C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php КАМЕЯ ГОНЗАГА Описание, история, домыслы / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 3 (23) Июль-сентябрь 2012 года

КАМЕЯ ГОНЗАГА Описание, история, домыслы

 При первых посещениях Эрмитажа еще школьником и студентом, помню, я особенно заинтересовался среди массы гемм одной единственной, а именно Камеей Гонзага. Она была крупнее других, с мужским и женским профилем, вырезанным искусно на трехслойном камне, с именами Птоломея и Арсинои, полными тайного смысла, как и название геммы по прозванию первых зафиксированных владельцев герцогов Гонзага, что прояснилось, когда я узнал впоследствии, камея принадлежала Изабелле д`Эсте, женщине эпохи Возрождения по красоте, знатности и образованности, супруге правителя Мантуи, облик которой в юности, возможно, запечатлел Леонардо да Винчи в «Портрете девушки в профиль».
История камеи была долгое время туманна и проросла всякого рода домыслами.

 «Камея Гонзага», III в. до н. э.
сардоникс, серебро, камея. 15,7 см×11,8 см см 


Полагают, что это самая знаменитая камея Эрмитажа. Я-то думаю, более чудесной в мире нет. Не только сама камея совершенна, независимо, чьи профили запечатлены, - в разное время назывались имена, заведомо случайные, чтобы их заменяли по своему усмотрению новые владельцы, - но и именами моделей, ныне, можно считать, общепринятыми, что соответствует также месту и времени создания антика. И едва ли не самое примечательное: это не просто профили царствующих супругов, а брата и сестры, которые могли жениться с восшествием на трон лишь в Египте, при этом по примеру Зевса и Геры, верховных богов Греции, Осириса и Исиды, верховных богов Египта.

Первое упоминание о камее в Европе находят в инвентарном каталоге собрания (1542 года) Изабеллы д`Эсте, жены маркиза Франческо II Гонзага, герцога и правителя Мантуи.
Ее описание:
«Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря [Августа] и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».       
В начале XVII века в Мантуе камею (она принадлежала мантуанским герцогам до 1630 года) видел Рубенс, проведший многие годы в Италии. Его свидетельство: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта - прекраснейшая в Европе».

Далее камея становится трофеем в ряде войн. То она хранилась в Пражском Граде в сокровищнице Габсбургов (1630-1648), то попадает в собрание шведской королевы Христины с обозначением как «картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Отрекшись от престола, Христина уехала в Италию в один из монастырей. После ее смерти в 1689 году камеей овладел кардинал д. Аццолино, он продал ее герцогу Браччиано из рода Одескальки.
В 1794 году она хранилась в Ватикане - в библиотеке папы Пия VI. Оттуда в 1798 году камею Наполеон увез во Францию.
В 1814 году, вступив с войсками во Францию, император Александр I принял участие в бедственном положении Жозефины. В знак признательности она подарила русскому царю камею. Так она попала в Эрмитаж.

Как пишут в Википедии, в настоящий момент считается, что камея представляет собой парный портрет эллинистических фараонов Египта — супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой, — Птолемея II Филадельфа и Арсинои II. Поскольку никаких надписей и индивидуальных атрибутов на камее нет, к такому выводу исследователи пришли не сразу.
В период Ренессанса считалось, что на камее изображены Октавиан Август и его супруга Ливия. Также выдвигались версии, что это Александр Македонский и его мать Олимпиада или другие царственные пары древности: Германик и Агриппина Старшая, и даже Птолемей II и его первая жена Арсиноя I. Впоследствии мнение изменилось, и возникли следующие версии: среди римлян — Адриан и Вибия Сабина, Нерон и его мать Агриппина Младшая, Нерон и его бабушка Антония Младшая, Друз Младший и Ливилла. Среди правителей эллинистического мира наиболее часто назывались следующие имена: Птолемей и Эвридика I, Птолемей III и Береника II, Александр I Валас и Клеопатра Тея, Птолемей X Александр и Клеопатра III, и даже Митридат Евпатор.
Эксперты вели долгие дебаты относительно даты и места происхождения данной камеи. Версии охватывают период времени, по крайней мере, в три века, и расхождения в мнениях до сих пор сохраняются. В настоящий момент авторитеты придерживаются мнения, что работа происходит из Александрии, где и возникло подобное искусство работы с камнями. Эта теория также подпитывается иконографическими исследованиями и замеченной связью с египетской традицией. Кроме того, учитывается любовь к мифологическим сюжетам, свойственная двору Птолемеев, а также сходство с рельефами Александрии. Стиль и природа резьбы, её отличие от римской традиции, склонили многих экспертов к тому, чтобы передвинуть дату к первому эллинистическому периоду, когда как раз и возникли двойные профильные портреты. Этот тип, известный как capita jugata, характеризуется тем, что один профиль появляется непосредственно за другим.
В целом, поскольку стиль и техника доказывают, что камея была изготовлена в Александрии и относится к первому эллинистическому периоду, то большинство исследователей считают невозможными, чтобы она изображала правителей Рима или Сирии. До сих пор наиболее правдоподобными и популярными остаются две версии: Александр Македонский с матерью или же сын его полководца Птолемей II с женой. Обе теории имеют своих сторонников и противников, с готовностью указывающих на сходство изображенных с известными идентифицированными портретами. Версии Александра придерживаются J. Krause, A. Furtwängler, J. Bernoulli, A. Heckler, G. Lippold, M. Bieber, G. Richter, G. Wirth.

Тем не менее, поскольку помимо матери, никакой другой женщины, достойной того, чтобы быть изображённой рядом с Александром, исследователи предложить не могут, и имея в виду тот факт, что в чертах мужчины и женщины находят семейное сходство, предположение, что камея изображает Птолемея и его сестру-жену Арсиною, кажется наиболее правдоподобным. Эту версию предложил J. Eckhel, развил E. Q. Visconti, а поддерживают C. Davenport, A. Springer, A. Michaelis, G. Rodenwaldt, A. Adriani, Z. Kiss, равно как и М.Максимова и О.Неверов, которые также указывают на то, что в нумизматике периода первых Птолемеев была принята именно capita jugata.

Камея представляет собой парный портрет правителей Египта. Их изображения являются идеализированными образами. В работе неизвестного александрийского мастера умело использованы фактура и цвет трех различных слоев камня, благодаря чему кожа оказывается молочно-белой, а доспехи — темными.
«Полновластные монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя представлены здесь как боги греческого пантеона — θεοί ἄδελφοι. Изображая своих владык, придворный мастер идеализирует их, придавая Птолемею II сходство с Александром Великим, подчеркивая юность, красоту, энергию в идеальном профиле царя. Портрет его жены кажется иератически строгим, мягкие черты лица дышат спокойствием. На плече Птолемея II — эгида Зевса, верховного бога эллинов, а шлем уподобляет его богу Аресу. На головах царя и царицы, как знак обожествления, — лавровые венки.

Поражает смелая, виртуозная техника мастера: энергичная пластика, мягкая, нюансированная моделировка в сочетании с тонким колористическим решением делают камею прекрасным образцом «живописи в камне». На пепельно-сером фоне четко вырисовываются профили царя и его жены. Резчиком использованы постепенные градации трех основных слоев камня: за ослепительно-белым профилем Птолемея, будто выделенным ярким светом, виден уходящий в тень голубоватый профиль Арсинои. В верхнем, коричневом, слое вырезаны шлем, волосы, эгида царя, а встретившиеся более светлые вкрапления использованы для розетки на шлеме и украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. Это усиливает живописность камеи. Варьируя полировку, мастер придал среднему, несколько прозрачному, слою телесную теплоту, а верхнему, в котором вырезан шлем, — почти металлический блеск».
 
Правители изображены в двойном профиле в качестве богов, сочетавшихся священным браком (ιερός γάμος). На Арсиное надета свадебная «фата» и лавровый венок, другой венок надет на шлем Птолемея, украшенный также вверху звездой и крылатым драконом.
Если придерживаться наиболее общепринятой версии идентификации модели (Птолемей II и Арсиноя II), то сюжет брака получает особую ценность. Это был первый брак между эллинистическими правителями Египта, заключенный по древнеегипетской традиции — между братом и сестрой, что являлось достаточно шокирующим для греческого общества. В сохранившемся списке титулов Арсиноя подчеркивает, что она была дочерью царя, сестрой царя и женой царя, известен также её амбициозный и мятежный характер, а также активное участие в управлении государством. Благодаря этому, вероятно, художник счёл возможным изобразить царицу бок о бок с царём. После смерти Арсиноя была обожествлена как «любящая своего брата богиня» (θεά φιλάδελφος).

А теперь о домыслах мистического характера, что ныне вошло в моду в российских СМИ. Вот статья, соответствующая передачам по ТВ. Обратите внимание на тон статьи и подробности, в достоверности которых легко усомниться.

Жуткая власть камеи Гонзага.

«Знаменитая камея Гонзага уникальна не только своей красотой - результатом виртуозной работой мастера, но и своей мрачной историей. Столь совершенное творение человеческого труда буквально покоряло сердце и разум своего хозяина, подчиняя себе его волю. Перед ее очарованием не устояли даже такие прославленные правители, как королева Швеции Христина, Наполеон Бонапарт и Александр I. Все они стали пленниками египетского медальона…
Камея, созданная из трехслойного сардоникса, представляет собой парный портрет мужчины и женщины. Главная тайна, окутавшая древнюю драгоценность, состояла в том, чтобы понять, чьи именно там изображены портреты. «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек», - гласила надпись на древнегреческом языке, украшавшая шкатулку, где хранилась драгоценная камея. Для многих она стала роковой.
Изабелла Гонзага, супруга маркграфа Мантуи Франческо II, очень любила искусство и коллекционировала древние украшения. Однажды она зашла в египетскую лавку в поисках интересных вещиц. Вместе со своим молодым помощником торговец начал показывать разные безделушки, но Изабелле ничего не нравилось. Вдруг юноша споткнулся и уронил серебряное блюдо. Прежде добродушное лицо торговца резко изменилось. Он с силой ударил мальчишку, да так, что из его рта брызнули капли крови. И тогда, словно магнитом, Изабеллу потянуло к ранее неприметной камее…
 С того дня Изабелла не расставалась с древней драгоценностью. Ее характер резко изменился. Маркиза стала раздражительна и часто впадала в истерику. Ее ничего так не волновало, как загадка людей, изображенных на камее.
В поисках ответа на свой вопрос Изабелла решает обратиться к гадалке. Гадалка же оказалась обычной шарлатанкой и, решив легко заработать, она называет первое попавшееся ей имя: Юлия Августа Агриппина. Названное случайно имя жены римского императора Клавдия стало фатальным для Изабеллы.
Юлия Августа Агриппина славилась тем, что была интриганкой и искусной отравительницей. «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек». Для Изабеллы все было очевидно. В тот же момент она обращается к ювелиру с просьбой сделать перстни, полые внутри, чтобы хранить в них яд. Но судьбоносное предсказание шарлатанки сыграло с Изабеллой злую шутку. Намереваясь отравить своего недруга, она сама становится жертвой отравителя. За свою ошибку Изабелла Гонзага дорого заплатила. А древняя драгоценность с тех пор стала носить ее имя.
После кровопролитных войн, обуявших Европу, камея Гонзага попадает в руки королеве Швеции Христине. И вновь древний камень овладевает разумом своей хозяйки. Христина также упорно пытается разгадать, чьи портреты изображены на камее. Шведская королева рассмотрела в них Александра Македонского и его жену Роксану. Христина решила, что должна повторить путь одного из величайших полководцев в истории.
Вся Европа с ужасом следит за поступками вдруг помешавшейся королевы. Христина собирает войска.
Как-то раз она замечает камею в руках своего антиквара. В порыве гнева Христина убивает придворного ножом для вскрытия писем. Кровь еще одного человека пролилась на древнюю камею.
 Подобный поступок пугает саму королеву, и она слезно просит Рене Декарта исследовать драгоценность. Но прославленный ученый не успел закончить свои исследования. Его настигает страшная болезнь, ему повсюду мерещатся кровь и портреты с камеи. Древнее украшение забирает еще одну жизнь. Перед смертью Декарт лишь просит Христину как можно быстрее избавиться от этого камня.
После смерти ученого произошло событие, повергшее современников в смятение: королева Христина сложила с себя корону. Вскоре после этого Христина едет в Рим продать «проклятый» камень. Покупателем становится ценитель древних украшений, герцог Одескальки. На протяжении ста лет камея Гонзага находит свой покой в музее знатного рода.
Свою новую жизнь древний камень обретает в руках Наполеона Бонапарта. Чтобы умилостивить мужа, Жозефина преподнесла камею Наполеону, сказав, что на камне изображены портреты Цезаря с супругой. Подобно предшественникам, Бонапарт не устоял перед желанием: «быть, как великий Император». Наполеон Бонапарт опрометчиво решил стать властителем мира. Впоследствии он приказал отлить медальон, точно повторявший камею Гонзага, с той разницей, что вместо женского профиля красовался профиль самого Наполеона. Необдуманные слова Жозефины о том, что один из профилей на камее принадлежит Цезарю, решили судьбу Наполеона Бонапарта.
 Победитель Наполеона Александр I вошел в Париж. Он направился к дому Жозефины. Женщина преподнесла царю шкатулку с камеей Гонзага. Александр I, много слышавший о драгоценности, спросил, чьи портреты изображены на камее. Решив отомстить Александру I, Жозефина называет имя римского императора Диоклетиана, который отказался от власти и до конца своих дней занимался хозяйственными делами в своем поместье. Жозефина надеялась, что Русский царь не устоит перед чарами камеи, как и ее муж.
Камея Гонзага прибыла в Россию. В 1825 году в Таганроге скончался Александр I. Но уже в первые дни после смерти поползли слухи о том, что царь вовсе не умер, а отрекся от престола и уехал в сибирскую глубинку, где доживал свой век под именем Федора Кузьмича.
Сейчас камея Гонзага хранится в Эрмитаже. Ученые установили, что камею должен был украшать парный портрет фараонов Египта Птолемея II Филадельфа и Арсинои II. Правда, по неизвестным причинам, вместо профилей фараонов на камее прослеживались черты богов Изиды и Осириса. Разгневанный фараон, не нашедший сходства между собой и портретом, с силой бросил камею и в тот же момент его сердце разорвалось. Позже одна из служанок нашла брошенную на пол камею и заботливо положила в заранее предназначавшуюся ей шкатулку. Слова на шкатулке: «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек» означали семейное счастье любящих людей…
Камея Гонзага, спустя сотни лет своей истории, густо окрашенной кровью, обрела покой в музее. Предназначенная хранить в себе счастье семейной жизни, она несла лишь смерть и несчастье людям…

Это же сценарий в духе Голливуда. Видите ли, фараон не узнал себя в портрете, его изобразили в виде Осириса! И служанка явилась со шкатулкой с многозначительной надписью – голливудская символика, рассчитанная на детей.

В том, что это все домыслы, выдают тон и подробности, явно выдуманные. Совершенные произведения искусства не могут нести в себе зло, разве что заведомо уродливые, метафоры зла. Но совершенство и красота для кого-то бывают невыносимы, так возникают россказни, подобные приведенным выше. Может быть и так: шедевр – камея, перстень, картина и т.п. – может оказаться у человека, который связывает с ним свои вожделения и притязания и гибнет, разумеется, по их причине, отнюдь не от красоты.

Существуют астрологические выкладки, по которым величины осей камеи (11,8 и 15,7) указывают на даты жизни Александра Македонского (в частности, смерти с точностью до месяца, дня и даже часа), дату свадьбы Птоломея II и Арсинои II – первый день первого месяца 275 года до н.э. Поскольку подобными выкладками мог воспользоваться мастер, в данном случае это не случайные совпадения цифр, а достоверное подтверждение версии, что на Камее Гонзага запечатлены портреты Птоломея II и Арсинои II, мужа и жены, брата и сестры, равноправных властителей Египта в ликах верховных богов Эллады и Египта.
Именно неуловимое сходство брата и сестры создает ту особенную цельность двойного портрета, что делает камею прекраснейшей, как выразил свое восхищение Рубенс. Безусловно это самая прекрасная, поэтому и самая знаменитая камея в мире.

То, что Камея Гонзага через тысячелетия и столетия войн оказалась в Эрмитаже в Золотой век русской культуры, - это еще одно свидетельство Ренессанса в России.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены