C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Золотой век Санкт-Петербурга (в иллюстрациях). / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Золотой век Санкт-Петербурга (в иллюстрациях).

 Понятие Золотого века русской поэзии и культуры связано напрямую с основанием города на Неве, с утверждением Российского государства у Балтийского моря в результате победоносной войны со Швецией и с празднествами Петра Великого в честь русского оружия и античной гостьи Венеры (Таврической), с явлением в миросозерцании русских поэтов и художников богов Греции.

Царь-реформатор знал, что делал, но ни славянофилы, ни западники  - и их современные последователи - до сих пор не разобрались в истоках и последствиях жизнетворчества Петра Великого, ренессансных в своей основе.. Говорят лишь о заимствованиях и приобщении, об отставании...

Можно заметить, эпоха Возрождения в собственном смысле слова была лишь в Италии, а в Германии, в Испании, во Франции, в Нидерландах и в Англии лишь частично, когда впору говорить о заимствованиях и приобщении, что отнюдь не снимает всплесков ренессансных явлений в отдельных странах и в отдельных видах искусства.

Закат эпохи Возрождения наиболее ярко просиял в Англии рубежа XVI-XVII веков в расцвете драматического искусства, высшим представителем которого выступил Уильям Шекспир. Что же удивительного в том, что Российское государство, молодое в отношении европейских государств, вступило в эпоху Ренессанса к концу XVII - к началу XVIII века? Увидели лишь заимствования и приобщения, увидели лишь жестокости царя, за коими проглядели ренессансные явления в русской истории и в русском искусстве.

И все это сегодня повторяют вновь и вновь, впадая в самоуничиженье и юродство, как царевич Алексей, который из своей лени и ничтожества, не мог вынести гения своего отца, воистину ренессансного мастера во всех сферах жизнедеятельности и творчества.

Как бы то ни было, город был заложен у моря, и это определило его предназначение - открытие не окна в Европу, это всего лишь метафора, столь крохотная связь с европейскими странами давно существовала, а открытие мира в его прошлом и настоящем, вплоть до Древней Греции, в чем вполне отдавали отчет царь Петр, его сподвижники и мастера из иноземцев, - строить корабли, новый город на пустынной земле у моря - это всегда начинание из ряда вон выходящее, что поднимает дух народа, несмотря на тяготы и лишения.

А у нас и поныне твердят о болотах, не ведая о целях и задачах, какие решала блистательно и Венеция, основанная на воде.

Город быстро оформился в основных доминантах, как Флоренция в XV веке, или Венеция, или Рим в эпоху Возрождения, - какие там заимствования и приобщения к стилям в Западной Европе, - ренессансная эпоха в России европейское барокко, чем завершается эпоха Возрождения в Италии и в Испании, полное смятенья и мистицизма, превращает в стиль возвышенный и праздничный, поскольку жизнь и развитие искусства идут по восходящей линии, через классицизм, как было и в эпоху Возрождения в Италии, к высокой классике - в архитектуре Росси, в поэзии Пушкин, в живописи Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, в музыке Глинка...

Как ни странно, Санкт-Петербург со дня основания не воспринимался русской общественностью в подлинном свете. Даже в эпоху, которую мы ныне воспринимаем как пушкинскую, как Золотой век русской поэзии и культуры, город внушал мыслящей части населения Российской империи неприязнь, неприятие, страх, нежели радость. Это была официальная столица империи, все в мундирах - чиновники и военные, даже студенты.

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит -
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.

Лишь в поэме «Медный всадник» Пушкин, бросая на город на Неве исторический взгляд, воскликнет:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...

У нас забывают или просто не ведают, что такое восприятие Петербурга, впервые запечатленное у Пушкина, было ново и для него, и станет откровением для художников «Мира искусства» на рубеже XIX-XX веков. Вместо Петербурга Гоголя, Некрасова, Достоевского, мы впервые увидим поэтические силуэты города в графике Остроумовой-Лебедевой и Добужинского.

Здесь имеет смысл привести картины Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Александра Иванова без разъяснений, за которыми можно обратиться к статьям, посвященным им.

Но лишь после революции, с превращением царских дворцов в музеи, сокровищницы искусства, и город на Неве, переименованный с началом Первой мировой войны в Петроград, а после смерти вождя революции в Ленинград, да с перемещением ранее столицы в Москву, предстал впервые во всей ничем более незамутненной красоте высокой классики, в чем проступал и новый гуманизм, выработанный классической русской литературой.
И на его долю выпало еще одно испытание - блокада Ленинграда фашистскими варварами, ярчайшая страница героизма, столь характерная для ренессансных эпох.

Пора осознать величие и смысл такого удивительного явления, как Ренессанс вообще и Русский Ренессанс в особенности. Это высокая и трагическая история, каковыми были все величайшие эпохи расцвета искусства и мысли, как в Древней Греции, в странах Азии и Европы в свое время. Осознать это - значит испытать катарсис, с прояснением русской национальной идеи, представление о которой ныне утрачено, между тем под ее знаком явилась на мировой арене новая Россия, все возраставшая в своем могуществе последние три столетия.

Если отрешиться от европоцентризма, заведомо односторонней и узкой точки зрения на ход мировой истории, станет ясно, что именно Российское государство с началом преобразований Петра Великого все чаще оказывало решающее воздействие на мировые события, с разгромом армий Карла XII, Наполеона, фашистской Германии, не говоря о воздействии Русской революции на распад колониальной системы, на утверждение демократии в XX веке, пусть всячески извращенной пропагандистскими клише различных систем.

300-летие Санкт-Петербурга стало мировым событием, но мало кто, даже из устроителей юбилейных торжеств, осознал вполне: почему? Весь мир отмечал три века Русского Ренессанса, полным и прекрасным воплощением которого строился и стал Санкт-Петербург. Правда, в условиях его заката, как в 1913 году отмечали 300-летие династии Романовых. Отсюда скорее ностальгия и грусть, чем гордость и вдохновение.

К сожалению, публика имеет весьма смутное представление, что такое Ренессанс, а специалисты не всегда способны к переоценке установившихся взглядов на события русской истории и русского искусства, разве кроме перемены плюсов на минусы или наоборот, чем ныне заняты все. Время крайне неблагоприятно для подлинного осознания ренессансных явлений русской истории и русского искусства. Но это необходимо, ибо стереотипы западников и их современных последователей уже привели к распаду СССР, а стереотипы славянофилов и их современных последователей, независимо от благих целей, не смогут остановить распад РФ, а скорее спровоцируют, ведь недаром либеральные СМИ так возлюбили религиозную тематику - батюшки в средневековых одеяниях сделались постоянными персонажами в теленовостях.

Нужны свободные умы, необходим целостный, всеобъемлющий взгляд на события истории и явления искусства за последние три века в России, чтобы воссоздать величественную картину Русского Ренессанса, что просматривается в одах Ломоносова и Державина, вчитайтесь снова , в лирике Батюшкова и Пушкина...

Русская революция и строительство нового мира, ныне всячески оклеветанные, названные переворотом и утопией, сведенные к сталинским лагерям, - антиисторизм бросается в глаза, - это и есть самая суть Ренессанса, то есть проявления гуманизма эпохи Возрождения, как он проступил еще в эпоху расцвета искусства и мысли в Афинах, с зарождением демократии, в V веке до н.э., и в Италии в XV-XVI вв., с выдвижением человеческой личности в центр мира, вместо богов или Бога, с открытием новых континентов и нового строения Вселенной, с порывами создать новую породу людей, как мечтал еще Петр Великий, с освоением Космоса...  Это величайшие порывы человеческого духа, без коих у человечества нет будущего.

У России нет другого пути, кроме той, на которую она вступила в начале XVIII века, с блистательными победами в войнах и величайшими достижениями в сфере искусства, образования, науки и техники, что изумляло, потрясало, пугало, радовало весь мир и что может стать откровением для новых поколений россиян, униженных распадом великого государства.

Как ни грустно, так заканчивались все ренессансные эпохи, начиная с Золотого века Афин или Флоренции. Мы воочию наблюдаем кровавый закат Русского Ренессанса, неизбежный конец всех великих эпох в истории человечества, как за весной ослепительной, всепобедной, с грозами и бурей, приходит осень, скудная, разрушительная, как смерть.

Но возвышенная красота достижений мысли и искусства ренессансных эпох остается сиять в вечности. И это не утопия, а реальность человеческого бытия в сфере культуры.
 



« | 1 | 2 | »
Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены