C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Анна Каренина в кино: Софи Марсо, Татьяна Самойлова, Грета Гарбо, Кира Найтли, Вивьен Ли. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Анна Каренина в кино: Софи Марсо, Татьяна Самойлова, Грета Гарбо, Кира Найтли, Вивьен Ли.

Случилось так, что я случайно посмотрел фильм «Мои ночи прекраснее ваших дней» (1989), весьма двусмысленный, соответственно и Софи Марсо пришлось играть не ахти какую роль экстрасенса в полутеатральных сеансах в отеле, страдающую бог весть отчего, вплоть до самоубийства с мужчиной, обреченным по болезни. Она казалась очень молодой, даже юной, слегка полнеющей, что делало ее лицо временами чудесно привлекательной, а тело – нездорово пикатным.

И вот, собравшись посмотреть новый фильм «Анна Каренина» с Кирой Найтли не без опасений, я заинтересовался вдруг: а как это вышло у Софи Марсо, снявшейся в Голливуде в роли Анны Карениной, столь заманчивой для актрис всего мира.

Софи Марсо.

Аннотация гласила: «На вокзале Анна знакомится с графом Вронским и понимает, чего ей не хватало в этой жизни - бурных страстей, красавца - любовника и страха перед разоблачением. Долгое время связь удавалось скрывать, но однажды, на бегах, тайное становится явным... Муж угрожает публичным скандалом, лишением материнских прав и денежными санкциями, Вронский же не может предложить ничего кроме любви... Эту экранизацию романа Льва Николаевича Толстого можно с удовольствием посмотреть, если забыть о книге и сразу представить себе, что действие происходит не в России, а где-то в другой стране…»

Автор идеи: Бернард Роуз.
Главные роли: Софи Марсо, Шон Бин, Альфред Молина, Миа Киршнер, Джеймс Фокс, Фиона Шоу, Дэнни Хьюстон.
США; 1997.

Это не худшая из аннотаций, с отголосками отзывов, чаще отрицательных. Как можно забыть о романе Льва Толстого? Скорее сравнивать буквально нельзя литературный текст и киноверсию, лучше свободно допустить, что это будет нечто иное, тем более снятое в другой стране. Множество эпизодов будет пропущено, искажения почти неизбежны – до смешного и нелепого. Главное, игра актеров, это как на сцене, а успех фильма, состоялся ли он, всецело зависит от актрисы в главной роли.

Поначалу мы видим Левина (Альфред Молина) и Кити (Миа Киршнер)… Нет, Левин никак не мог выглядеть, как Альфред Молина с его театрально выразительной внешностью, далее и вовсе худо: авторы склонны видеть в его исканиях самого Льва Толстого… Но Миа Киршнер легко принять за Кити, пусть у нас были о ней иные представления.

И, слава богу,  Софи Марсо, похудевшая, повзрослевшая и все же очень юная для светской дамы, у которой сын восьми лет, показывается такою, что ей веришь, она играет роль Анны Карениной и удается ей совершенно. Это всё!

Еще один приятный сюрприз: Шон Бин в роли Вронского! Он под стать Софи Марсо, то есть его Вронский подстать Анне Карениной французской актрисы. Англичанин и француженка – они вполне соответствуют аристократу и светской даме XIX века в России. Звучит музыка Чайковского – от «Лебединого озера» до «Пиковой дамы», что на слуху у зрителей по всему свету. Истории любви от «Евгения Онегина» Пушкина до «Анны Карениной» Льва Толстого. Высокая драма завершается трагедией, столь же глубоко жизненной, исторически конкретной, сколь и сугубо театральной, как у Шекспира.

Линия Левина и Кити в романе в двух томах и по замыслу писателя, может быть, необходимая, могла бы присутствовать в сериале, но в фильме «Анна Каренина» должна была отойти на второй план, между тем у авторов именно с нею связана идейная сторона, с исканиями Льва Толстого, что явно излишне, поскольку к судьбе героини это не имеет отношения. Высокая драма, трагедия разбавлена мелодрамой. Это ошибка, просчет, правда, заложенный в романе.

А мог бы выйти шедевр, если бы  ограничиться линией Анна – Вронский. Софи Марсо и Шон Бин разыгрывают историю любви, земной и высокой, по определению трагической. Ничего лучше и выше не бывает. И тем же, в череде дней и лет, закончится жизнь Левина и Кити.

Не место действия, не страна, не роскошные интерьеры дворцов, не природа – это всего лишь необходимый фон, оказывается, решающее значение имеют лица и глаза основных персонажей, крупный план, - и тут Софи Марсо и Шон Бин предельно выразительны, и им веришь, они играют Анну Каренину и Вронского, проговаривая слова, узнаваемые нами, ясно, откуда. Они говорили по-французски или по-английски, со сближением переходя на русский язык. Думают, что это их недостаток, представителей высшего общества. Нет, это мета эпохи Возрождения в странах Европы и в России XIX века.

Сценки взяты из сайта КиноПоиск.

 
Просмотр фото Просмотр фото Просмотр фото
Просмотр фото Просмотр фото Просмотр фото
Просмотр фото Просмотр фото Просмотр фото
Просмотр фото Просмотр фото Просмотр фото
Просмотр фото Просмотр фото Просмотр фото
Просмотр фото Просмотр фото Просмотр фото
Просмотр фото Просмотр фото Просмотр фото



Татьяна Самойлова.

В фильме «Анна Каренина» (СССР, 1967) все знакомо и узнаваемо, киноверсия столь близка к содержанию и стилю романа Льва Толстого, что кажется даже слишком обыденно все происходящее. Блеск и сияние нарядов на балах, на скачках, роскошь интерьеров особняков словно бы потускнели. Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной с ее особенным овалом лица в начале мне показалась не очень привлекательной, чтобы граф Вронский с первого взгляда влюбился в нее.

А тут промелькнуло юное лицо Анастасии Вертинской, которой бы и играть Анну Каренину, а не Кити, – в ряду Греты Гарбо, Вивьен Ли, Жаклин Биссет, Софи Марсо, Киры Найтли, представляющих вариации одного и того же типа женской красоты, что, верно, недаром. Значит, такой образ вырисовывается в романе Льва Толстого. Татьяна Самойлова выделяется из этого ряда, она слишком жизненна, поэтому как бы обыкновенна поначалу.

На балу Анна Татьяны Самойловой загорается весельем, и ее облик меняется, и становится ясно, что именно ей играть Каренину, а не Вертинской. По ходу действия временами снова закрадываются сомнения, а потом я убедился, что ее просто снимали не всегда, как нужно, чуть-чуть снизу вверх, а нужно прямо и даже чуть сверху, когда не овал лица, а именно выражения глаз определяют все оттенки ее мыслей и переживаний, цельность внутреннего образа героини. Здесь тайна создания образа, особенно женского.

Василий Лановой в роли Вронского – это образец русского офицера, лихого и вдумчивого, которого служба не очень обременяет, карьера успешно идет само собой, успехи у женщин тоже, но  внезапно вспыхнувшее чувство любви поглощает все его помыслы, будто это его призвание и подвиг. Именно это окончательно привязывает Анну к нему, с готовностью пренебречь всем, но только не сыном.

Она не просто любит маленького сына, с которым не умеет разговаривать его отец. Какая бы ни была связь с Вронским, тайная, скандальная для света или с оформлением после развода брака, сын для нее – это статус хорошей матери, в чем ей отказывают Каренин и общество и больше лицемерно, чем по праведности.

Когда же и любовь пошатнулась, Анна, униженная и оскорбленная, решается выступить против лжи и обмана ценою своей жизни. В романе Льва Толстого пульсировала энергия протеста, такова была эпоха.

Музыка к фильму  Родиона Щедрина, слишком современная, тоже звучала в духе протеста для авторов фильма, но там же эпоха новой русской музыки, классической музыки, воспринятой по всему свету с изумлением. А ныне осознанной как музыка Ренессанса в России. Модернистские вариации Родиона Щедрина менее кстати, чем музыка Чайковского.

Режиссер: Александр Зархи.
Главные роли: Татьяна Самойлова, Николай Гриценко, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Борис Голдаев, Анастасия Вертинская, Ия Саввина, Майя Плисецкая и др.

http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_1401.jpghttp://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_74635.jpghttp://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_113842.jpghttp://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_113892.jpg

http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_113887.jpghttp://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_164860.jpghttp://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_113911.jpghttp://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/245/pv_113899.jpg
Грета Гарбо.

Первое лучшее воплощение Анны Карениной в кино – у Греты Гарбо. Даже чисто внешне она Каренина, русская женщина, блестящая светская дама, вышедшая замуж не по любви, по обычаю, обретшая шарм и женственность и зажегшаяся любовью, вызываемой ее красотой. Она выработала счастье с Вронским, но в оковах света не вынесла несвободы и погибла.

Первые кадры фильма «Анна Каренина» (США, 1935) с ритуальным пьянством офицеров довольно нелепы, но с явлением Греты Гарбо в роли Анны все приобретает естественный характер – и даже внешность графа Вронского (Фредерик Марч), и других актеров и актрис, нередко весьма нелепых, и интерьеры… Линия Кити – Левин проступает лишь изредко, как побочная, и это правильно.

Время действия – 70-е годы XIX века, как и в романе Льва Толстого.

Концовка чуть изменена: размолки начались, но еще не достигли апогея. Вронский в виду начавшейся сербско-турецкой войны вновь поступает на службу и отправляется добровольцем на фронт, что окончательно сбивает Анну. Они даже не попрощались толком, и она приезжает на вокзал, видит лишь издали Вронского… Эшелон отходит, провожающие расходятся, к вечеру на перроне остается Анна одна… и падает на рельсы  между колес вагонов.

У Льва Толстого причина самоубийства Анны глубже, она, помимо ее неопределенного положения, разлученная с сыном, в раздоре с Вронским, не вынесла лжи и обмана в нравах общества. А Вронскому остается лишь отправиться на войну.

Даже аннотация к фильму звучит здесь лучше. «Величайшая трагедия когда-то счастливой и жизнелюбивой женщины, которая пошла наперекор всем общественным стереотипам. Выбор между любовью к мужчине и сильнейшими материнскими чувствами оказывается для Анны невозможным, и даже любимый не в силах помочь ей. Она лишилась всего, позволив чувствам властвовать над всей своей жизнью. Но реальность со всей неотвратимостью приводит к непредсказуемому итогу - нравственные мучения толкают Анну Каренину с перрона под поезд»
.
Автор идеи: Кларенс Браун
Главные роли: Грета Гарбо, Фредерик Марч, Фредди Бартоломью, Морин О`Салливан, Мэй Робсон, Бейзил Рэтбоун, Реджинальд Оуэн и др..

Анна Каренина (1935) - фото №1
Увеличить

Анна Каренина (1935) - фото №2
Кира Найтли.

Новейшая киноверсия романа Льва Толстого (Великобритания, 2012) основана, можно подумать, на пьесе Тома Стоппарда, поставленной на сцене, хотя об этом не слышно, и сценарий написан им же, очевидно, с воспроизведением декораций, конструкций на сцене, с интерьерами дворцов в павильонах, двери из которых открываются, когда нужно, во внешний мир с просторами полей и лесов.

Примечательно и описание содержания фильма: «В этом романе кто-то видит лишь типичный адюльтер, кто-то находит бессмысленность суицида, кто-то просто смотрит его, не вдумываясь в детали, но таким поверхностным зрителям не дано понять истинного глубинного смысла, который заложил в него автор. Анна Каренина – это не просто представительница знати, не просто женщина богатого и успешного человека, не просто та, с именем которой нынче ассоциируется самоубийство на железной дороге. Этот образ является настолько революционным и проникновенным, что не может не влюбить в себя сердца тех, кто смог достучаться до него. Каренина – это воплощение чувственности и желания жить»

Вероятно, это идея от самого драматурга и сценариста Тома Стоппарда, автора драматической трилогии «Берег Утопии» о Герцене и его круге русских писателей и критиков. Он же причастен к сценарию фильма «Влюбленный Шекспир», всецело выдуманной истории.

Так, приходится признать, и «Анна Каренина» Тома Стоппарда совершенно выдуманная постановка с металлическими конструкциями на сцене театра, перенесенная на экран, с видами во внешний мир, на природу, когда воспроизводится линия Левина – Кити, очевидно, не представленная в таком виде на театральной сцене.

Экранизация пьесы Тома Стоппарда, вместо романа Льва Толстого, в принципе могла быть оправдана, если бы исполнительница главной роли играла Анну Каренину хоть в какой-то степени. Увы, этого нет. Кира Найтли, вероятно, исполнила образ, сконструированный драматургом и ею самою взлелеянный. Или режиссером Джо Райтом.

Она даже перечла роман, чего никогда не делает, нет у нее желания перечитывать классику, по ее собственному признанию. Но перечла «Анну Каренину», видимо, после чтения сценария или пьесы и получила совершенно иное представление о героине, чем при первом чтении. Ясно, актриса оказалась в плену домыслов, чужих и своих, и сыграла кого угодно, только не Анну Каренину. С нею рядом и кукольный Вронский и другие персонажи, словно нарисованные или ожившие манекены, что отдает не просто гротеском, а китчем.

Как в оскароносном фильме «Влюбленный Шекспир» нет ничего от Шекспира, одни домыслы, так и в экранизации пьесы Тома Стоппарда нет ничего от Толстого и его персонажей. Одни домыслы и их грандиозное исполнение, чем вообще отличаются современный театр и кинематограф. Классику не любят перечитывать, поэтому ее переиначивают, исходя из вкусов публики и требований шоу-бизнеса. И достигают головокружительного успеха, во всяком случае, с кассовыми сборами, а если повезет, и с «Оскаром».

Как Шекспир и его персонажи, граф Лев Толстой и его персонажи, стали золотоносными брендами, чем шоу-бизнес пользуется все изощреннее, и чем дальше от классики, тем успешнее в смысле кассовых сборов. Очевидно, перед нами очередной кинематографический китч, сценарий которого разработал такая знаменитость – Том Стоппард, а воплотил Джо Райт.

Визуально все хорошо, зрелищно, красиво. Только здесь ничего нет от романа Льва Толстого, от России, нет и Анны Карениной, хотя у Киры Найтли были все данные, чтобы создать ее образ на свой лад в ряду самых замечательных актрис XX века.

Анна Каренина (2012) - фото №1
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №2
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №3
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №4
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №5
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №6
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №7
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №8
Увеличить

Анна Каренина (2012) - фото №9
Увеличить



Вивьен Ли.

Какая неожиданность! Зная хорошо Вивьен Ли, сомнений у меня не было, что с ролью Анны Карениной она вполне справится. Вот что еще выдадут авторы фильма с гульбой офицеров, с интерьерами дворцов, слишком пышными, с типажами актеров и т.п.?

На удивление, с первых кадров, как слуга сдвигает жалюзи, с пробуждением на диване Стивы Облонского, атмосфера русского быта XIX века проявляется во всем, в обликах слуг и господ, под легким покровом английской специфики еще со времен Шекспира или Бернарда Шоу. Только Вивьен Ли что-то поджимает губы, в движениях манерна, никак ее не принять за Анну Каренину, словно в чем-то не уверена, или чем-то озабочена, хотя и улыбается часто мило – и манерно.

Вероятно, так было задумано: несчастливая в браке молодая женщина может чувствовать себя старой девой или просто очень одинокой при внешнем блеске ее положения и красоты, отсюда ее привязанность к маленькому сыну, будто они одни на свете.

Встреча с графом Вронским на вокзале в Москве, когда они нежданно обменялись проникновенными взглядами, и новые упоминания и встречи, танцы на балу пробуждают ее, и Вивьен Ли чуть-чуть преображается, а окружающие, начиная с Кити, восхищаются ее красотой. В ее движениях исчезает манерность и проявляется грация, что уловил граф Вронский, а это больше, чем красота, на него снизошла благодать, как и на Анну.

Это любовь, в их положении быстро воспламенившаяся до страсти.

Фильм «Анна Каренина». Великобритания, Франция. 1948.
Слоган: «This Was Her One Tragic Love!»
Режиссер Жюльен Дювивье
Сценарий: Жан Ануй, Жюльен Дювивье, Гай Морган.
Композитор Констант Ламберт
Художники Андрей Андреев, Сесил Битон


В главных ролях: Вивьен Ли Ральф Ричардсон Кирон Мур Хью Демпстер Мэри Керридж Мари Лор Фрэнк Тикл Сэлли Энн Хоус Ниалл МакГиннис Майкл Го

Одна основная линия сюжета: Анна Каренина и Вронский, - остальные все побочные. Лишь самое необходимое, с неумолимым развитием событий от блаженства до полного отчаяния. Беременность, выкидыш или рождение дочери – снимаются. Только болезнь Анны, краткое временное примирение супругов, что лишь усложняет окончательно вопрос о разводе.

Анна с Вронским уезжают в его подмосковное имение. Графиня Вронская вызывает сына в Петербург (она занята разделением имущества между сыновьями и ею), Анна решает, что он уехал жениться, по воле матери. Она в ночь тоже уезжает в Петербург, в пути на остановке, оставшись одна, выходит на рельсы перед поездом.

Вне всякого сомнения, это лучшая экранизация романа Льва Толстого за рубежом, может быть, не уступающая «Анне Карениной» с участием Татьяны Самойловой, что достойно удивления и восхищения. И заслуга в этом не Вивьен Ли, а авторов фильма и всего съемочного коллектива. Временами возникала полная иллюзия, что фильм снят в России.

Анна Каренина (1948) - фото №1
Увеличить

Анна Каренина (1948) - фото №2
Увеличить

Анна Каренина (1948) - фото №3
Увеличить

Анна Каренина (1948) - фото №4
Увеличить

Анна Каренина (1948) - фото №5
Увеличить

Анна Каренина (1948) - фото №6


Можно подвести итоги. Фильм «Анна Каренина» с участием Греты Гарбо смотрится и сегодня хорошо. Возможно, постановка, типажи актеров устарели, только не актриса в роли Анны Карениной. Фильм с участием Татьяны Самойловой, исторически верный, ныне не всеми воспринимается адекватно, поскольку все советское подверглось отрицанию (разумеется, не всеми). Но уже приходит осознание, что советский фильм по определению эпохи (как не суди, великой эпохи), по сути, это русский (или российский) фильм, - да и как иначе, в основе его русская классика.

Фильм «Анна Каренина» с участием Вивьен Ли предваряет фильм с участием Татьяны Самойловой, исторически более точный. Фильм с участием Софи Марсо, создавшей зримый образ Анны Карениной, мог бы стать шедевром и пользоваться огромным успехом, если бы не выпячивание линии Левин – Кити, с постановкой пресловутого вопроса о «загадочной русской душе».

Решение этого же вопроса, очевидно, подвигло Тома Стоппарда на театрализацию романа Толстого в духе Достовеского, скорее даже Гоголя, с экранизацией в поэтике современного кино типа «Кода да Винчи» или «Влюбленного Шекспира», с переходом гротеска в китч, с предсказуемым успехом у публики, которая восхищается или плюется, равно со смехом, давясь попкорном. Экшен боевиков заменен движением по павильонам на сцене, с внезапными выходами на природу: зрелищно, красиво, смешно!

Грета Гарбо, очевидно, проявляла подлинный интерес к России (СССР), что естественно для художественной интеллигенции ее эпохи. В фильме «Гранд Отель» она сыграла роль русской танцовщицы, оказавшейся после революции за границей, который и сегодня смотрится хорошо, а актриса великолепна. Она сыграла и роль советской девушки в фильме «Зиночка», который, правда, не имел успеха.

На Льва Толстого власти РФ смотрят как на экстремиста (есть даже судебные решения). Неудивительно, его произведения, как и пьесы Островского, звучат очень современно, словно время повернулось вспять, с воцарением вновь «беспорядка», как воспринимали великие русские писатели первые проявления капитализма в России.

Видимо, надо вновь открыть роман, чтобы удостовериться, какой предстает Анна Каренина у Льва Толстого и сравнить с ее экранными воплощениями. Ведь Анна Каренина с ее культом красоты, любви и жизни, с ее трагической судьбой – женщина эпохи Возрождения в России. Тем и притягателен ее образ для воплощения, как было и будет,  для лучших актрис всех времен и народов.

©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены