Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Всемирный русский собор (2006 года)

 10 апреля 2006 года.
В Москве состоялся Всемирный русский собор, в котором принимали участие представители всех конфессий и партий. Сообщения в СМИ были кратки. Показали Жириновского, который, по своему обыкновению, кликушествовал против коммунистов, и выступление владыки Кирилла, который сформулировал основную идею собора, ставшую известной заранее и отвергнутой с ходу правозащитными организациями.

То, что церковь ратует за нравственность, понятно, но, оказывается, она выступила против либеральных ценностей Запада. Владыка Кирилл заявил, что, кроме прав человека, существуют понятия нравственности. В общем плане кто станет возражать? Церковь против вседозволенности под эгидой прав человека, против гомосексуализма, к примеру, против абортов и т.д. Но главное, что не приемлемо для правозащитных организаций в позиции Русской церкви то, что она выступила против вседозволенности в политике США, против двойных стандартов, что демонстрирует и Евросоюз, - все под эгидой прав человека.

Владыка Кирилл сформулировал, по сути, советскую точку зрения на права человека, то есть на пропагандистские клише Запада в холодной войне против СССР, что приняли за чистую монету диссиденты всех мастей - от преследуемых и эмигрантов до партийной верхушки, которая пошла на разрушение СССР именно ради пресловутых прав человека - на свободу, разумеется, от коммунистической идеологии, что предполагало свободу на веру вплоть до всевозможных сект, свободу на всевозможные пристрастия вплоть до гомосексуализма и т.п., на частную собственность, против общественной, и т.д.

Всемирный русский собор выступил против либеральных ценностей Запада, столь разрушительных для вековечных устоев Российского государства, а думали, лишь для СССР, но ныне жизненно опасных для РФ, с катастрофической убылью населения до 1000000 ежегодно против всяких законов, природных, человеческих и божеских, с падением образования и культуры, чему способствуют прежде всего меры правительства по их реформированию, с обнищанием народов, с возрастанием вражды между ними и т.п.

Очевидно, в общественном сознании народов России происходят сдвиги: то, что вчера высказывала лишь оппозиция, вовсеуслышание заявляет Русская церковь, и ее поддерживают высшие представители других конфессий. Эти сдвиги, - сознает ли владыка Кирилл или нет, - в сторону советской идеологии после ее отрицания из-за атеизма, гонений на церковь и разрушения храмов, поскольку в ее основе была нравственность, близкая, по сути, к христианской, и гражданственность, присущая русскому самосознанию.

Права человека культивируют США изначально как антисоветский лозунг, особенно рьяно с того времени, когда освободительное движение негров привело к искоренению сегрегации; это была, по сути, революция с утверждением равенства народов независимо от этнической принадлежности, по примеру СССР. С тех пор США полностью утвердились в том, что они - свободная страна и уже с чистой совестью принялись прививать права человека другим странам, но весьма избирательно, соблюдая прежде всего национальные интересы. Все это хорошо известно. Пиночета в Чили поддерживали США, выступая всячески против Кубы, острова Свободы. Двойные стандарты в политике США всегда проступали, о чем заговорили ныне российские политики, открывая Америку.

Будто не знали об этом прежде. Но двойные стандарты в трактовке прав человека с распадом СССР укоренились и в России в сознании правящей элиты. Нам продолжают твердить о тоталитаризме в отношении СССР в условиях тотального разрушения основ и устоев великого государства, с обнищанием и разобщением народов, с массовой смертностью населения. Но нищета, бедность, безработица - разве это не нарушение прав человека? Это советская точка зрения, поэтому она игнорируется правозащитными организациями, поскольку они и созданы для борьбы с советской идеологией, в которой право на жизнь, на образование, на культуру всех времен и народов, на труд предполагаются сами собой.

Здесь важнейшие права человека, что декларировала советская демократия и что было реальностью. Разумеется, в ней были изъяны, скажем, безальтернативные выборы и ограничения с поездками за границу. С выборами надо знать советскую специфику, как она существует и в Китае: отбор происходил на районных, городских и областных конференциях КПСС с выдвижением лучших производственников и представителей интеллигенции, не то, что ныне: у кого больше денег, по сути, кто более продажен. Все вывернуто наизнанку и наоборот против здравого смысла и нравственности, все решают деньги. Это есть основной принцип западной демократии, в которой от демократии ничего не осталось, кроме тотального диктата денег, что ныне в России воочию мы наблюдаем. Это не демократия по первоначальному смыслу, а демократия денежных мешков, то есть олигархия или прямая диктатура, что тоже воочию мы наблюдаем в нынешней России.

То, что с демократией происходит такая метаморфоза, цветастые бабочки плодят громоздких гусениц, ни для кого не секрет, прежде всего в США, однако демократия преподносится как свобода и последнее достижение человеческой цивилизации.
Все метаморфозы с демократией имели место еще на заре демократии, в Афинах в V веке до н.э., с перерождением демократии в олигархию или тиранию, что, по сути, одно и то же. Именно олигархи впервые поставили вопрос о правах человека, о праве сильного, то есть богатого, ставить свои собственные интересы выше народных и государственных. А поплатился за них самый мудрый и нравственный человек - Сократ.

Так всегда и бывает. СССР распался не потому, что он был «империей зла», с точки зрения Запада, а потому что он был империей добра, как юность с ее высокими устремлениями и беззащитная в мире прагматическом, в котором Запад традиционно всегда был сильнее, как старший брат перед младшим. Россия на 200 лет моложе Европы. Но в условиях Русского Ренессанса за последние три века Россия далеко оставила позади западную цивилизацию, в основе которой закон джунглей: человек человеку - волк.

Но русская интеллигенция, порождение Русского Ренессанса, так и не осознала эпоху Возрождения в России как таковую и оказалась между двух огней: между невежеством властных структур в СССР со всевозможными запретами и гонениями и пресловутыми свободами и правами человека, что выдвинула западная цивилизация, пережив фашизм, в США маккартизм. Для развязывания холодной войны не было никаких веских причин, кроме страха за пресловутые либеральные ценности Запада. С поражением фашизма угрозу увидели в «коммунизме», сокрушившем фашизм. Такой выбор сделала отнюдь не демократия с утверждением свободы и прав человека, что предполагает свободу выбора для каждого и всех, а тоталитарная система капитализма, основанная на частной собственности. США и воплощали так называемый тоталитаризм, в чем обвинили СССР.

США продолжают ту же политику тотального влияния на события в мире, теперь уже в одностороннем порядке, что обернулось уже величайшей трагедией для народов Югославии и Ирака. В этих условиях защищать либеральные ценности Запада в России, вынесшей распад СССР, по сути, не вынесшей, поскольку ей обрубили руки и ноги, надо быть зомби. Вероятно, уже не хватает этих зомби, если Владимир Познер, зная, что такое для россиян Чубайс, не нашел, кого позвать, как еще одного Чубайса, который, разумеется, твердит то же самое, что и другой, удачливый выкормыш тоталитаризма. Что же это за напасть?!

Один Чубайс занимался ваучеризацией России, то есть ограблением населения, он же занимается электрификацией, не зная основ физики, со слов академика Алферова, другой явлен, чтобы поставить на место Всемирный русский собор. Что происходит в России? Что происходит в СМИ? Кто заказывает музыку?

Вирус либеральных ценностей вызвал небывалую эпидемию в условиях землетрясения с распадом СССР. Эпидемию обнищания и гибели, эпидемию самоубийств, эпидемию воровства и мошенничества, эпидемию насилия, эпидемию коррупции. Вот и забил тревогу Всемирный русский собор.

Либералы забеспокоились. В воскресенье за круглым столом у Владимира Познера они собрались, пригласив двух представителей церкви. Уполномоченный по правам человека Лукин заявил заученно, мол, права человека - универсальная ценность; с его слов выходит: человек и права человека - синонимы. Образчик мышления демагогов, с абсолютизацией прав человека, рынка, частной собственности, демократии, приватизации и т.п. , что оказалось столь разрушительно для устоев Российского государства. При этом, разумеется, вину сваливают на тоталитаризм, на Российскую империю, с больной головы на здоровую.

Для верующих, разумеется, Бог - универсальная ценность. Но и такое выражение кажется выспренным, как и человек - универсальная ценность, как и свобода - универсальная ценность. В сфере исторического бытия человека и человечества нет универсальных ценностей. Здесь все относительно и исторически конкретно. Нельзя судить историю одной страны в столетиях и даже в десятилетиях с точки зрения понятий и ценностей других стран и культур. Но именно это происходит в России на рубеже XX-XXI веков.

Права человека не существуют сами по себе, а лишь в системе прав народа или народов, то есть права человека не могут быть универсальной ценностью. Абсолютизация прав человека, как всякая абсолютизация, приводит к обратному результату, как случилось, к примеру, с признанием прав сексуальных меньшинств, вплоть до браков, обесценивающих вообще браки. В России это воспринимают, особенно иерархи церкви, за крайнее падение нравов на Западе, почти что апокалипсис. Но это еще цветочки.

Абсолютизация прав человека - это инструмент политики, это принцип отнюдь не демократии, а тоталитаризма, как всякая абсолютизация.

США демонстрируют именно такой принцип мышления и политики в отношении других стран. Неудивительно, ведь права человека для США служили средством ведения холодной войны против СССР и других стран всюду, с переходом к военным действиям, где нужно - в интересах национальной безопасности США. Очень удобно. Не надо думать о праве народов и стран на собственный путь развития. Совсем недавно президент США напомнил России: «Есть базовые ценности, которые надо принять». Возможно, он не ведает, что существуют базовые ценности, о каких он и не слыхал.

В принципе, то состояние права и закона, какое утвердилось в странах Запада в итоге революций и войн, в итоге благотворного влияния СССР, можно лишь приветствовать, но все это хорошо для внутреннего обихода, не для экспорта, с навязыванием прав человека в ущерб правам народов и стран, с развязыванием войн, что выходит уже за рамки международного права и нравственности. Нужно ли указывать на Ирак, если Россия подверглась разгрому и разрушению в не меньшей степени и кем? Боже!

24 апреля 2006 года.
Из «Литературной газеты» я получил более полное представление о Всемирном русском соборе. Начинание, вероятно, более масштабное, чем Общественная палата. Но среди его участников, разумеется, кроме тех, кто прямо упивается религиозной рефлексией, находя только в вере источник нравственности, проскальзывает разочарование, впрочем, вряд ли обоснованное. Это уже X Собор, но не один пункт постановлений не выполнен. Вероятно, не дело Собора принимать какие-то конкретные решения. Важен общественный резонанс от обсуждаемых на Соборе проблем и вопросов.

Интересные мысли высказал Иван Евсеенко, прозаик, главный редактор журнала «Подъем» (Воронеж). Собор - «это демонстрация и объединение сил сопротивления, которые существуют в стране. Сопротивления тем негативным началам, которые тоже, увы, есть. Это с одной стороны. С другой - идёт консолидация Церкви и правительства».

В связи с этим Иван Евсеенко вспоминает, что в 90-е годы духовенство пошло тоже на сотрудничество с властью, которая внесла гибельную для государства смуту, а ныне продолжает, по сути, ту же политику разграбления и растления нации.

«Пока мы не скажем, что мы строим, куда мы идём, - говорит Иван Евсеенко, - мы народ ни на что не поднимем. Русский народ должен знать идею. Либо Царство Божие строим, либо хотя бы социализм. Ведь даже если у нас произошла буржуазная революция, то ни один её постулат - «свобода, равенство, братство» - у нас не воплощён. Наоборот, все разъединились».

Он прав. «Русский народ должен знать идею».

Только в России-то произошла не буржуазная революция. Она была в феврале 17 года. В 90-е произошел контрреволюционный переворот, с криминализацией всех сторон жизни, хотя бы потому, что не было в России буржуазии, ее место заняли криминальные и коррумпированные властные структуры. Поэтому контрреволюционный переворот не может привести и к реставрации - нет ни буржуазии, ни дворянства, то-то по ним плачут «белые генералы» от журналистики и кинематографа, только кучка олигархов и коррумпированные властные структуры, разрушители великого государства, его устоев, его идеологии. И с ними-то Церковь сотрудничает, восстанавливая свои владения.

Алексей Рыбников, композитор, автор «Юноны» и «Авось», высказался так: « - Я надеюсь, что Собор поможет нам сформировать психологию, образ мышления русского человека в современном мире. В советское время у нас сформировалась психология гражданина великой державы, но державы, построенной на неправедном фундаменте. Потом произошло разрушение Советского Союза, и мы почувствовали себя в мире очень неуютно. Я это по себе знаю, когда выезжаю за границу. Поэтому сейчас всем нам очень нужно понять, что мы - граждане великой державы, построенной на праведном фундаменте».

Грустно. Смешно и грустно. Алексей Рыбников объясняет: «Для меня как человека верующего этот фундамент основан на заповедях Ветхого и Нового Заветов». На этом фундаменте даже современную семью невозможно создать, надо вернуться в допетровские времена.

То, что у всех религий нравственные понятия примерно одни и те же, по сути, какие были и у советских людей, считавших себя вполне осознанно атеистами, а многие продолжали верить, отнюдь не значит, что мусульманин найдет «фундамент» Алексея Рыбникова праведным. И т.д. Это старый путь, это смоленская дорога, по которой отступала армия Наполеона, благими пожеланиями, то есть христианскими заповедями, вымощена дорога в ад.

Были ли праведными фундаменты у государств христианской Европы или у Ватикана с его святой инквизицией? Церковь и религия во все века и тысячелетия претендовала на нравственность, как и всякая верховная власть, но мы-то знаем, сколько в этом было ханжества и лицемерия.

Нравственные понятия отнюдь не связаны напрямую с религией. Все уголовники - верующие, так сказать, по роду занятия. Но вера необходима для нравственной души. Вера в Бога отнюдь еще не добродетель. Есть люди, психологи знают, которые не в состоянии верить. Верить, как и любить, мало хотеть, надо обладать свойством души верить и любить.

Юрий Назаров, народный артист России, словно отвечает Алексею Рыбникову: « - Когда в выступлениях некоторых ораторов проскальзывает, хоть и в завуалированной форме, нетерпимость к коммунистическому прошлому, я вспоминаю басню Ивана Андреевича Крылова про умирающего льва, к которому заторопился осёл - пнуть напоследок, «пускай ослиные копыта знает».

Не пора ли нам успокоиться?.. Коммунизм ни в чём не виноват, никому же не придёт в голову обвинить Христа в преступлениях средневековой инквизиции».

В самом деле, ослов развелось великое множество и все они хотят быть праведниками и «белыми генералами».

Все страны христианской Европы были основаны на неправедном, с точки зрения заповедей, фундаменте, даже Церковь, - на частной собственности и торговле всем и вся.

У СССР был именно праведный, с точки зрения православия, фундамент: равенство, братство между людьми и народами и плюс все заповеди, кроме веры в Бога, что, впрочем, отнюдь не возбранялось, но вера была, вера в светлое будущее человечества, вера в добро, в свет. Эта вера и служила основой нравственности.

Соответственно всех видов преступлений в СССР было на порядок, а то и на два, меньше, чем в благополучных странах Запада, особенно в США, да еще с ролью жандарма в Латинской Америке, вплоть до Вьетнама.

Запреты, гонения, сталинские лагеря в исторически конкретной обстановке - это другая статья, как преступления святой инквизиции, как истребление индейских племен и т.д. Да и фашизм - порождение западной цивилизации, которая ныне кажется столь респектабельной, с экономическим процветанием и с соблюдением прав человека на экспорт. Столько добра, девать некуда, верно, нужен рынок для сбыта.

В чем основы нравственности, добра или зла? В вере? Если, к примеру, взять тысячелетия христианской цивилизации, кто совершал все мыслимые и немыслимые преступления? Верующие уголовники, верующие правители и т.д.

Громадное большинство людей на Земле во все века не совершало каких-либо преступлений, а лишь малое число из простого люда, а чаще из привилегированных классов, из тех же верующих.

Все это означает: нравственность - в природе вещей. Даже звери, поедающие друг друга по определенной цепочке, не совершают зла больше, чем необходимо.

Есть красные волки, живущие стаями. Так вот: в момент, когда косуля задрана, взрослые особи при приближении молодняка отходят в сторону, - оказывается, закон джунглей не носит всеобщий характер для зверей. Сильный уступает слабому, когда последнему необходимо поесть и тоже стать сильным - ради общего блага.

Но рынок и частная собственность, что ныне насаждается в России, - закон джунглей, претерпевший изменения в условиях существования человеческой популяции, не более того. Это и есть тот фундамент, на котором развивается до сих пор цивилизация Запада и Востока.

В СССР был отменен закон джунглей - ради добра, человечности, братства между людьми и народами. Это по-христиански, если хотите. Впервые за тысячелетия именно в СССР были воплощены нравственные начала, выделяющие человеческую популяцию от животных популяций.

Но в условиях окружения цивилизаций Востока и Запада думать об отмирании государства было преждевременно. Диктат государства сохранился и временами принимал ужасающие формы, в чем, впрочем, не было ничего нового и небывалого. Ведь одно дело, когда государство принимает репрессивные меры в интересах большинства населения, другое - когда в интересах меньшинства.

Основы нравственности не в религии, не в заповедях, которые первыми нарушали власть имущие, поэтому они никогда не выполнялись; основы нравственности - в гуманизме, в человечности, которая на заре развития человеческой цивилизации ничем не отличалась от нравов и поведения любой животной популяции, с заботой о потомстве и т.п.

Основы нравственности отнюдь не в вере, это претензии различных религий, также и власти, императорской, царской, демократической, которой всегда служила и служит церковь, - и все виды преступлений постоянно сопровождали историю человеческого рода, народов и стран.

Основы нравственности, отличной от животных популяций, после христианства, были выработаны в эпоху Возрождения в Европе. Это гуманизм. Человечность была поднята из сферы природы и истории, где она подчинялась закону джунглей, вопреки культу христианских заповедей, в сферу культуры, в которой впервые встал вопрос о достоинстве человека.

До сих пор человек, как тварь, должен был склонять голову перед властью - небесной, церковной, королевской или царской, корпоративной, семейной. Впервые он ощутил себя свободным и способным достичь совершенства, стать, как ангелы, или даже, как Бог.

Гуманизм эпохи Возрождения в странах Западной Европы был основан на индивидуализме, что легло в основу развития европейской цивилизации Нового времени. Но ее фундаментом оказались отнюдь не библейские заповеди, а частная собственность, торговля, рынок, эксплуатация человека человеком и целых народов, правда, по определенным правилам, против произвола дикого капитализма, что ныне и выдают за либеральные ценности. Но сущность европейской цивилизации осталась та же, как у животных популяций: человек человеку - волк.

Русский Ренессанс, до сих пор не осознанный у нас в полной мере, выработал новый гуманизм, основанный на коллективизме, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности человека и целых народов.

Это не «коммунизм», что всего лишь пропагандистское клише, как его антипод «антикоммунизм», - это новая человечность, когда признается априори самоценность человека, независимо от этнической и классовой принадлежности, что впервые отчетливо проступило в творчестве Пушкина, в той же «Капитанской дочке», и было подхвачено всей русской классической литературой XIX века.

У преобразований Петра I, когда и зачинался Ренессанс в России, была цель - общее благо. Это лежало и в основе идеологии и жизнеустройства социалистического общества, что было реальностью в СССР. Это высшее достижение Русского Ренессанса.

Другое дело, реальное воплощение идей нового гуманизма, как бывает, происходило не без перекосов и ошибок. Это естественно. Страны Европы развиваются уже много столетий после эпохи Возрождения, воплощая ее эстетику в достижениях бытовой цивилизации. Мы ныне в России наблюдаем закат Русского Ренессанса. Самое время осознать его достижения и найти в нем опору для выхода из кризиса, обрести фундамент для России в XXI веке.



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены