C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Петр Киле. Культура советской эпохи. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Культура советской эпохи.

 Это одна из поисковых фраз, очевидно, по культурологии. Не знаю, что рассказывают преподаватели учащимся и студентам по указанной теме. Мне ближе постановка вопроса в статье Л.А.Булавки «Ренессанс и Советская культура», о которой я уже упоминал в статье «Эпоха советского ренессанса», набросанной для Форума.мск, где ее подали с добавлением: «Эпоха советского ренессанса и мародеры».

Само выражение «Эпоха советского ренессанса» у меня взято в кавычки, оно из статьи Юрия Полякова, который говорит об интересе сегодня к советской эпохе. Так пишут и о ренессансе религии, и бизнеса во всех его разновидностях, стало быть, можно отмечать и ренессанс проституции и т.п. На мой взгляд, это девальвация высокого понятия Ренессанс, с тем Ренессанс в России не воспринимается на уровне эпохи Возрождения в странах Европы.

Культура советской эпохи - это явление уникальное и, разумеется, сугубо ренессансное. Прежде всего следует отметить: в основе культуры СССР лежит русская классическая литература и история Российского государства, ренессансные явления русского искусства с начала преобразований Петра I, с обращением от Бога к человеку, с зарождением светского искусства, как в странах Европы в эпоху Возрождения, с зарождением и блистательным развитием новой русской литературы, живописи, музыки, с сформированием нового гуманизма, в котором преодолевается европейский индивидуализм, с обращением к народу, с идеей его свободы и образования, что в полной мере осуществляется лишь в советскую эпоху.

Следует также отметить, что идеология и эстетика советской литературы и искусства сформировались еще до Октябрьской социалистической революции в русле классической литературы, еще при жизни Чехова и Льва Толстого, и демократической литературы во главе с Горьким, с которым активно сотрудничали Леонид Андреев и даже Бунин.

В начале XX века широко развилась и бульварная литература (Арцыбашев, Вербицкая, Чарская), которая тоже носилась с идеями революции, снижая их и перевирая, как современные российские СМИ в духе антисоветизма.

Лирика Серебряного века в громадной степени была антибуржуазна. А молодое поколение поэтов, вступавшее в жизнь в 10-е годы, - Пастернак, Цветаева, Маяковский, Есенин, - по умонастроению и поэтике зачинали по сути советскую поэзию. В годы первой русской революции зародилась демократическая графика, да и живопись, как и поэзия, вдруг наполнилась яркими мажорными красками, что станет основой развития живописи советской эпохи в 20-30-е годы, с поворотом от модернизма к классической традиции.

И этому есть объяснение, помимо запретов и гонений, чему, разумеется, нет оправдания. Идеология и эстетика советской эпохи после крайностей Пролеткульта ориентировались на русскую классику - в литературе, в музыке, в живописи, в театре. Более того. Образование и издательская деятельность были ориентированы на классическую литературу всех времен и народов, с расцветом переводческой деятельности, какой не знала эпоха Возрождения в странах Европы.

После курсов ликбеза первых лет революции школьным образованием вскоре будет охвачено все подрастающее поколение. Это новое начало и венец культурной революции, начатой еще программой преобразований Петра Великого.

Этот процесс с рубежа 30-40-х годов протекал на моей памяти и сформировал меня с младенческих лет как личность, что я впервые осознал еще учеником шестого или седьмого класса в дальневосточном селе, когда вдруг, поднявшись по лестнице до чердака двухэтажной школы (из бревен) и оглядывая дали леса до синих гор, я заявил словно на весь мир: «Я Человек!»

Откуда это? А перед тем, может быть, за год мой товарищ в интернате с удивлением мне прочел, сказав «Послушай!»: «Я вас любил; любовь еще, быть может...» Действительно, как хорошо! Меня тоже проняло - и на всю жизнь! С юношеских лет, когда я пристрастился к чтению, я мог читать - стихи и прозу - лишь из классики. А еще раньше, еще в маленьком родном селе, мне в руки попалась книжка с красно-кирпичным кентавром на обложке - «Мифы Древней Греции», что и предопределило, как ныне понимаю, и открытие лирики Пушкина.

Теперь я знаю: в 40-50-е годы в СССР дети в школе получали классическое образование, начиная с истории и мифологии Древней Греции и Рима, с тем русская классическая литература определяла наше мироощущение и мировосприятие, с порывами к свободе и к высшему развитию личности.

Советская литература, несмотря на декларации о социалистическом реализме, по содержанию и по не очень выдержанной форме была романтической, в полном соответствии с эпохой, и ее воздействие в силу ее новизны было велико. Здесь необходим исторический подход. Важно не наше нынешнее восприятие произведений советских писателей, а как они воспринимались современниками.

Вот свидетельство Прокофьева, который рос вундеркиндом, как Моцарт, только что не выступал на концертах за деньги, в 1917 году при поддержке Луначарского уехал в США через Сибирь и Японию, другого пути в то время не было, уехал не в эмиграцию, как Рахманинов, а завоевать мир как пианист и композитор, что далось не так легко, но он получит признание, при этом критики будут называть его «красным композитором» и даже «апостолом большевизма».

Вернувшись в СССР, Прокофьев, что в высшей степени знаменательно, создает балет «Ромео и Джульетта», ренессансный балет на ренессансную трагедию Шекспира, а в поисках сюжета для оперы на советскую тематику открывает повесть В.Катаева под названием, казалось бы, убийственным для художественного произведения, «Я сын трудового народа». Но в 30-е годы подобная декларация отдавала поэзией, что нашел в повести композитор: «...Тут и любовь молодежи, и ненависть представителей старого мира, и героизм борьбы, и слезы об утратах, и веселые шутки, столь свойственные украинскому юмору. Люди у Катаева абсолютно живые, и это самое главное. Они живут, радуются, сердятся, смеются - и вот эту жизнь мне хотелось передать, когда я выбрал повесть Катаева для оперы «Семен Котко».

Святослав Рихтер премьеру оперы Прокофьева считал «колоссальным событием» в его жизни. Позже он писал: «В «Семене Котко» Прокофьев продолжает путь, начертанный Мусоргским. Этот путь по-своему продолжали многие (Дебюсси, Яначек), но, думаю, что прямой наследник Мусоргского в области национальной, народной музыкальной драмы - наш Прокофьев.
Он доводит свой музыкальный рисунок, идущий от интонаций человеческой речи, до предельной выпуклости. Слушая оперу, начинаешь жить единой жизнью с произведением, которое дышит юностью, как и то время, тот период истории, который в нем воплощен».

А затем будет создана опера «Война и мир». Музыка Глазунова, Мясковского, которые оставались в Советской России, и Прокофьева, который творил в странах Европы лет 15, а затем в СССР, обретала новое качество в полном соответствии не с идеологическими директивами, а с импульсами новой эпохи, устремленной в будущее, что схватывает удивительно точно известное выражение: «Сквозь тернии - к звездам!» Та же русская музыка становится советской, как и лирика Маяковского и Есенина, Пастернака и Цветаевой.

Что такое это определение «советская музыка» или «советский человек»? От «Советской России», «Советов» и СССР? Да, разумеется, но определение к музыке или к литературе - это уже не чисто политическое и не чисто идеологическое, а эстетическое и нравственное, напрямую связанное с новым гуманизмом, в котором постулируется человек новой социалистической эпохи, в отличие от человека предыдущих эпох.

Представление о новом человеке сформировалось в русской классике XIX века и в самой действительности, что находит свое воплощение в понятии интеллигент, с выделением «настоящий русский интеллигент», самый выразительный пример - Чехов, то есть гуманист нового типа, который не культивирует индивидуализм, а человечность социального характера, сочувствие народу и стремление служить ему. Интеллигенция складывается как прослойка, культурная, нравственно и социально активная.

Именно она проявила себя в основных событиях трех русских революций, подталкиваемая народными массами, со сменой различных групп ради достижения мира, свободы, земли. Большевики оказались у власти и сохранили ее, потому что народ в массе своей и армия поддержали их, поскольку оценивали историческую ситуацию, катастрофическую для страны, верно.

Если в России экономические условия для перехода к социализму вызрели менее, чем в европейских странах, то в большей мере сформировался новый гуманизм, антицарский, антицерковный, антибуржуазный, то есть нравственное развитие русского общества оказалось адекватно социалистической идее.

И этот нравственный порыв: долой войну, долой эксплуатацию человека человеком и т.п. - аккумулировался в простом и чудесном русском слове Совет. Таким образом, советскость - это прежде всего нравственное понятие о лучшем государственном устройстве, с декларацией свободы, равенства и братства как между людьми, так и народами. Соответственно советская музыка или советская литература заключали в себе идеи нового гуманизма априори, по представлениям эпохи, что отдает нетерпением и романтизмом юности.

Революция не прервала, как ныне муссируют в духе антисоветизма, ни хода народной жизни, ни развития русской культуры, несмотря на колоссальные трагические события, а создала новую перспективу для жизнестроительства, в центре которого Человек, вместо Бога, в чем суть гуманизма эпохи Возрождения в странах Европы и в России. Еще царь Петр отодвинул Бога и церковь от решения мирских дел, приняв просветительскую программу преобразований (еще до просветителей), теперь дело дошло до полного отрицания Бога, к чему шло европейское и российское свободомыслие с эпохи Возрождения и века Просвещения, так что здесь не злая воля большевиков, а парадигма развития человеческой мысли и культуры.

Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» был создан летом 1935 года. Музыку ее в Большом театре нашли совершенно не танцевальной. Между тем музыка «Ромео и Джульетты», зазвучавшая в виде сюит в концертных залах и по радио, находила все большее признание. Премьера балета состоялась в Кировском театре в 1940 году, в роли Джульетты выступила Галина Уланова, столетие которой отмечают в эти дни. Успех премьеры был безусловный. С тех пор «Ромео и Джульетта» Прокофьева - один из самых репертуарных балетов мира. Это уже нечто большее, чем Русские сезоны в Париже. Русский, теперь советский балет продолжал царить в балетном искусстве в течение XX века.

В связи с Прокофьевым можно бы сказать и о музыке в советском кино и других композиторов, успех которого во многом предопределяли именно музыка и песни. Вообще советская песня - это удивительное явление, о чем следует сказать отдельно. Советская песня, а с нею русская песня и песни народов мира, теперь это ясно, явилась как бы квинтэссенцией советской эпохи, которая предстает песенной, вопреки тяготам войн, скудным условиям жизни, несвободе, если угодно, песня звучала, душа пела, а это и есть поэзия жизни и искусства.

Культура в СССР, казалось бы, всячески регламентировалась партией и правительством, что сегодня только это видят, забывая, что общественная жизнь всегда и везде регламентируется - обычаями и укладом, церковными установлениями, что в США в 30-50-е годы по необходимости соблюдались, при полной свободе в этом плане в СССР. США вообще были пуританской страной, не говоря о сегрегации, о маккартизме и т.п. Инакомыслие преследовалось, как и в СССР. США отнюдь не были свободной страной, как ныне демонстрируют, что легко заметить по американской литературе - от Фолкнера до Сэлинджера.

В формировании советской культуры выделяются несколько этапов. В первые годы революции, усложненные разрухой и гражданской войной, проявились сразу две тенденции: разрушения устоев старого мира, вплоть до отказа от прежней культуры, и сохранения культурного наследия, освоения всего богатства мировой культуры, с расширением издательской и переводческой деятельности, в унисон с развитием советской школы, со строительством типовых зданий школ по всем селам до самых отдаленных уголков страны.

В селе в 40-50 домов, в котором я родился в 1936 году, была начальная школа из двух классов с огромными окнами, с учительской и пионерской, с помещением для учительской семьи, а в соседнем, более крупном селе, двухэтажная школа, а рядом два дома для интерната. Так культурная революция в СССР охватила всю громадную страну. И это объясняет, как мне в руки еще в раннем детстве попалась книжка «Мифы Древней Греции».

20-30-е годы в СССР - это годы величайшего социального творчества, которого не знала эпоха Возрождения в странах Европы, поэтому коллективизация и индустриализация, несмотря на громадные издержки, преобразили страну, с ростом городов и с развитием городской культуры, дети даже в деревнях получали образование, как в городе, это как дети в помещичьих семьях. Можно сказать, дети становились привилегированным классом, независимо, где - в городе или в деревне, - в какой семье они родились. Бесплатное образование и здравоохранение - это достижение СССР, что станет достоянием отчасти и других стран.

40-е годы в СССР - это одна из самых героических страниц в истории человечества. Как Октябрьская революция покончила с первой мировой войной, с распадом четырх монархий, так СССР вынес неизмеримые, на порядок наибольшие тяготы второй мировой войны, чем другие государства, вместе взятые, поскольку цель-то даже у союзников была одна - ослабление и сокрушение СССР.

Если бы не величайшее мужество и героизм советских людей, нанесших столь сокрушительное поражение фашистской Германии, итоги второй мировой войны могли быть иными. Союзники вступили в войну лишь тогда, когда увидели, что они не в силах повлиять на ход и исход войны, СССР сокрушит фашизм без них, по существу, они выступили на стороне Германии и старого миропорядка, порождающего войны, с объявлением тотчас холодной войны.

Эпоха Отечественной войны 1941-1945 годов, как и Отечественной войны 1812 года, овеяна высочайшей гражданственностью, героизмом и поэзией. Фильмы военных лет и песни - это как трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида с их хоровыми партиями. Недаром в годы войны Прокофьев пишет оперу по роману Льва Толстого «Война и мир», которая будет поставлена на сцене Большого театра лишь в 1959 году.

В 1952 году волей судьбы я оказался на берегах Невы. Мне было 16 лет, но я только окончил седьмой, поскольку потерял два года из-за подготовительного класса, в котором нас учили по нанайскому букварю, и оставленный родной тетей учительницей во втором классе на второй год, думаю, из-за нездоровья. С первого класса мы учились по обычной школьной программе. В Ленинград меня направили по разнарядке, бюрократия вмешалась, сам я собирался окончить среднюю школу в районном центре, - в среднюю школу при педагогическом институте имени Герцена для детей народностей Севера.

И тут мне несказанно повезло: наше общежитие находилось в двух шагах от Невского проспекта, Мойки и Невы, в самом центре Ленинграда. И всему этому я не очень удивился, как и сокровищам Эрмитажа, это был узнаваемый для меня, родной мир, разумеется, из русской литературы и советского кинематографа. С тех пор жизнь страны я вижу с берегов Невы.

60-е годы обыкновенно связывают с «оттепелью». Это поверхностное, чисто политическое суждение, на уровне которого функционирует идеология антисоветизма и диссидентства. Идеологическая регламентация, запреты, ограничения, цензура как были, так и остались. Но эти явления касались лишь определенные прослойки населения, а громадное большинство народа и особенно молодые поколения, куда входили и участники войны, которые доучивались уже после победы, ощущали чувство радости и свободы от торжества жизни, что было повсеместно в мире в 50-е годы, а у нас - с торжеством нового мира, новой жизни.

И это умонастроение - после скудных условий жизни в годы войны и в период восстановления народного хозяйства - наполняется, как веяниями весны, мечтами о любви и красоте. Чисто эстетическое восприятие жизни начинает доминировать, и это тоже повсеместно в мире, с порывами к свободе в такой пуританской стране, как США, вплоть до сексуальной революции. В СССР поворот к эстетизму носил более широкий характер, с музейным бумом, с новыми веяниями в лирике и прозе, с обращением к Серебряному веку и т.п.

В эти годы я вступал в жизнь. Я учился на философском факультете Ленинградского университета, зная, что буду писателем. Я мечтал о расцвете искусств и мысли, как в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Но именно в это время интеллигенция увлекается моральной рефлексией, как Сократ и софисты в Золотой век Афин. Афинское государство, основанное на коллективизме, разъедается индивидуализмом, что проповедуют олигархи, которые даже захватят власть в Афинах не без помощи Спарты в условиях Пелопоннесской войны и установят кровавую тиранию.

Афины, установив демократию, осудят Сократа на смерть как виновника всех бедствий, какие претерпела страна от олигархов, воспитателем коих его сочли. Но былого могущества и независмости Афинам, да и всем греческим государствам, вернуть уже не удастся. Только культура Эллады, достигшая высоты классики в век Перикла, станет основой сначала империи Александра, с ее распадом - эллинистических государств и Римской империи, с возрождением вновь через тысячу лет в эпоху Возрождения.

У культуры советской эпохи, с отказом от нее даже в РФ в два последних десятилетия, время торжества олигархов, судьба может оказаться куда более знаменательной, чем у Атлантиды Платона. Воплощенная утопия о будущем человечества в условиях двух мировых войн, какую бы критику и клевету на нее ни низвели, с веками, если у земной цивилизации есть эти века, станет удивительной легендой, последней надеждой у человечества на освоение Космоса и расселения во Вселенной богочеловечества.


©  Петр Киле   13.01.10



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены