Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1 (17) Январь-Март 2011 года.

Хроники Нарнии. Сказка или фэнтези?

Хроники, известные нам по Шекспиру как исторические, оказывается, широко применяются Голливудом для обозначения жанра фэнтези и приключений. Возможно, начало положил Клайв С. Льюис своим романом «Хроники Нарнии».

Вообще жанр фэнтези с нагромождением допотопных ящеров, всякого рода монстров и вампиров, как и приключений детей-колдунов, детей-шпионов и т.п., в которых мало смысла, мне представляется выродившимся жанром сказки и фантастики.

Три фильма «Хроники Нарнии: лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005), «Хроники Нарнии: принц Каспиан» (2008) и «Хроники Нарнии: Покоритель Зари» (2010) примечательны тем, что в них отчетливо проступает развитие жанра фэнтези и вся поэтика современного кинематографа, будь то «Код да Винчи» или «Аватар», поэтика по сути примитивная, вся построенная на экшен, тоже самого примитивного свойства, с боевыми действиями, поединками, просто драками, на них все и держится, помимо магии и всяких тайн.

Спасают дело анимация и спецэффекты. Это уже не произведения искусства, а компьютерная игра с непрерывными гонками и стрельбой или единоборствами. Это увлекает детей и взрослых, которые выросли на более примитивных (технически) играх.

В этом плане первый фильм «Хроники Нарнии: лев, колдунья и волшебный шкаф» воспринимается совершенно иначе, а именно как сказка и фантастика на старинный лад, с персонажами-детьми, подобранными как нельзя лучше, с персонажами-животными, в реальность, разумеется, сказочную реальность, которых веришь.

Через шкаф, якобы волшебный, дети попадают в сказочный мир, и действие разворачивается по законам сказки, что оставляет чудесное впечатление, как от сказок и мифов всех времен и народов. Поскольку сказочные события связаны с современной жизнью, да во время войны, когда детей вывозят из Лондона, подвергавшегося налетам вражеской авиации, все же фильм пронизан оптимизмом, утверждением и торжеством добра, что вовсе новость для современного кинематографа.

Все дело в сказке и поэзии, чем овеяны пейзажи и музыка, ненавязчиво чарующая.

Фильм «Хроники Нарнии: принц Каспиан» с самого начала подается как фэнтези, будто сказочные мотивы исчерпаны, да и главные герои, слегка повзрослев, чуть изменились, в них нет уже наива персонажей сказки, соответственно меньше поэзии. Собственно сказочной страны Нарнии как будто уже нет. Господствует королевство, в котором захватил власть тиран. Следуют сражения и битвы, весьма масштабные, что уже не воспринимается в сказочном ключе, а всего лишь как экшен, самый необходимый атрибут поэтики Голливуда.

Это фэнтези, смягченное проступающими мотивами и персонажами сказки. В фильме «Хроники Нарнии: Покоритель Зари» и вовсе смесь сказки (из прошлого), фэнтези и приключений, при этом указания на жанр проговаривают сами герои словами «Магия?» или «Приключения».

Разумеется, для зрителей, которые с детства знают и любят «Хроники Нарнии», свое отношение к фильмам. Слышно, они им нравятся. Другие в сказках Льюиса видят дидактику и религиозную тематику. В фильмах я ничего подобного не заметил, хотя авторы, быть может, все это в подтексте имели в виду.

И в фильме «Код да Винчи» много религиозной тематики, но поскольку это далеко не исторический фильм и не фантастика, несущая сколько-нибудь знаменательные идеи, а чисто современный жанр фэнтези, то религиозно-моральная подоплека романа Брауна не воспринимается всерьез никем, кроме церковников, а всего лишь как повод для развертывания таинственных событий, как повод разыграть экшен.

Фильмам такого рода, как и «Аватару», обеспечен успех, прежде всего коммерческий, такова цель шоу-бизнеса, с громадными вложениями на анимацию и спецэффекты, но в сфере искусства – это скорее пиррова победа. Поэтика фэнтези всего лишь варьируется от фильма к фильму у разных режиссеров. При этом Эндрю Адамсона легко заменяет Майкл Эптид.

Значит, продолжение «Аватара», вместо Джеймса Кэмерона, мог бы создать кто-нибудь из них, а если с внесением мотивов сказки, или настоящей фантастики, сделать лучше. Но ныне в Голливуде господствует фэнтези, проникающее во все жанры, даже в боевики и романтические истории, что вместе с тем свидетельствует о кризисе жанра фэнтези и Голливуда в целом.

По сути это выражение глубочайшего кризиса идеологии современной цивилизации, что лишь усиливается с распадом СССР и что культивирует российский кинематограф на задворках мировой истории.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены