C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Достославные упражнения в прекрасном / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1 (25) Январь-Март 2013 года

Достославные упражнения в прекрасном

 

                                            «Разучивание прекрасного и  
                        постоянные упражнения в прекрасном
                        неизбежно поднимают человека, если только
                        он не совсем обижен природой».
                                                                                   Гете.

Скачать Упражнения в прекрасномЭпиграф из Гете объясняет название фильма «Упражнения в прекрасном», который я решился посмотреть не без опаски, поскольку уже давно российские фильмы не радуют, а ужасают примитивом и убожеством, даже те, что выделяют критики и принимают участие на международных фестивалях, а некоторые, непонятно, по каким критериям, претендуют бесславно на «Оскара». И приходилось горестно ставить вопрос: «Российский кинематограф: возрождение или коллапс?»

С информацией на портале КИНО-ТЕАТР.РУ, что привожу ниже, ознакомился я после просмотра трех фильмов Виктора Шамирова: вслед за “Упражнениями в прекрасном» (2011) посмотрел «Дикари» (2006) и тут же «Со мною вот что происходит» - уже со свободным интересом, без опасений наткнуться на всякого рода пакости «Груза 200», «Эйфории», «Фауста» и т.п.

«Упражнения в прекрасном
Другое название: Гастроли

Режиссер: Виктор Шамиров
Сценаристы: Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич
Оператор: Семен Яковлев
Композитор: Дмитрий Катханов
Художник: Светлана Дубина

Продюсеры: Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Андрей Новиков (II), Дарья Семенова (III) (иcп.), Ирина Соина (иcп.)
Производство: Кинокомпания «Сцена»
Год: 2011
Премьера: 24 ноября 2011 (Россия)

Актеры: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич, Павел Савинков, Ксения Радченко (II), Ирина Апексимова, Роберт Саральп, Борис Ноткин, Лев Бурштейн, Елена Грибова, Александр Евдокимов, Иван Иванов (X), Илья Ивахнов, Ирина Кириллова, Ольга Крылова, Игорь Лебедев (II), Дмитрий Осинцев, Дарья Плавинская, Галина Сергеева (II), Александр Тырымов, Армен Филиппов

Жанр: ироничная комедия

Кинопрочтение спектакля театра им. Моссовета «Упражнения в прекрасном», в котором рассказывается история театральной антерпризы, гастролирующей по российской глубинке.
«Упражнения в прекрасном» - название картины и главный вопрос связаны с цитатой Гете - «Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природой».
Обижены ли природой наши герои, помогают ли их регулярные упражнения «в прекрасном» увидеть больше смысла в происходящем?
«Кто мы? Откуда? И зачем?» - «Гастарбайтеры, из Москвы», признается главный герой, столичная звезда – Евгений Калинин. Актеры отправляются на гастроли, «за баблом». Но разве не с театром связано все самое прекрасное, что есть в их профессии, а значит, в них самих?
«В Москве после спектакля ты сразу едешь домой. Ты как бы отработал. Даже в глаза друг другу посмотреть некогда. На гастролях – все иначе. Праздник только начинается…»
Пережив безумные юношеские надежды, люди обычно соглашаются на роль участника массовки. Герои фильма - Евгений Калинин, Альберт Свенцицкий, Василий, Андрюс и Алиса едут, пьют, ссорятся, мирятся и живут, играя до, во время и после спектакля.
Вечер, успех, цветы, поклонники. Наступает время принятия алкоголя!
«Это необходимо? Это часть нашей профессии»

Награды, номинации, фестивали.
Фильм – участник конкурсной программы фестиваля «Кинотавр».
Картина получила 2 награды - приз имени Григория Горина за лучший сценарий и приз за лучшую мужскую роль, присуждённый Константину Юшкевичу.

Последнее обновление информации: 30.11.12»

Бабло, гастарбайтеры, алкоголь – по тону анонса всё, как обычно. Не ожидаешь ничего хорошего: чернуха, рефлексия, провалы вкуса, антисоветчина, что оборачивается антиэстетикой постмодернизма. Таковы самые «выдающиеся» фильмы российского кинематографа последних десятилетий.

Нет, здесь все иначе. Неблагополучие времени никуда не делось, оно постоянно ощущается, между тем все происходит на сугубо человеческом уровне взаимоотношений людей, какие бы они ни были сами по себе. Все происходящее жизненно, можно сказать, без романтики, те же поминутные пьянки, только без переборов и эксцессов; вроде бы затеваются драки, а все разрешается естественно.

В «Упражнениях в прекрасном» ситуация возникает такая, что все говорит о том, что один из главных героев, из столичных знаменитостей, которого играет Гоша Куценко, не столь успешный, как кажется, по всем признакам покончил с собой, его товарищи по труппе выбегают из его номера в провинциальной гостинице в ужасе, а я чувствую, и мне заранее смешно, здесь подвох, готовится шутка, и действительно: повешен был муляж!

Когда это выяснилось, все, кроме соучастников розыгрыша, с трудом приходят в себя, особенно вне себя студентка (Ксения Радченко), начинающая актриса. Она уходит по коридору и вдруг падает, теперь всех охватывает тревога, но вскоре выяснится, что она весьма неожиданно разыграла маститых актеров.
Одного из актеров играет Виктор Шамиров, он кажется всех беспомощней из своих товарищей, постоянно звонит старой матери, которой ему приходится напоминать, кормила ли та кошку.

Другого актера играет Константин Юшкевич, который выпить не дурак, вообще шумен, в начале фильма в вагоне поезда долго и не очень выразительно поет под гитару, именно он отмечен на фестивале «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, что вряд ли соответствует действительности, здесь скорее антиэстетика оценена, как Европа привыкла отмечать достижения российского кинематографа, включая и «Фауста» Сокурова.

Фильм, поставленный по пьесе, по спектаклю, состоит из сцен, по сути, из отдельных эпизодов, предельно лаконичных и выразительных новелл. Столичную знаменитость приглашает местный олигарх и депутат, потчует водкой и икрой и предлагает одну из двух девушек из его сопровождения, другая еще ему нужна; она-то выказывает желание сфотографироваться с гостем (Гоша Куценко) и вся преображается рядом с ним, глядя в объектив, - чего олигарх не выносит, она, наверное, никогда на него так не смотрела, с такой улыбкой, это как измена, и он вспыхивает, девушка убегает, тот гонится за нею, что далее – за кадром.

Известный актер готов приударить за студенткой, она рада с ним поговорить, пьет с ним водку, - но «нравственность – в природе вещей», императив из русской классики авторы фильма, к счастью, вспомнили и, вопреки всем мерзостям современной жизни, придерживаются его и не моральными сентенциями, а на уровне поэтики. Это в самом деле упражнения в прекрасном – после десятилетий отрицания и клеветы на историю России, с разрушением образования и культуры.

Гастроли маленькой труппы без особых событий заканчиваются как будто бы ни с чем, что предполагает даже продолжение. Но  бюджет фильма, отсутствие настоящей рекламы и проката не дали изначально развернуться авторам и актерам, да с показом российской глубинки, просторов России. Между тем фильм хорош, не хватает лишь полной свободы и размаха Голливуда, чтобы премьеры его прошли по всем континентам.

Скачать ДикариТо же самое можно сказать о фильмах «Дикари» и «Со мною вот что происходит». Синее море, южная природа словно из сотен голливудских фильмов – и наши на отдыхе, да уже немолодых мужчин, за исключением девушек, которые загорают, расхаживают в чем мать родила, что воспринимается, как ни удивительно, совершенно естественно.

Мало кто купается, мало кто совершает прогулки, все съехались, словно бы единственно для выпивок, - всё, как обычно, и не так! Конфликты назревают и завершаются чисто юмористически. Персонаж Гоши Куценко страдает от сознания, что не испытывает в отношении женщин влечения и влюбленности, просто трахнуть может, но этого ему мало, поэзия жизни отлетела, то есть любовь, а голый секс уже не влечет. Очевидно, такой момент должен был наступить после упоения свободой для каждого, кто не обижен природой, дальше нельзя, дальше разврат и падение, вплоть до измен и убийств, чего ныне в жизни через край.

При этом никаких сентенций, начинается с простого желания: на природе, среди девушек, не слышать мата, - срабатывает нравственный императив, с тем чернуха и порнуха, всякая рефлексия до маразма отбрасываются в сторону, на задворки, как было с испокон веков. И это сразу отражается на поэтике фильма, исполненной, вместо унижения человека и юродства, что демонстрирует российский кинематограф последние десятилетия, - человечности: утверждение достоинства человека и добра – это так естественно и просто для того же Голливуда, а для нас уже новость!

Скачать Со мною вот что происходитФильм «Со мною вот что происходит» воспринимается кем-то уже как из советских времен. Да и авторы в их упражнениях в прекрасном вдохновлялись музыкой Тавердиева из «Иронии судьбы…».

В развитии российского кино наступил новый момент: вместо разрыва и отрицания советского кинематографа, что оказалось для него же саморазрушением, установление преемственности – не в идеологическом плане, а на уровне поэтики, заключающей в себе нравственный императив русской культуры, основы и советской культуры.

В Москве встретились два брата, которых играют Гоша Куценко и Виктор Шамиров: с историей болезни отца они посетили московского врача, который не говорит ничего обнадеживающего, - с этого начинается комедия, настраивая зрителя на совершенно определенный лад в унисон с музыкой Тавердиева. И мы оказываемся в предновогодней суете и сутолоке, без обещания романтической истории, со всем разладом и беспорядком последних десятилетий, что подразумевается, но не выпячивается, а присутствует, если угодно, в подтексте.

Куценко играет москвича, более предприимчивого и уверенного, чем его брат из провинции, который вместе с тем весьма активен чисто по-человечески. На самолет персонаж Шамирова опаздывает, братья возвращаются в квартиру младшего, куда приезжает молодая женщина, что создает весьма щепетильную ситуацию именно для гостя. В конце концов, ей приходится уехать к себе.

В ночь в соседней квартире нечто происходит, с вызовом полиции, что поднимает на ноги гостя, и братья выходят на лестницу, где на подоконнике сидит девочка-подросток: проводив мать куда-то на праздники, она не попала в квартиру, где живет с матерью, ключи оставила там, - таким образом она попадает под попечение братьев, которые из-за ночных происшествий проспали, а из-за пробок снова опоздали на самолет…

По дороге в аэропорт девочку они подбрасывают к ее отцу, который, боясь своей новой жены, не решается пригласить к себе дочь, но ключ находится, девочка в шоке уходит, не взяв денег от отца на подарок ей… Братья из машины снова ее видят на улице, но она бежит уже и от них, как ей объяснить, что отец не пустил ее к себе, да в новогоднюю ночь… Молодые люди видят, как какой-то старик пристает к девушке и набрасываются на него, другой брат приходит на помощь, но парней несколько, в конце концов, девочка накидывается на ее защитников, - трагикомическая сценка.

Весь фильм состоит из подобных эпизодов, разыгранных безошибочно. Из провинциального города звонит жена старшего, она не очень верит, что он все опаздывает на самолет, возмущается, ругается, и это выходит очень хорошо, сильно, и она еще молодая и сильная.

Младший, весь вовлеченный в невольные хлопоты с братом и девочкой-соседкой, в конце концов выводит из себя молодую женщину, с которой он собирался на вечеринку, важную из-за каких-то переговоров, да с его выступлением на концерте, между тем его выступление отменили, и он напивается и плохо слушает женщину, которая надеялась связать свою судьбу с ним, и она уходит, а он понимает, что не любил ее, что ж нет худа без добра. С братом и девочкой-соседкой он встречает новый год на берегу Москвы-реки, наблюдая фейерверк.

Грустно. Но по-хорошему грустно, как бывает в Новый год.

Лучше поздно, чем никогда. Преемственность в развитии российского кинематографа, включая советский период, - это самый естественный путь, упражнения в прекрасном, вместо отрицания и клеветы, единственно продуктивны в творчестве.

Фильмы Виктора Шамирова, а есть, видимо, и других авторов, я начинаю поиск, - это первые ласточки. Дальнейшее зависит от государственной политики в области СМИ и шоу-бизнеса. А какова она, увы, мы знаем. Но будем надеяться на возрождение российского кино, пусть малобюджетного, без доступа к широкому показу на кинотеатрах страны. В конце концов, многомиллионные бюджеты и доходы на основе фэнтези, мистики и спецэффектов – это отнюдь не гарантия прекрасного в жизни и в искусстве.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены