Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 2 (22) Апрель-Июнь 2012 года

Римейк Сокурова и «Фауст» Гете.


Смотреть онлайн Фауст
Ф

Посмотрел фильм под названием «Фауст», поставленный при участии семи стран… Фильм отмечен «Золотым львом» Венецианского фестиваля 2011 года… Казалось бы, успех несомненный, да российского режиссера, что, впрочем, сразу внушает недоверие. Поэтика российского кинематографа, особенно рассчитанная на успех за рубежом, лишь утрирует его недостатки, и успех  там у элитарной публики оборачивается здесь просто провалом.

В России, судя по отзывам в интернете, фильм Сокурова мало кому понравился, хотя кто-то назойливо повторяет «гениальный» и т.п., при этом толкуют почему-то о Библии, а не о поэме Гете, на основе которой, как заявлено, создан фильм.

Увы! От Гете у Сокурова ничего, кроме имени Фауст и Маргарита, даже Мефистофель выпал. Как так вышло? Фабула ЧАСТИ I ФАУСТА воспроизводится с изменениями, ничем не оправданными, а главным героем выходит некий Шут-Ростовщик, нелепый и отвратительный, вместо Мефистофеля, весьма выразительного чародея.

Превращение героя в антигероя, с выпячиванием всего антиэстетического в жизни, изнанки ее, с уничижением человека и его достоинства, что культивирует российский кинематограф последние десятилетия, Сокуров применил, очевидно, сознательно и даже с упоением к великой поэме немецкого поэта, втоптав ее поэтические образы в грязь и мерзости.

Копанье в трупах, назойливая тема голода и денег – первая четверть фильма – здесь начисто ничего от Гете; купанье Шута в источнике, где женщины стирают белье и где Фауст якобы залюбовался юной девушкой; убийство ее брата в таверне, где пируют студенты; похороны брата Маргариты, где Фауст якобы продолжает ухаживать за нею; свидание у озера, что устраивает Шут; утро в комнате, где на своей кровати умирает мать, а дочь тут же предалась Фаусту якобы, да так, что ей не проснуться, либо уже сошла с ума, можно подумать, от насилия;  прощание Фауста якобы с обесчещенной девушкой – он прикладывается губами к ее волосистой промежности; бегство на конях, в итоге Фауст якобы и Шут оказываются в загробном мире, - здесь и конец.

И это фильм на основе «Фауста» Гете?! До чего же дошла кинематографическая элита, чтобы на Венецианском фестивале приветствовать такую картину, сплошь из антиэстетических подробностей? Даже в фильмах о вампирах Голливуда меньше грязи и маразма. Но это, видите ли, шедевр российского режиссера! Кому-то же надо копаться в трупах и рассуждать о смысле жизни и природе власти.

А ведь была возможность при содействии стран Европы, США, Японии и России воссоздать на экране одну из мировых драм мировой литературы. ЧАСТЬ I ФАУСТА имеет отчетливую драматическую фабулу, можно сказать, это готовый сценарий, исключая длинноты в диалогах и хоровых партиях. Действие развивается динамично и исполнено поэзии.

У «Фауста» Гете есть ПОСВЯЩЕНИЕ, с обращением поэта к друзьям, из которых уже многих нет; есть ТЕАТРАЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ  с диалогами директора театра, поэта и комического актера, что, разумеется, не для кинематографа.
А вот ПРОЛОГ В НЕБЕ, с диалогами архангелов, Господа Бога и Мефистофеля – о докторе Фаусте, - это завязка действия и именно мировой драмы, это масштаб, какой задается событиям на Земле.
Кроме того ПРОЛОГ В НЕБЕ, как Хор в древнегреческих трагедиях, действие переносит на подмостки, а не погружает в жизнь, самую заурядную, какая она у Сокурова, который пренебрег случайно или сознательно поэтикой мировой драмы, чтобы выставить на первый план трупы, изнанку жизни, с пенисом мертвеца, что бессмысленно.
Это просчет вкуса или поэтика, то есть антиэстетика, Сокурова? Фильм начинается с облаков в поднебесье, со снижением до грешной земли. Вероятно, это кинематографический вариант ПРОЛОГА В НЕБЕ.

ЧАСТЬ I – не имеет деления на акты, а лишь указания на место действия, как в сценариях.

НОЧЬ
Тесная готическая комната со сводчатым потолком. Фауст без сна сидит в кресле за книгою на откидной подставке.

Всецело поглощенный познанием, он впадает в сомнения, увлекается магией, вызыванием духов, и Дух является и исчезает, поскольку уже утро, разносится колокольный звон, а Фаусту слышится Хор ангелов и Хор учеников.

У ВОРОТ
Толпы гуляющих направляются за город.

Подмастерья, горожане, студенты, девушки весело переговариваются между собою, кипит жизнь, под ее обаяние подпадает и Фауст, в отличие от его ученика Вагнера, схоласта.

РАБОЧАЯ КОМНАТА ФАУСТА
Входит Фауст с пуделем.

Этот пудель последовал за Фаустом, он превращается в Мефистофеля, который сразу предстает более крупномасштабной личностью, чем Фауст.
Мефистофель снова явится, и между ними происходит сговор. Фауст готов вступить в «большой и малый свет».

ПОГРЕБ АУЭРБАХА В ЛЕЙПЦИГЕ
Компания веселящихся гуляк.

Мефистофель дразнит студентов и показывает фокусы…

КУХНЯ ВЕДЬМ
На огне низкого очага стоит большой котел. В поднимающихся над ним парах мелькают меняющиеся призраки. У котла мартышка-самка снимает пену и смотрит, чтобы котел не перекипел. Мартышка-самец с детенышами сидят рядом и греются. Стены и потолок кухни увешаны странными преднадлежностями ведьминого обихода.

Происходят интермедии; Фауст в зеркале видит прекрасную женщину, это Елена, с которой встретится в ЧАСТИ II, а пока он выпивает приготовленный ведьмой напиток и чувствует возвращение молодости.

УЛИЦА
Фауст, Маргарита проходит мимо.

Далее ясно.

ВЕЧЕР

НА ПРОГУЛКЕ

ДОМ СОСЕДКИ

УЛИЦА

САД

БЕСЕДКА В САДУ

Любовная история стремительно развивается, тем более что Мефистофель ( не чета Шуту-Ростовщику) может достать любые клады с драгоценностями для подарков.
Но Фауста охватывает сомнение  или он уже пресытился любовью Гретхэн, он укрывается в лесу.

ЛЕСНАЯ ПЕЩЕРА

КОМНАТА ГРЕТХЭН

САД МАРТЫ

НА ГОРОДСКОМ ВАЛУ

НОЧЬ, УЛИЦА ПЕРЕД ДОМОМ ГРЕТХЭН

Здесь Мефистофель закалывает в поединке Валентина.

СОБОР
Церковная служба с органом и пением. Гретхэн в толпе народа. Позади нее злой дух.

От разоблачений злого духа Гретхэн падает в обморок. Еще бы: она отравила мать, утопила ребенка…

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ
Горы Гарца близ деревень Ширке и Эленд.

В высшей степени зрелищное представление для современного кинематографа.

СОН В ВАЛЬПУРГИЕВУ НОЧЬ,
ИЛИ ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА ОБЕРОНА И ТИТАНИИ

ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ, ПОЛЕ

НОЧЬ В ПОЛЕ
Фауст и Мефистофель проносятся на вороных конях.

ТЮРЬМА
Фауст со связкой ключей перед железной дверью.

Маргарита вне себя, за Фаустом приходит Мефистофель, и они убегают…

Голос Маргариты
 (из тюрьмы, замирая)
     Генрих! Генрих!

Здесь конец Части I ФАУСТА.

Как современный режиссер мог отказаться от такого сценария с поэтическими образами Фауста, Мефистофеля и особенно Гретхэн? И придумать что-то свое, с нагромождением всяческого маразма и грязи? И за это получить еще «Золотого льва» на Венецианском фестивале?!

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены