C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php О комедии «Мишель Лерма, или Упоение юности» и о «Записках» Екатерины Сушковой. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4 (28) Октябрь-Декабрь 2013 года.

О комедии «Мишель Лерма, или Упоение юности» и о «Записках» Екатерины Сушковой.

Как возник замысел.

19 августа 2013 года. Что если разыграть сюжет из жизни Лермонтова – с Сушковой? С выдуманными персонажами, пусть жизненная ситуация будет узнаваема.

Молодой гусар при первых появлениях в свете встречает барышню, в которую был влюблен в отрочестве, он рад, теперь на равных с нею может танцевать на балах, даже приударить, поскольку она рада его вниманию, а в это время известие о приезде в столицу друга его – с намерением объясниться с той барышней, собирается просить ее руки, - и тут гусар поведет себя странно в отношении друга и его сестры, в которую он был влюблен…

Разыгрывается настоящая любовная история, прежде всего для барышни, ожидающей приезда достойного жениха. Встречи с другом, балы, на которых  гусар танцует с барышней, - кто кого водит за нос? Он достигает цели – месть и спасение друга, который в растерянности уезжает, толком не может объяснить сестрам, что случилось, в предательство друга не может поверить, он смеялся над его невестой и предостерег от женитьбы, а сам увлекся или увлек ее до безумия, поскольку она здраво не могла рассчитывать на гусара, что он женится на ней, да он и небогат, - просто влюбилась безрассудно и могла бы пойти до связи с ним, вместо благополучного замужества, пожелай того он…

И вот веселое происшествие для гусара вдруг завершается, как ушатом холодной воды, известием о замужестве той, кого он любил с юности и теперь уже неотвратимо!

Превосходный сюжет для комедии! Нарочно не придумаешь. А то, что это из жизни Лермонтова и описан в романе «Сказки Золотого века», - это лишь добавит интереса и к пьесе, и к роману.

Один из вариантов развития сюжета.

Известие о замужестве Вареньки… Вмешаться Мишель не может – с предчувствием он сам все это сотворил, как с Катрин и другом, и в нем проступает чувство вины…

И тут письмо от Алексиса, который понял, что Мишель разыграл не только Катрин ради «мести», но и его, представив ее всего лишь кокеткой, а его глупцом, преимущество которого лишь 5 тысяч душ… Да, он в этой истории сыграл действительно роль глупца, но Мишель роль злодея, а жертвой оказалась Катрин, отнюдь не пустая кокетка, а исключительная личность, как ее красота. Дуэль!

Катрин получает письмо от Сашеньки о предстоящей дуэли…

С участием дядюшек Катрин устраивает встречу друзей, когда Мишель вольно или невольно увлекается саморазоблачением, а Катрин предстает такая, какая есть, с ее возвышенной душой и умом, в полном соответствии с ее красотой. Единственная ее вина – ее мечты о любви, как вдруг она поверила в большую любовь, которая оказалась мыльным пузырем…

Алексис и Катрин объясняются (с вызовом на дуэль друга-изменника он предстает достойным ее любви)…

Мишель узнает из письма бабушки о венчании Вареньки – и задремавшее его чувство к ней вспыхивает с новой силой, с тем он явится великим поэтом, но с характером, который погубит на дуэли. 

23 августа 2013 года. Изменить слегка концовку, как вчера представилось, и комедия обретает высокий смысл?!! Это уже не просто романтическая комедия, как задумывалось, а классическая, нечто уникальное для русской литературы, отблеск ренессансной эпохи. Вместо «Двух веронцев» - «Ромео и Джульетта». Кроме раскаяния и примирения друзей, с женитьбой друга на любимой девушке, с замужеством любимой девушки главного героя, что для него наказание и осознание его любви, утаенной от всего света, можно заключить пьесу его гибелью на дуэли. Высокая трагедия!!!

То, что это из жизни Лермонтова, с как бы выдуманными персонажами, особенно в концовке, ничего не меняет, то есть пьеса будет восприниматься, как о поэте, который предстанет под вымышленным именем, с изменениями в фабуле, в подлинном свете.

26 августа 2013 года. Что если проще? Мишель не кается, но Алексис может догадаться, что он достиг цели, разыграв именно его, отбив у него девушку-красавицу, с которой он был бы счастлив…

Или просто Варенька расспросила брата, что случилось, и все для них прояснилось: поведение Мишеля в отношении Катрин ни он, ни она не могли одобрить, но резко осудить, пусть Алексис сам сплоховал, а Катрин оказалась жертвой хладнокровного обмана (до чего Мишель с нею мог дойти, они не могли знать, но поступок отвратительный налицо)…

Варенька (со смертью отца бесприданница) не могла не почувствовать, что ожидать от Мишеля ей ничего нельзя, и Алексис мог предостеречь ее теперь с полным основанием, и она дала согласие на помолвку с Бахметьевым.

Значит, ничего не нужно менять в итоге: Мишель наказан замужеством Вареньки, обреченный отныне на одиночество, как Демон, он быстро формируется как великий поэт и гибнет на дуэли, поскольку характером не успел остепениться. Это и есть катарсис!  

Таким образом, в пьесе предстают исторически конкретные лица под собственными именами, на основании документов эпохи – стихов, писем Лермонтова и «Записок» Сушковой. И встает естественный вопрос, насколько достоверны свидетельства автора «Записок» об ее истории с начинающим поэтом и гусаром, произведенным в офицеры почти буквально в день их встречи в Петербурге (в юности они встречались в Москве)?

Екатерина Сушкова писала свои воспоминания о Лермонтове уже после его гибели, когда его слава поэта утвердилась в России безусловно и для нее тоже, с ее безошибочным вкусом, а обида стала дорогим воспоминанием, облеклась поэзией ее любви и страданий. Той же поэзией ее любви к матери, с которой очень рано ее разлучили, - «Записки» и начинаются с удивительных для того времени воспоминаний о детстве, выразительных по языку, предельно искренних. Поэтому можно считать, «Записки» для мемуаров достоверны, возможно, за исключением каких-то неточностей и нюансов.

История Лермонтова с Сушковой бросила большую тень непонимания на поэта и даже резкого осуждения. Екатерина Александровна скорее недоумевает, чем осуждает его, а страдания переносить стоически она приучилась с младенческих лет. Как ни странно, Пушкин мало понял Анну Керн, так и Лермонтов – Катрин Сушкову. Ну и был наказан Варенькой Лопухиной.




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены