии к сочинениям о любви и красоте мыслителей и писателей эпохи Возрождения, с цитатами, в которых я нахожу свои представления о любви и красоте, со своими выкладками и разработкой серии категорий, то есть создать – в связи с нынешней востребованностью стихов и эссе о любви, о женщинах, о красоте, и с моими с детства интересами, - актуальную философию любви и красоты, что будет разработкой и нового гуманизма эпохи Ренессанса в России?!!

О богах или Боге говорить нечего, это образы мифологии и религии, мы в сфере земного бытия с безмерным Космосом вокруг нас. Мы, покуда живем, вовлечены в жизнь, как она есть, в действительность вокруг нас и в наши представления о ней в настоящем, в котором проступает и прошлое.

И в этой жизни, кроме всех иных потребностей, определяющими нашу жизнь являются любовь и красота, о чем вели речь еще античные философы, с возрождением и разработкой их учений в эпоху Возрождения, с непосредственным обращением от небесных сфер богов и ангелов к земной жизни, к любви мужчины и женщины, что неоплатоники определяли как стремление к красоте, что ныне столь же актуально, как и столетия и тысячелетия назад.

Таким образом, современная философия любви и красоты, о чем здесь речь, как античная, так и ренессансная, как ни удивительно, в основных понятиях и представлениях (и самых важных) совпадают, обнаруживают больше сходства, чем различия, особенно с переходом от философских умозрений к непосредственной жизни, к чувствам людей, составляющих самое насущное и заветное для них, а это потребность любви, потребность всего самого доброго и прекрасного в жизни.

Вообще-то, как это может быть? Античность, эпоха Возрождения – и наша современность, особенно ныне в России в условиях распада великого государства и всяческого упадка?

Как ни парадоксально, именно в России близость эпохи Возрождения ощущается всего острее, это наш вчерашний день. Мы пребываем в условиях заката Ренессанса в России, когда высокие порывы и представления о человеке еще памятны, несмотря на лавину лжи и клеветы на историю Российского государства от эпохи Петра до советской эпохи включительно. Впрочем, так торжествовала феодально-церковная реакция, с кострами инквизиции на исходе эпохи Возрождения в Европе.

Философия любви и красоты – это и философия гуманизма. Наш предмет не просто и не только любовь и красота, что всегда актуально, наш предмет, поскольку мы еще связаны (если угодно через автора этих страниц) с эпохой Возрождения, наш предмет – гуманистическая философия любви и красоты эпохи Ренессанса в России, от которой отказались диссидентствующая интеллигенция и правители РФ ради собственных целей обогащения, с порождением олигархов.

Идея, замысел, содержание работы «Философия любви и красоты» неожиданно прояснились. Вступительные статьи как краткие исторические экскурсы вполне кстати, теперь трактатами о любви эпохи Возрождения в странах Европы должно воспользоваться не в историческом плане, а как источниками, в которых автор находит опору и подтверждение своим взглядам, своим представлениям, своим озарениям с детских лет.

Вместо богов и Бога – достаточно поставить свет, который пронизывает природу и мироздание, он-то и есть прародитель всего и вся. Другой всеобщей субстации нет. Сами боги и Бог – всего лишь световые образы первосущностей.

Я прихожу к исходному, как однажды уже начал было разрабатывать свою философию на основе праформы эстенция, но тогда не сумел преодолечь моральной рефлексии, на чем преуспели диссиденты, поддержанные внешними силами. Теперь же я могу и обязан создать жизненно актуальную философию любви и красоты – на основе ренессансных теорий о любви, именно этот материал, цитаты с комментариями автора, будет понятен, близок, достоверен для публики.

Именно эстетическое переживание есть чисто человеческая любовь, в отличие от Эроса, проявляющегося в природе, в расцвете флоры и фауны…

Не лучше ли «Философию любви и красоты» назвать точнее по предмету, по субъекту и объекту в их взаимоотношениях «Эстетика любви и красоты»?!

Да! Набросанные ранее статьи как вступительные или приложения. От «Античной философии любви и красоты», что собственно было эстетикой, переход через «Философию любви и красоты эпохи Возрождения» к «Эстетике любви и красоты» - это и есть разработка моей философии и эстетики, а именно эстетики любви и красоты.

Здесь квинтэссенция всего моего творчества во всех жанрах и моего миросозерцания. «Эстетика любви и красоты», или философия гуманизма»? «Эстетика любви и красоты» - это гуманистическая философия эпохи Ренессанса в России.

Как бы ни была велика Природа, или Бог, именно человек с его самосознанием и познанием Природы и Бога, оказывается в центре мироздания, как свет, проникающий его.

Существование Вселенной без начала и конца, или как сотворенной Богом, безразлично, не имеет смысла, это нечто неведомое, или ничто, абсолютное присутствие как абсолютное отсутствие.

Свет светил ничего не освещает, царит ночь. Лишь с явлением человека с его самосознанием и познанием природы мироздание освещается светом познания, сиянием любви и красоты.

Вот в чем сущность Ренессанса, это гуманизм. И эстетика любви и красоты основана на философии гуманизма.

 20 ноября 2010 года. Эстетика любви и красоты. Естественно начать с современных представлений о любви и красоте, с обращением к классической русской лирике и прозе, на чем было основано воспитание чувств молодых поколений и в советскую эпоху, с учетом опыта мировой литературы, и это можно воспроизвести в автобиографическом плане, ведь любовь и красота – это всегда глубоко интимные, сугубо личные чувства и переживания, - с открытием ренессансных явлений русской истории и искусства, с обозрением ренессансных явлений в истории человечества, с обращением к классической древности и к эпохе Возрождения в странах Европы, и тут-то опереться на сочинения Кузанского и Фичино, придавая их интуициям современный характер.

По сути, Эстетика любви и красоты – это воспоминания чисто автобиографического характера, лирико-философская эссеистика с предметом, ныне столь востребованным, это повод и удача для меня, чтобы подвести итоги и сформулировать свою эстетику и философию на основе моих постижений, творчества и открытия ренессансных явлений в истории человечества и мирового искусства. По сути это Комментарии в духе Фичино, вообще ренессансных мыслителей.

Это итоговые размышления к «Эстетическим опытам» и «Эпохе Ренессанса в России», а также ко всему моему творчеству в прозе и в стихах.

Сочинение, трактат, книга – будет состоять из отдельных эссе, с продолжением темы и вариациями; таким образом, сюда естественно входят и «Античная философия любви и красоты», и даже «Любовь в браке (Плутарх)», и «Любовь в Средние века»?! И естественно эссе о учениях Кузанского и Фичино и писателей о красотах женщин, описания картин Боттичелли, Леонардо, Рафаэля и т.д.

И о любви Нового времени (от моралистов до Стендаля). И о любви в русской литературе, с разбором воззрений религиозных мыслителей Серебряного века… И снова советская эпоха, с моими постижениями с детских лет, с определением предмета моей эстетики, с разработкой категорий, что будет вполне актуально.

Есть возможность: не повторяя Платона особо, реально раскрыть эстетику любви и красоты в эпоху классики – через жизнетворчество Перикла и творчество трагиков, Фидия и Праксителя, через лирику, - да, это еще лучше! Можно бы с цитатами из моих античных драм?! С цитатами из поэм?!

 23 ноября 2010 года. Мне следует сделать то, что никому бы не пришло в голову, а если бы пришло, не справился бы, - написать комментарии в духе ренессансных мыслителей к лирике русских поэтов эпохи Возрождения в России, что я уже собственно начал, составляя подборки стихов о любви и красоте?!

Значит, эти подборки и подобные им из вновь собранных проанализировать, разумеется, стихи, наиболее выразительные для этого, с использованием и сюжетов повестей и романов, прежде всего «Евгения Онегина» и романов Льва Толстого, Тургенева… Надо разобраться и с философией Соловьева на основе его лирики…

Я нашел контент для разработки моей философии и эстетики, ведь за русской лирикой проступает вся мировая культура, начиная с классической древности, все мироздание, все постижения любви и красоты!

24 ноября 2010 года. Вслед за «Философией любви и красоты эпохи Возрождения» следуют «Афоризмы…», с добавлением «О любви» Стендаля? И как завершающая, по сути, основная часть – «Эстетика любви и красоты», с фантазиями о любви и красоте с детства и юности, с обращением вновь и вновь к античности и эпохе Возрождения, с описанием скульптур и картин, с рассмотрением здесь-то сочинений Фиренцуолы и Брантома, с разработкой категорий эстетики любви и красоты, и эти две линии будут переплетаться с третьей, в которой впервые будут развернуты комментарии в духе ренессансных мыслителей в отношении классической русской лирики и прозы, по сути гуманистической философии Ренессанса в России, с описанием картин русской живописи.

Структура, форма, содержание, тематика – лучше бы эссе, с названиями, небольшие по объему, вперемежку из трех линий, словом, жанр «Фантазий об искусстве» Вакенродера, только конкретно актуального содержания, будто бы для самой широкой публики, по сути утонченно философской и поэтической Эстетики любви и красоты.

Здесь имеет смысл воспроизвести мою версию мифов о рождении Афродиты и Эрота, истории Эрота и Психеи с его превращениями в христианском мире, с ссылками на роман и поэмы, но теперь с разработкой категорий Эстетики любви и красоты.

Таким образом, это будут комментарии к «Пиру» Платона и к сказке Апулея «Амур и Психея» в сугубо ренессансном духе, по сути уже к моему творчеству в стихах и прозе, с выявлением диалектики эстетического и морального в миросозерцании эпох, в философии и эстетике. Это будет, кроме исторического, новым рассмотрением основ философии любви и красоты античности, Средних веков и эпохи Возрождения, куда вплетаются комментарии к русской лирике и прозе, в которых вновь вспыхивают античность, Средние века и эпоха Возрождения, с прояснением эстетики Ренессанса в России.

Широкий обзор и единство обеспечены. В принципе, сюда входят истории любви и описания картин, связанные с эпохой Возрождения в России?! Только следует их подать в новом плане, с выявлением на конкретном материале всех основных понятий любви и красоты. Прежде всего напрашиваются комментарии к стихотворениям Пушкина К* («Я помню чудное мгновенье…») и отдельно к двум, связанным с Натали, и к другим – три-четыре статьи? Или целиком к подборке? К «Евгению Онегину», к повестям Белкина, с разработкой гуманизма.

То есть сосредоточить внимание прежде всего на лирике и прозе Пушкина, что в высшей степени естественно. В дальнейшем можно коснуться лирики или прозы и других поэтов и писателей.

Лирика, живопись… А музыка?! Музыкальная эстетика русских композиторов эпохи Возрождения?!!

Вот в каком плане завершить исследование развития новой русской музыки, музыки Ренессанса. Вплоть до песен советской эпохи. Ведь поют ни о чем ином, как о любви и красоте!

©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены