Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 2 Апрель-июнь 2007 года.

"Российский кинематограф. Перспективы развития". По поисковым фразам.

 Запрос, который повторяется в различных вариациях, очевидно, связан со статьей, опубликованной в первом номере альманаха «О причинах упадка российского кинематографа». Судя по фильмам, какие выходят сегодня, вряд ли продюсеры, сценаристы и режиссеры согласятся с диагнозом, поставленным в статье, что словами Станислава Говорухина можно обозначить, как «разруха в мозгах создателей».

Ведь они это состояние их мироощущения воспринимают как благоприобретенную свободу от цензуры и идеологии советской эпохи, что предполагает, хотят они этого или нет, отрицание советского периода русской истории, начиная от Октябрьской революции, периодов коллективизации и индустриализации, в чем видят лишь голод и гулаги, здесь отнюдь не вся правда строительства социализма в СССР, а большая историческая правда в том, что Россия поднялась за кратчайший, воистину героический срок от сохи, с победой над фашизмом, до Космоса. Это был величайший взлет жизнетворчества и творчества народов СССР, под знаком которого шло развитие мировой истории в XX веке.

Трагические события, будь то голод, гонения, гулаги, будь то войны, эпидемии чумы, инквизиция в эпоху Возрождения в странах Западной Европы, не отменяют достижений человеческой мысли и искусства, достижений культуры, величия эпохи и достоинства личности. Даже те из ученых, писателей, музыкантов, которых выделяют в нынешних СМИ как  пострадавших от Советской власти, тот же Сахаров, тот же Солженицын или Растропович, на них отметина великой эпохи, это она их вырастила великими. По таланту, а то, что они выступили против своей страны, вознесшейся до звезд, находя опору на Западе, Бог им судья.

Страна в руинах. Едва она поднимается на ноги. Киноиндустрия встает на ноги. А продюсеры, сценаристы, режиссеры все несут то же, что вчерашние диссиденты, хотя, кажется, пора опомниться, что боролись они не с «коммунизмом», не с «империей зла», с подачи идеологов Запада, а с Россией, против ее исторической судьбы, против ее нравственного миропорядка. Советская идеология по своим нравственным понятиям ничем не отличалась от христианства, религии рабов и угнетенных, только выдвигала в центр мира, вместо Бога, человека. Таков ренессансный гуманизм.

Закат Ренессанса знаменуется новым обращением, охотой на ведьм, сожжением на костре Джордано Бруно, феодальной реакцией и всевозможной клеветой на эпоху Возрождения, с полным отрицанием ее достижений в философии, в искусстве, с обвинениями во всех мыслимых и немыслимых грехах и преступлениях, и в самом деле примерам нет числа, есть обратная сторона у великой эпохи.

Ныне в России зациклились на обратной стороне советской эпохи. Заглядывают в задворки. Смакуют действительные и мнимые преступления власти, чтобы как-то оттенить то, что происходит на задворках нынешних городов и поселков, все виды преступлений в неслыханных масштабах. Власть имущие всегда так поступают, громадной силы пропагандистcкая машина, каковы современные российские СМИ (все каналы ТВ на одно лицо, включая канал «Культура», по своей антисоветской направленности, - иной идеологии у них нет, за это им платят баснословные деньги), пущена в ход для очернения великой эпохи. Для этого все средства хороши, вплоть до растления молодежи.

Реклама проституции в различных вариациях сработала сразу. Наркотики довершили дело. Подрастающим поколениям нанесли непоправимую травму, когда дети утрачивают представление, что такое добро и зло. Тех же, кто не бросил школу, вуз, не скрылся от службы в армии, накачивают антисоветчиной в СМИ до полной утраты у них интереса к истории своей Родины.

Мало псевдоисторической кинохроники, фильмы на заказ. Установки кинокомпаний, связанных с СМИ, ясны. Снимают фильмы «Девятая рота», «Остров», «Сволочи» и т.п. На премьеру «Девятой роты» был приглашен президент Путин, об «Острове» произнес одобрительное слово патриарх всея Руси, «Сволочи» отмечены где-то премией, которую отказался вручать известный кинорежиссер.

Что общего между этими тремя фильмами? Исходная позиция авторов, «разруха в мозгах создателей», сознают они это или нет. Великое, высокое, трагическое в истории страны не только не осознается, а, наоборот, измельчается и втаптывается в грязь, в грязь нынешних дней по задворкам городов и сел. Разруха последних десятилетий, вместо адекватной оценки происшедшей катастрофы со страной, переносится на советскую эпоху, по сути, по поговорке: «На воре шапка горит».

На этом пути, ясно, у российского кинематографа никаких перспектив развития, дальше «Сволочей» некуда. Здесь проблема идеологии, которая сведена к антисоветизму и которую культивируют СМИ и власть в России, за неимением у них другой.
Президент Путин в ежегодном послании поиск русскими людьми национальной идеи назвал почему-то «забавой». Философская мысль - «забава». То-то же Россия оказалась без идеологии, духовной основы единства народов и государства. Без царя в голове. Это и есть «разруха в мозгах».

Есть путь освоения достижений американского кинематографа. В США американскую мечту никто не называет «забавой». Во всяком случае, она краеугольный камень Голливуда, Святой Грааль, если угодно, символ священного как мужского, так и женского начала, чьи реальные воплощения мы узнаем в череде кинозвезд. Американская мечта уже не идеология, - как таковая она давно потерпела крах, - а эстетика и поэтика лучших фильмов Голливуда.

У нас пытаются создавать боевики по американским стандартам, говорят даже, успешно. Но имеют в виду прежде всего спецэффекты, каскадеров, компьютерную графику, фантастику и экшен. Чисто технические средства. На этом пути и американский, и азиатские кинематографы достигли впечатляющих результатов, но здесь уже многое выхолощено бесконечными повторами трюков и приемов в единоборствах. Экшен ради экшен.

Кроме идеологии, разумеется, позитивной, российскому кинематографу недостает эстетики, ибо и эстетика советских фильмов, вместе с идеологией, отринута, и режиссеры, и операторы руководствуются скорее антиэстетикой, то есть занимаются эстетизацией всего уродливого, ужасного, мучительного, пребывая на задворках цивилизации и культуры. Более нелепой позиции в России, где недавно, на памяти нескольких поколений, дети воспитывались на классике всех времен и народов, на классической русской литературе, более абсурдной позиции невозможно придумать.

На днях, переключая каналы, наткнулся на кадры фильма, который, конечно, раньше видел и не был особо в восторге, а тут не могу оторваться, а захватывает безупречность работы режиссера и оператора, что в нынешних российских фильмах - большая редкость. Ни одного лишнего, случайного кадра - всякий кадр, ракурс, мизансцена, профиль, взор взяты наилучшим образом, герои и героини предстают во всякий момент в наилучшем виде. Сразу видно, эстетика, поэтика фильма выверены всячески, все случайное вырезано.

Этой же эстетики придерживаются режиссеры и операторы Голливуда. Диалог детективов - женщины и мужчины, казалось бы, что, озвучить, показать справа-слева - и все. Нет, десятки, сотни кадров, особенно героиня, она и подобрана такая, чтобы привлекать внимание зрителя, помимо действия, с каждым кадром она хорошеет - не в смысле макияжа, как у нас пока научились, а как личность.

Вот где современный российский кинематограф рассыпается на ряд случайных, лишних, уродливых кадров, впрочем, в полном соответствии с антиидеологией и антиэстетикой.

Фильм назывался весьма претенциозно «Формула любви», но в соответствии с героем графом Калиостро. Режиссер Марк Захаров, оператор Нахабцев. Фильм выпуска 1984 года, как и «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, о котором я недавно писал. Что говорить, качество высочайшее. Но ныне эти режиссеры смакуют лишь цензуру и несвободу советской эпохи. А фильмы говорят сами за себя: это создания свободных художников, прославленных именно советской эпохой.

Так, что можно сказать о перспективах развития российского кинематографа? Увы! Пока беспросветно. Освободившись от цензуры и советской идеологии, российский кинематограф не обрел свободы, а подпал под диктат рынка и идеологии антисоветизма, чем до сих пор руководствуются СМИ и власть, вопреки объявленной ею доктрине примирения и согласия.

Должно вырасти новое поколение, свободное от стереотипов холодной войны, которое сочтет своим долгом самому разобраться в реалиях XX века и, соответственно, в перспективах развития человеческой цивилизации. Деформировано общественное сознание не только в России, но и на Западе, особенно в США. Философская, политическая мысль пребывает в тупике со второй половины XX века, с полным ее крахом в связи с распадом СССР. Никто не выиграл от катастрофы, постигшей СССР. Это урок для всего человечества.  

Но, независимо от идеологии, какая рано или поздно сформируется вновь в России, для развития российского кинематографа уже сегодня, как воздух, как свет, как высокое небо, необходима эстетика, с постижением эстетики минувших эпох. Что касается трех последних столетий в России, это будет эстетика Ренессанса, предполагающая всеобъемлющий взгляд на явления мифологии, природы и истории, как в ренессансной классике эпохи Возрождения.

Можно снять фильм «Последний день Помпеи». Или «Явление Христа народу». Картины великих русских художников дают такую возможность. Что говорить о классической русской прозе? Ныне у нас снимают лишь псевдоисторические сериалы, в которых именно нет поэзии русской жизни, что мы находили, как свое родное и вековечное, в русской лирике, русской и советской песне, узнавали в русском пейзаже и русском портрете XVIII-XX веков. Все это с нами, как и природа России, сохранившая нетронутую красоту на громадных пространствах, вопреки разрухе последних десятилетий.

© Петр Киле        2007 г.




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены