C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php В.Серов. Портрет князя Феликса Юсупова. Описание одной картины. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 3 (19) Июль- Сентябрь 2011 года.

В.Серов. Портрет князя Феликса Юсупова. Описание одной картины.

 
Портрет князя Феликса Юсупова, написанный Серовым в 1903-1904 гг. в Архангельском, знаменателен во многих отношениях. Мы видим аристократа в юности, последнего в известном роду. Портрет Серова прославила юного князя; близкий к трону по родовитости и несметным богатствам Юсуповых, он женился на племяннице Николая II по личной склонности; вступив в сложные взаимоотношения с Григорием Распутиным, он принял участие в его убийстве в интересах трона и России.

Все это, казалось бы, говорит о недюжинном характере, но из Мемуаров князя Феликса становится ясно, что он обладал скорее легким, беззаботным и веселым нравом, с артистическими задатками к игре и авантюрам. Князь Феликс жил, как играл на сцене жизни, всегда готовый к самым неожиданным и рискованным импровизациям.

Лет 12-13 князь Феликс с приятелем решили прогуляться, переодевшись в женское платье. Нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы и вышли в город.

«На Невском, пристанище проституток, - писал князь впоследствии, - нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин.

Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку – приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики.

Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика… Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!»

В «Воспоминаниях о В.А.Серове» князь Юсупов предстает более серьезным. «Переходя к моему портрету, написанному Серовым в Архангельском, мне хотелось бы сказать о том глубоком духовном влиянии, которое оказали на меня многочисленные беседы с Серовым во время сеансов. Между прочим, Серов настоял на том, чтобы собака, с которой я никогда не расставался, также была изображена… Серов работал над моим портретом около двух лет, с перерывами, вызванными моими гимназическими экзаменами в Петербурге».

В гимназиях, нигде не удерживаясь, князь Феликс учился из рук вон плохо, но перерывы возникали скорее по другим причинам, в частности, в 1903 году Серов был тяжко болен, а гимназист 16-17 лет любил веселье, с компанией старшего брата бывал у цыган, переодевшись в платья его подруги. А также, как писал впоследствии князь Феликс: «Каникулы мы с братом нередко проводили в Европе… Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели – брат домино, я – женское платье… Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано».

По возвращении в Россию юный князь даже выступал на сцене «Аквариума» как француженка-певичка в платьях подруги старшего брата и знаменитых бриллиантах матери – с успехом! Вряд ли князь Феликс поведал о своих проделках Серову, а жаль, художник оценил бы их по достоинству. Речь между ними могла зайти о поездке в Италию юного князя в 1902 году «со старым преподавателем искусства Адрианом Праховым», которого Серов знал как эрудита с замашками клоуна. Путешествовали они как «дон Адриано» и «дон Феличе». Но вряд ли выдал их ночные похождения по злачным местам.

Между тем в портрете, написанном Серовым, многое в личности юного и вполне уже взрослого князя угадывается. Юность, красота, аристократизм, артистизм – в ауре женственности, как отблеск утонченной красоты княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.

«Портрет мой понравился самому художнику, - писал князь Феликс в «Воспоминаниях…», - так как Серов сказал мне о нем: «Когда я смотрю на ваш портрет, то мне кажется, что он «благоухает».

После убийства Распутина (у трона, погруженного в мистику, схватились насмерть аристократ и крестьянин) на портрет легла зловещая тень, она в прямом и холодном взгляде князя Феликса Юсупова, женственно утонченного красавца.

Серов не подозревал, что он запечатлел тип личности эпохи Возрождения в России, с завесой ее обратной стороны. Перед нами это живой человек во плоти, помимо холста и красок, в полном соответствии с эстетикой Ренессанса.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены