Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Пленники любви. Елена и Парис.


Античная новелла в стихах и прозе.

                1
У моря у пещеры нимф и рощи, с дарами нимфам – свитки на ветвях, картины на холстах или на досках, скульптуры мраморные, чего тут нет, - сбегались девушки и юноши, одетые слегка или в хитонах и туниках, то розовых, то белых, в сандалиях с изящною тесьмой, и с грацией во всех движеньях тел, на празднество иль таинство какое, с приветствиями, вскриками повсюду «Елена!» и «Троянская война!»

Там склон амфитеатром возвышался,  внизу лужайка, вход в пещеру – сцена, куда Хор девушек идет с напевом.

Эвелин де Морган. Елена Троянская

Эвелин де Морган. Елена Троянская


          ХОР ДЕВУШЕК
Собрались мы сегодня рано. Солнце,
Горячее еще, слепит нам очи.
И в теле, как любви желанье, лень
Стыдливо прячется куда-то в тень.
     (Обращаясь одна к другой.)
Куда? Известно, в самую промежность,
Когда все тело сковывает нежность.
        (Смеются.)
К самой себе, а может быть, к цветку?
Скорей всего к подружке иль к дружку!
    (Становясь в глубине сцены.)
А что у нас сегодня на примете?
          (Со вскриками.)
С Елены спрос: за все она в ответе!
За блуд и за Троянскую войну.
Пускай покается, признав вину!
     (Зачиная пляску.)
Когда все это было? Только пена
Хулы и славословий, о, Елена!

Идет там репетиция, наверно. Из публики две девушки сошлись, - одну зовут, как слышно, Каллиопа, другую Терпсихора, словно муз, - и юноша по имени Платон, быть может, сам философ знаменитый, но в юности, иль в наши дни вновь юн, подобие былого, как ягненок.
Платон, высок и статен, отозвался:
- Призвать на суд Елену! Пусть ответит, виновница всегреческой войны и разрушенья Трои, стольких бедствий!
Смеется Каллиопа:
- Когда повинна, только в красоте!
А Терпсихора словно в пляске:
- Призвать на суд Елену! Пусть ответит, как предалась измене с чужестранцем!
- Гостеприимство оказала, верно!

               ЕЛЕНА
      (выбегая на сцену, как на зов)
Элизиум не мир теней, - театр?
Все заново играй за актом акт
Все небылицы, сплетни и клеветы,
Весь вздор от века, что несут поэты?
      (Предстает совсем юной.)
Нет, жизнь моя невинна и чиста,
Как юности от века красота,
Ну, а любовь нам кажется порочной
И даже грезы стыдны, как нарочно,
И смехом отзываешься тотчас,
Чтоб худо не подумали о нас.
А ласки мужа – исполненье долга,
Когда и неги не проявишь много,
Сочтут за сластолюбие гетер,
И жизнь твоя в семье – вся из потерь.

          ХОР ДЕВУШЕК
А если ты дочь Зевса, с красотою,
Прелестно лучезарной и простою,
Как в небе просиявшая звезда,
Ужель тебе все можно без стыда?

Елена обращается к публике:
- Судить меня легко, все хороши! А я одна, такая и сякая… Но, знаете… У каждого из нас своя судьба. Судьбе ж подвластны все и даже боги.
Платон бормочет с удивленьем тихо:
- Разумно рассудила… Неужели прекрасна и настолько же умна?

             ХОР ДЕВУШЕК
      (переговариваясь между собою)
- А это кстати! С глупой спрашивать,
Комедию разыгрывать впустую.
- Ведь красотой прославилась чудесной
Дочь Зевса Лебедя и Леды дивной,
Чьи прелести затмили разум бога
- Судьбе же подвластны все и даже боги.
- А я всего лишь женщина, игрушка,
Меня зачавших в слепоте страстей…
- Какой же промысел в измене женской?
            (Все вместе.)
О, Музы, как случилось, что Парис,
Пастух в горах у Трои призван был
Суд учинить, кто прекраснейшая:
Афина, Гера или Афродита, -
По воле Зевса, с промыслом каким?
Как вдруг он оказался царским сыном…

          КАЛЛИОПА
       (выходя вперед)
Ей мало прелюбодеянья, нет,
Ведь гостя ублажить, помывши ноги,
Едой, питьем, а там улыбкой, смехом,
Ну, переспать, когда муж дремлет спьяну,
Куда ни шло, но родину покинуть
И пленницей уехать, сознавая,
Какой позор падет на всю страну?!
         ТЕРПСИХОРА
Да, что тут говорить, она такая,
Любила нравиться мужчинам с детства,
Невинности лишившись очень рано,
Красавицей прослыв еще подростком,
Готовой соблазнить кого угодно…
            КАЛЛИОПА
Эрот лукавый доставал ее,
И ей все было невтерпеж от счастья
Прельстительных уловок только б пасть,
Раздвинув ноги, под сатира даже…
              ЕЛЕНА
        (рассмеявшись)
Да будет небылицы повторять.
Клевещут так на девушек прелестных:
Красива больно, значит и порочна!
Но красота открыта, как цветы:
Душистый запах, ясность взора…
        (Рассудительно.)  
Когда же ты прекрасна, ты лелеешь
Желанья, грезы и мечты людей
О счастье, о любви, о красоте…
Твой долг быть лучше, грацией блистая,
Пусть не принадлежишь ты никому,
А красота – ведь достоянье всех.
        (С улыбкой воспоминания.)
Была у всех я на виду всегда
И сколько женихов вертелось здесь же!
У скромниц было время втихоря,
Влюбляясь, предаваться чьим-то ласкам,
А мне лишь выбрать жениха такого,
Чтоб не убили, так Агамемнон -
Вступился царь за брата Менелая,
А Тиндарей мой выбор поддержал…
           ТЕРПСИХОРА
Ну, а Парис! Как ты попалась с ним?
              ЕЛЕНА
Когда бы тут моя вина была бы,
Мол, бабы слабы, думаете вы,
Каким бы счастьем упивалась я!
             КАЛЛИОПА
Как! Счастья не было, одна измена?
               ЕЛЕНА
Мы счастливы в любви, но ненадолго.
Влюбленность – радость, но желанья – мука,
Не утолить любовь. Она безмерна.
Влюбленность, как девичество, погаснет.
О, тайные утехи всех влюбленных!
Столь скоротечны! Уж томит разлука.
          (Рассмеявшись.)
Я замужем служила Гименею,
А тут Эрот изранил нас с Парисом…
Я что? Влюбленной быть отрада мне,
А Менелай уехал по делам,
Оставив гостя мне на попеченье,
Хозяйке, как флейтистке иль гетере,
В покоях царских веселить его…

Как весело мы время проводили,
Служанки все мои и слуги гостя…
Все радостны и словно влюблены,
Я, молодая мать, беспечней всех.
Мне ничего не нужно, но Парис,
Могучий, стройный варвар, изнемог,
Лишился сил и сна, и вдруг запел,
Ну, как Орфей, влюбленный в Эвридику…

Все думали, Парис у ног Елены,
Заместо Менелая дни и ночи…
И это же не худшее из бедствий:
Отдаться напоследок – и расстаться,
Быть может, с барышем, как Менелай.
Ведь все равно ославят. Кто поверит?
Париса, лицезревшего богинь,
Елена упустила, не добившись
Признанья прекраснейшей, Афродите,
Во всем самой богине уподобясь?
          ТЕПСИХОРА
Так, значит, было похищенье силой?
               ЕЛЕНА
Парисом? Нет. Явилась Афродита,
Сойдя с Олимпа, во дворце в часы,
Когда Парис собрался на корабль,
Готовый уж к отплытью на заре.
Явилась, как сияние небес,
Но видимой предстала лишь Парису
И мне, разгневана и милостива,
С улыбкой ослепительной и нежной,
Острее бьющей стрел ее сынишки.

Ах, что со мной случилось? О, блаженство!
Как в небо вознеслась, купаясь в море!
Познала я любовь и красоту,
Как воплотилась  вся я в Афродите,
С Парисом заодно в полете дивном,
Влюбленным как впервые, он сказал.

Вступили мы на палубу, корабль
Уж плыл по морю, с парусами в небе…
Что ж это было? Похищение?
Парисом? Нет, самою Афродитой,
В соперничестве с Герой и Афиной
Затеявшую на земле и в небе
Войну с участием богов Олимпа.

           ХОР ДЕВУШЕК
Но как же это сделалось? О, музы!
            КАЛЛИОПА
А есть же пьеса, сыгранная в доме
У Клиния с участием самой
Гетеры Фрины, Афродиты Книдской?
           ТЕРПСИХОРА
Нам стоит разыграть, чтоб прояснилась
Картина с похищеньем, иль с изменой.
Ведь женщин обвинять горазды все,
А права выступать в свою защиту
У нас ведь нет, как будто мы рабыни.
            ХОР ДЕВУШЕК
- А что? Сыграем пьесу. Мы на сцене.
- А декорация? Сказать словами?

Начинаются приготовления, с подбором участников, с переодеваниями, не без споров с гримом…

                    2
Дом Клиния. Двор уставлен скамейками, на которых усаживаются входящие гости, коих встречают слуги. В саду выделена, как сцена, лужайка на склоне гор. Суд Париса. Солнечные лучи под вечер ярко освещают явление богинь и Гермеса.

             ХОР ДЕВУШЕК
Гермес и три богини сходят вниз,
       С Олимпа в наши сны.
       Итак, пред нами Суд Париса.
  Сюжет не нов, а ты дивися?
  Сюжет не нов, но вечен он,
       Как лучезарен Парфенон,
       Предвечно юный и старинный,
       Чудесный храм Афины,
       Эллады символ, - с ним
       К нам ближе и Олимп.
                (Пляшет.)
       Красив и статен, в козьей шкуре,
       Парис в смятенье, словно в буре
       Видений дивных и страстей, -
       То сон, - решил он без затей.
             (Пляшет вокруг Париса.)
                ГОЛОСА
- Чудесней женщин не видала я!
- Ужель богини сами к нам явились?
- Ну да, гетеры, только не узнать,
Конечно, кроме Фрины-Афродиты.
      ПОЧТЕННЫЙ СТАРИК
Блистательна и вечно молода
Супруга Зевса Гера, красотою
Соперничать ей можно с Афродитой,
С Афиною тем более, я вижу.
      ДРУГОЙ СТАРИК
Прекраснейшая каждая из них.
           ЖЕНЩИНЫ
Богиня Гера в пеплосе пурпурном,
Сияющая женской красотой.
Афина в шлеме золотом и платье,
Воительницей сотканном самой.
Премудрая, чудесно хороша!
Но Афродита блещет лучезарно
Прекрасной внешностью - и женственна,
Мягка, обворожительно прелестна, -
Богиня красоты? Любви! Любви!
             МУЖЧИНЫ
А кто из них Парис? - Он в козьей шкуре!
Гермес куда красивей. - Бог есть бог.
               ГЕРМЕС
    (неся золотое яблоко на ладони)
Гермес, богов я вестник, но с любовью
Я занят и иным, как бог торговли.
Но яблоко несу не для продажи.
Смотри, Парис, оно ведь золотое,
И нет ему цены, как у весны.
Идея в нем и мера красоты.
И должен ты, всевышней волей Зевса,
Отдать его одной из трех богинь,
По надписи прекраснейшей признав.
               ПАРИС
       (испуганно)
Пастух я, пусть сильней других, красив.
Но дик, на горных пастбищах я вырос
И, кроме нимф чудесных и пастушек,
Не видел знатных женщин и богинь.
Судить уж мне ли, кто из них прекрасней?
               ГЕРМЕС
То воля Зевса. Выполняй без слов.
Прославлен будешь в череде веков.
                 ГЕРА
Парис! В садах у Гесперид мать Гея
Ту яблоню с плодами золотыми
В честь свадьбы нашей с Зевсом возрастила,
Как чистый символ красоты предвечной.
Эрида выкрала - внести раздор
(У ней ведь нет забот иного рода).
Отдай же мне, раздор навек угаснет.
Тебе ж я власть над Азией отдам.
               АФИНА
Парис красив и мощного сложенья.
Достоин ты Аресова служенья.
Оставь, пастух, идиллии времен.
Вся жизнь ведь промелькнет, как сон.
       Будь Александром не в забаву.
       Я обещаю воинскую славу,
             Какой не ведал мир.
Веков грядущих будешь ты кумир!
             АФРОДИТА
И власть, и слава счастья не дают,
Когда все сущее любовью грезит,
И красота влечет любовью нас
И обещаньем счастья, как бессмертья,
Рожденья нового - во красоте.
Парис! Тебе я обещаю в жены
Прекраснейшую женщину из смертных.
Ты обретешь меж тем и власть, и славу,
Немеркнущие в череде веков.

Парис протягивает золотое яблоко Афродите, что публика с удовлетворением приветствует аплодисментами.

        ХОР ДЕВУШЕК
Игра ли это? Или чудный сон,
Как на заре сияет небосклон,
С явлением богинь на небе,
Пусть Гера улетает в гневе,
И шлем Афины золотой
Заката чище красотой.
А что пастух? Признал Приам, царь Трои,
В нем сына с радостью - на горе.
Он светел, нежен и могуч,
Как нас ласкает солнца луч.
Но меж троянских женщин
Он ловит всюду образ нежный
В сияньи чистой красоты,
И полон весь неведомой мечты.
           (Пляшет.)
   
Парис носится по сцене, как танцовщик, превращаясь из пастуха в царского сына в пышном восточном одеянии, перед которым возникает образ спартанской царицы Елены; вот он на берегу моря, где проступает корабль.

              3
В саду у дома Клиния выделена, как сцена, часть дворца Менелая и сад. В покои царицы входит Елена в сопровождении девушек, несущих кифару и флейты.

              ЕЛЕНА
Угодно мужу моему, чтоб я
В его отсутствие ласкала гостя
Своим присутствием и даже пеньем,
Как я одна умею и люблю.
Мы веселимся, право, как в Афинах.
Что ж, мне приятно, в вас я вижу радость;
Пусть будет так, как хочет Менелай,
В делах торговых преуспеть желая.
           ХОР ДЕВУШЕК
    Парис, безмолвный до сих пор,
    Бросал лишь тихий, нежный взор,
    Таясь весь в трепете, как птаха,
            От счастия и страха.
             1-я ДЕВУШКА
И вдруг вскочил он на ноги и вырос,
Могуч и мил, влюбленный до озноба.
             2-я ДЕВУШКА
Пустился в пляску сам, запел несмело,
Впервые, как поэт, слагая песню,
Восторг любви не в силах превозмочь,
Пугая страстной мощью тела нас,
Как одержимый Вакхом и Эротом.
                ЕЛЕНА
Мы все взволнованы; но отчего же?
Ведь пела я и прежде на пирах,
И вы плясали в хороводе рьяно
К веселию гостей; но что же ныне?
             3-я ДЕВУШКА
Мы пели и плясали для Париса,
Влюбленного в кого-то словно в тайне,
В чем радость ожиданья и тревога.
             2-я ДЕВУШКА
Еще чуть-чуть мы, как вакханки, сбились б
Вокруг него, тебе не уступая,
Хотя ты здесь царица и краса,
Которой обуян теперь Парис.
             1-я ДЕВУШКА
О, берегись! Ведь Афродита служит
Любимцу своему во исполненье
Обещанного слова в жены дать
Прекраснейшую женщину из смертных.
                ЕЛЕНА
Так я ли прекраснейшая из смертных?
О Зевс-отец, зачем втянул ты дочь
Во спор богинь, беспечных и могучих,
За первенство во власти - в красоте?
Иль красота дана мне в наказанье
За прегрешенья матери моей
С прекрасным лебедем, Эроту в радость?
О, нет! Не может быть. Но красота
Во славу мне дана и всем на радость,
Как мера сущего и всех вещей.
Зачем треножник мира ты колеблешь?
Иль Провиденье выше и богов?
            1-я ДЕВУШКА
Прекрасно сказано. Но вряд ли гость
Поймет хоть слово из твоих раздумий.
               ЕЛЕНА
Царица я спартанская. Любовь -
Не главное для нас; прелюбодеянье -
Куда ни шло, но ради свежих всходов,
И женщины на службе у отчизны,
Как сыновья - защитники ее.
            1-я ДЕВУШКА
Так, в чем же дело? Призови красавца
На поле битвы, где Эрот - владыка.
Пусть Менелай останется в накладе,
Зато, уж верно, с барышем.
               ЕЛЕНА
                                                   О, нет!
Ведь я обещана Парису в жены,
Царевичу заморской стороны.
А честь моя? Достоинство царицы?
О, где же справедливость, Зевс-отец?
            1-я ДЕВУШКА
Любовь прекрасна, - в том и справедливость!

Из сада несется звук флейты, а затем и голос Париса, который показывается в полутьме звездной ночи.

            2-я ДЕВУШКА
На флейте он играет, как сатир,
Как Марсий, превосходно и поет.
               ПАРИС
Елена, прекраснейшая из жен,
    Прости Париса, он влюблен, -
То радость величайшая и мука,
    Поскольку нам грозит разлука.
          Не ведал я любви,
          Как, кроме бурь в крови,
          В сплетеньи тел, как в битве,
Но ныне замираю я в молитве.
          Послушай песнь мою,
          Как я тебя люблю!
     И преклоняю я колена
     Перед красой твоей, Елена.
            3-я ДЕВУШКА
Как складно он поет! Как соловей,
С повтором звуков и созвучий звонких.
           1-я ДЕВУШКА
Не отозваться на такой призыв
Какая женщина сумела б, право?
              ЕЛЕНА
Мне выйти в сад к нему для объясненья?
Что я ему скажу?
            2-я ДЕВУШКА
                               Пусть уезжает,
Чтоб не ославила тебя Молва.
              ЕЛЕНА
В отсутствие царя его гостей
Я развлекаю, - в чем здесь прегрешенья?
Я выполняю лишь его приказ
И пересудов не боюсь нисколько.
Я столь прелестна с детства, столь желанна,
Что Зависть сладостраствует, на радость
Себе и всем, кому я недоступна.
            3-я ДЕВУШКА
Он будит город флейтой сладкозвучной
И пеньем громким над долиной спящей.
            2-я ДЕВУШКА
Привык в горах перекликаться с Эхо...
            3-я ДЕВУШКА
С пастушками скорее...
            2-я ДЕВУШКА
                                          Нимфы с ним
Водили дружбу; может, даже музы,
Когда умеет он так складно петь.
                ЕЛЕНА
О, Менелай! Что вздумалось уехать
Тебе в такие дни, в такие ночи?
           1-я ДЕВУШКА
Сон не идет. Чудесна ночь, и звезды,
Как гроздья винограда налитые
Пурпуром влаги Вакховой купели,
Нас манят в сад пьянящею истомой.
               ЕЛЕНА
             (решаясь)
Я выйду с вами. Факелы возьмите.
          1-я ДЕВУШКА
И будет это шествие ночное
Во славу Афродиты и Эрота?
               ЕЛЕНА
О, нет! У бога Гименея я
Под покровительством. Пусть Афродита
Не шлет ко мне Эрота; у богов
Есть иерархия, и каждый в силе
Лишь в области своей владыкой быть.
Царица я и мать, не мне причуды
Эрота исполнять, как девам юным;
Пусть тешится, как хочет, несмышленыш.

   Елена в сопровождении девушек с факелами выходит в сад. Парис словно пугается яркого света.

                ПАРИС
Елена! В окружении прислужниц,
И с факелами сад весь освещен,
Как ищут ночью вора. Что случилось?
           1-я ДЕВУШКА
Здесь кто-то все играл на флейте звонко
И в пеньи заливался соловьем,
Что спать мы не могли, с истомой в жилах.
                 ЕЛЕНА
Ты здесь один, Парис? А кто же пел
И складно так, в созвучиях повторных,
Как Эхо вторит голосам влюбленных?
                 ПАРИС
Да кто же это? Я один брожу
По саду, где повсюду образ милый...
                 ЕЛЕНА
О, не смущайся, если это ты.
Ты можешь говорить, и я должна
Тебя здесь ныне выслушать, поскольку
Разлука неминуема.
                 ПАРИС
                                      Увы!
                  ЕЛЕНА
Как! Это все? Вновь немота напала?
А пел о чем? Иль это только песня?
                  ПАРИС
Елена! В страхе пред разлукой... Боги!
Я не могу представить это горе.
О, лучше смерть у ног твоих, Елена!
                  ЕЛЕНА
И как, по-твоему, мне поступить?
Не падай ниц, ведь ты не раб, Парис.
Обычай варварский здесь не уместен.
Ты полюбил меня? Но для мужчин
Большое разве горе в том? Ведь женщин
Для утешения всегда найдут.
Ты молод и легко меня забудешь.
                 ПАРИС
О, нет, Елена, ты одна на свете -
Любовь и красота, какой я жажду,
Как ласки матери желал я в детстве,
Как подвига и славы, как бессмертья.
                 ЕЛЕНА
Да, вижу, ты влюблен по-женски как-то,
По-детски, но никак не по-мужски,
Иль просто юн еще душой и телом,
Хотя могуч и строен, как Геракл.
При этом ты, как Аполлон, прекрасен.
Ты будешь многими любим и счастлив,
Но не со мной, спартанскою царицей,
Чья честь быть незапятнанной должна.
Ведь поклялись достойнейшие мужи
Меня в замужестве оберегать,
Как красоту, святыню для эллинов.
                 ПАРИС
Ты красота, святыня для Париса,
Что золотое яблоко открыло
Мне, пастуху из дальних горних пастбищ,
Пред ликами прекраснейших богинь!
Я обречен тебя любить, Елена,
Или в тоске угаснуть, раб Эрота.
             ЕЛЕНА
          (пошатываясь)
Угаснуть от любви? Он впал в безумье,
И я, боюсь, с Парисом заодно
Теряю голову... О, Зевс-отец!
              ПАРИС
             (в отчаяньи)
О Афродита! Всеблагая мать
Всего живущего в любви и счастье,
Венца, тобой обещанного, жду.

Ярче вспыхивают факелы, освещающие сад, и, словно с небес, является Афродита. Публика и актеры взволнованны донельзя.

           АФРОДИТА
Елена! От любви не красоте,
К ней устремленной вечно, отрекаться.
В уделе высшем неизбежность Рока
Для смертных проступает. Не пытайся
Противиться напрасно ты судьбе.
Любви отдайся, не Парису, мне
Ты служишь, прекраснейшая из женщин,
И в славе вечной обретешь бессмертье.

Елена, как зачарованная, глядит на богиню; Парис берет ее за руку и уводит вслед за Афродитой. Сцена пуста. Публика с изумлением приходит в себя.

                 ГОЛОСА
Что это было? Представленье? Миф,
Воочию оживший, с Афродитой,
Сошедшею с высот Олимпа к нам?

        ХОР ДЕВУШЕК
Корабль отплыл в тумане сизом
Подхвачен легкокрылым бризом.
А в небе просиявшая Луна,
Вся счастием любви освещена,
Неслась светильником влюбленных,
Волнением сердец завороженных.

Корабль любви, корабль любви
В кровавых всполохах зари
В видениях Кассандры,
Сестры несчастной.
О, запылают стены в Трое!
О, горе! Горе!

                   4
На сцене свешиваются картины с эпизодами Троянской войны, которые смещаются в унисон пению Хора.

         ХОР ДЕВУШЕК
О, сколько лет война всё длится!
Иль это нам всего лишь снится?
Сраженья войск у стен, у кораблей,
С борьбой героев, кто сильней,
С вмешательством богов Олимпа,
И солнце, как в кровавом нимбе,
Во гневе Феб, шлет в стан ахеян мор,
Прочь от людишек отвращая взор.

Афина спуску не дает Аресу
И Афродите то ж – богам ко смеху.
И Гера замышляет Трое месть
За уязвленную Парисом честь,
Представ пред Зевсом с поясом Киприды,
Сокрылись боги в туче до Тавриды.
         (Пляшет.)
И был задуман поединок
Париса с Менелаем, пусть единый,
Заместо битв народов и богов,
Решит исход: был глас таков!
На стенах, где сидели старцы
       Вдруг тихо стало.
Явилась там Елена, красотой,
    Сияя солнца чистотой,
Воистину божественной, но ясно
Пусть лучше возвратится восвояси,
Отвадив всех от худших бед,
Ведь проку нет и от побед
Для смертных, опадающих, как листья,
Слезам лишь литься, литься…
          КАЛЛИОПА
Ах, что случилось там? Лишь Менелай
Один все носится туда-сюда,
Париса не видать… Куда он делся?
Сбежать не смог, он между войск сражался
С противником на равных, молод, строен,
Любим Еленой, мог он победить.
         ТЕРПСИХОРА
Известно, что случилось. Афродита
Опять вмешалась: ей неймется все.
Сокрыв Париса, увела с собой,
И он вдруг оказался во дворце,
Весь разгоряченный, как победитель,
Зовет Елену; Афродита с нею
К Парису входит, чтоб его утешить
За бегство поневоле с поля боя,
За стыд стыдом любви, любви Елены.
О, бедная, в упреках вся она,
А он во власти Афродиты и Эрота
Впервые как влюблен и любит вновь
И в мире для него не существует
Ни долга и ни чести, лишь любовь
К прекраснейшей из смертных женщин…
           КАЛЛИОПА
Война возобновилась с прежней силой.

         ХОР ДЕВУШЕК
Троянская война аэдами воспета.
Но в памяти народов песнь поэта
Навеки сохранилась, как пример
Поэмы несравненной, о, Гомер!
Роман и драма вместе – «Илиада».
На ней и воспиталась вся Эллада,
Возросшая во славе, как в мечте,
С рожденьем новым в красоте!
Когда последствия столь лучезарны,
Должны мы быть Елене благодарны.

О, да! Благословенна красота!
И к ней стремленье не мечта,
    Любовь, высокое деянье,
Всех нас, живущих ныне, достоянье!
1 декабря 2012 года.

©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены