Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Ренессанс и Россия

В газете «Завтра» промелькнула статья Галины Иванкиной «Россия и Ренессанс. Тициан в Москве». Историк моды, писатель, юрист, Иванкина пишет очень живо на темы, привлекающие мое внимание. Недавно была ее статья «Эстетика и волшебство бала в русской культуре», в которой у нее уже проступало предчувствие ренессансных явлений в истории России, в том же особом увлечении балами, чему начало положили ассамблеи и празднества эпохи Петра Великого.

Галина Иванкина пишет: «В России любят Ренессанс – его эстетику и дух, его философию и литературу. Но в России не было, собственно, Ренессанса. Так принято считать…»  Вместе с тем она указывает на какие-то явления в истории России как ренессансные. Примеры бывают вполне убедительными. Но автор имеет весьма смутные представления о том, что такое Ренессанс, как, впрочем, большинство людей в мире, кроме узких специалистов.

Она пишет: «Итак, Ренессанс – это возрождение традиций античности. Причём, не просто эстетических, но, главным образом, философско-этических».

Это утверждение настолько поверхностно и неточно, что под такой Ренессанс подойдет и эпоха Просвещения.

Эпоха Возрождения в Италии, откуда и идет понятие Ренессанса в его собственном смысле, имеет несколько решающих признаков. Это выдвижение в центр мира, вместо Бога, который отнюдь не отвергается, Человека, с чем и связано понятие гуманизма. Это переход от Средних веков к Новому времени. Это возрождение классического искусства. Этого мало. Это возрождение классического стиля, с преодолением эстетики иконописи, готики, романского стиля, что произошло в полной мере лишь в Италии. Это зарождение светского искусства. Это расцвет всех видов искусства и мысли.

Ренессанс в других европейских странах, по разным причинам, произошел лишь частично, в отдельных видах искусства, у отдельных художников. Таким образом, Италия – страна классического Ренессанса.

Другой страной классического Ренессанса является Россия. В этом нетрудно убедиться: в условиях распада СССР, а это закатные явления, произошло открытие Ренессанса в России и его обоснование в серии статей, получивших широкое распространение в Интернете, ныне оформленных как электронные книги «Ренессанс в России» и «Эстетика Ренессанса» Петра Киле. (Достаточно так запросить или заглянуть на сайт Эпоха Возрождения.)

Галина Иванкина пишет: «Начиная с XVIII столетия русские учёные, художники и общественные деятели внимательно изучали европейский Ренессанс, как некое эталонное явление. Уже тогда понимали, что мы смотрим на Элладу и Рим через призму Возрождения».

Русские поэты, писатели, художники, естественно, обращались к античности и к эпохе Возрождения в Италии, оказавшись в тех же условиях, благодаря преобразованиям царя-реформатора, как Данте, Петрарка и т.д., с зарождением национальной литературы, светского искусства и т.д.

Коснувшись эпохи Пушкина, Галина Иванкина пишет: «Мода на Ренессанс тогда прошла, как проходит любая мода».

Это Золотой век русской поэзии, с зарождением классической русской прозы, классической музыки, классической живописи историк моды называет модой, которая, мол, прошла. Классика не проходит, она остается навечно.

Галина Иванкина с ее предчувствием ренессансных явлений в истории России пишет: «В Советском Союзе тема Ренессанса звучала особенно торжественно и мощно. Послереволюционные 1920-х годы – Страна Советов предпринимает попытки реализовать на практике утопии Томаса Мора и Томазо Кампанеллы. Предвоенные 1930-е годы – эталоном стиля объявляются античность и – Ренессанс».

Культурная революция в СССР и была продолжением преобразований царя-реформатора, потому что Ренессанс и есть культурная революция по определению. Суть не в утопиях, суть в классическом образовании, какое получали дети в школах. Также дело обстояло с танцами на балах. Культивировались классические танцы, как в театре классический балет.

Галина Иванкина пишет: «Во всех театрах – пьесы Шекспира. После войны создаются шикарные, яркие, по-настоящему ренессансные кинопостановки, вроде «Двенадцатой ночи» или «Отелло». А вот и 1960-е годы – очередное переосмысление, новые средства художественной выразительности и – неподражаемый «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским. Это было непривычное изображение эпохи Ренессанса – как раз в духе бурного времени шестидесятников. Во всех иллюстрированных журналах – репродукции мастеров Возрождения. Они по-прежнему считаются первыми и лучшими – у них следует учиться»

Не хватало, как и в XIX веке в эпоху Пушкина, осознания ренессансности достижений русского искусства и явлений русской жизни – из-за односторонностей взглядов славянофилов и западников, что их современные последователи довели до абсурда, до разрушения великого государства – в угоду интересам государства, которое культивирует один закон, закон джунглей.

©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены