C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php О сонетных отголосках в драмах У. Шекспира / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 3 (27) Июль-Сентябрь 2013 года

О сонетных отголосках в драмах У. Шекспира

 

В Интернете всплыла статья «Сонетные отголоски в драматургии У. Шекспира» В. С. Корсаковой. В ней рассматриваются довольно странно драмы Шекспира, вне хронологии их создания и создания цикла сонетов, и делается вывод, что поэт первоначально разрабатывал форму сонета в ходе работы над пьесами и в итоге написал знаменитый цикл сонетов. Завершается она цитатой из моей статьи «Сонеты Шекспира. Тайна смуглой леди» - не из сайта Эпоха Возрождения, а из чужого, где «Леди» решили писать с большой буквы. Вся ли статья там воспроизведена, не знаю.

«Появление сонета в творчестве Шекспира не было спонтанным и неожиданным. Подготовка к созданию 154 блистательных сонетов шла в рамках шекспировских пьес», - утверждает В. С. Корсакова.

История вопроса о сонетных отголосках в драмах Шекспира у меня предстает в ином, более ясном виде. Жаль, что В. С. Корсакова не обратила на это внимания. Приехав в Лондон и подвизаясь в театре, Шекспир начал с исторических драм и преуспел было, как началась чума, с закрытием театров…

Сонеты в большинстве своем написаны, как предполагают, в 1592-1594 годы, - версии о более позднем времени создания сонетов, с условной привязкой к разным лицам, игнорируют два взаимосвязанных обстоятельства: сонетов, посвященных графу Саутгемптону, не могло не быть, и сонеты набрасывались на досуге в ходе работы над поэмами и романа поэта со смуглой леди, - это была особая пора в жизни Шекспира во время эпидемии чумы в Лондоне. Для поэзии необходим досуг, как у знати, и Уилл, казалось, теряя все из-за чумы и закрытия театров, неожиданно обрел его, желанный досуг для работы над поэмами и лирики.

Сонеты у Шекспира, сохраняя напряженное драматическое содержание, просты по форме, причем набрасывались они один за другим с вариациями темы до нескольких штук за один присест; одна метафора приходила за другой и тут же развертывалась в целый сонет, это была форма поэтического мышления и высказывания, как и в диалогах, и драмы Шекспира - это цикл развернутых сонетов без рифмы, а кое-где с рифмой, поэтическая форма которых воздействует на нас и поныне.

Эти два абзаца из статьи «Сонеты Шекспира. Тайна смуглой леди». Со спадом эпидемии чумы и открытием театров Шекспир возвращается в Лондон и в это время переживает измену возлюбленной с его юным другом, с расширением числа сонетов, посвященных смуглой леди.

Первые драмы, в которых проступает сонетная форма, - это «Бесплодные усилия любви» и «Два веронца». Обе пьесы – не для общественных театров, а для узкого круга знати. Известно, «Бесплодные усилия любви» впервые разыграны на свадьбе графа Эссекса, а затем были выправлены для круга графа Саутгемптона во время чумы, с явлением в пьесе образа смуглой леди. (См. статью «Театр эпохи Возрождения. Уильям Шекспир».)

С возвращением в Лондон Шекспир пишет первую свою трагедию «Ромео и Джульетта», пребывая весь еще в стихии любви и сонетов, обретенной поэтом формы поэтического мышления и высказывания, чем он наделяет отныне своих персонажей, особенно щедро и явно Джульетту. Что касается сонета для Хора в Прологе, он набросан нарочито просто, ведь Хор представляет публику, с перенесением событий на сцену.

Подлинная слава Шекспира начинается с поэм «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция», посвященных графу Саутгемптону, и сонетов, в большинстве написанных во время чумы, посвященных графу Саутгемптону, смуглой леди, имя которой Мэри Фиттон, и юному другу, впоследствии графу Пэмброку. Именно на сонетах как форме особого поэтического высказывания сформировался Шекспир как поэт-драматург, пьесы которого, помимо действия, наполнены неувядающей поэзией.

Таким образом, сонетной формой Шекспир овладел во время чумы в период работы над поэмами и в ходе романа со смуглой леди, что отразилось в «Двух веронцах» и в «Бесплодных усилиях любви» (при переделке, с введением образов самого Шекспира (Бирон) и смуглой леди (Мэри Фиттон). Сонетная форма сразу дает себя знать в трагедии «Ромео и Джульетта», с упоминанием Розалины из «Бесплодных усилий любви». В дальнейшем сонетные отголоски будут проступать в трагедиях и комедиях всякий раз, когда требуется речь особой тональности - чисто лирического или философского характера.

Между тем будут написаны новые сонеты, с обращением к Мэри Фиттон и графу Пэмброку, связь которых продолжалась при дворе Елизаветы. (См. киносценарий «Солнце любви».)

©  Петр Киле

 




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены