Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4 Октябрь - Декабрь 2007 г.

Восточное Возрождение. Заметки на полях.

 В Введении «Эстетики Возрождения» А.Ф.Лосева ради полноты охвата явлений мировой культуры говорится о Ренессансе и на Востоке, в частности, в Китае на основании работ известного востоковеда Н.И.Конрада. Лосев даже замечает, «что Ренессанс, оказывается, был решительно везде, в разные эпохи, с разным содержанием...», в Иране, в Армении, в Грузии, не упоминая почему-то о Мусульманском Ренессансе, отголоском которого и явились ренессансные явления в этих трех названных странах.

Россия осталась вне поля зрения двух крупнейших ученых, с увлечением изучавших явления Ренессанса в странах Европы и Востока. Это мы замечали и в «Универсальной энциклопедии для юношества», о чем речь шла в статье «Северное Возрождение и Россия». Но видение культуры не остается неизменным. Уточняются критерии оценки, и все предстает в новом свете.

«Н.И.Конрад много сделал для того, - пишет Лосев, - чтобы мы с полным правом могли говорить о китайском Возрождении еще в VII -VIII вв. н.э. Так, Хань Юй (768 - 824) проповедовал идеалы настоящего гуманизма, т.е. тех закономерностей человеческой природы, которые не зависят ни от чего надприродного и которые только развивают заложенные в самом же человеке «человеколюбие» и «должное»... Но Хань Юй был не более как только отдаленным предшественником подлинного философского Ренессанса в Китае, где в течение XI - XVI вв. наблюдалось настоящее Возрождение той древней эпохи китайской истории, которая была вполне аналогична античной».

Конрад пишет о понятии humanitas, какое итальянские гуманисты нашли у Цицерона: «Такое же слово - в китайской языковой формуле оно звучит жэнь - пустил в ход Хань Юй и именно для того, чтобы им обозначить отличие «Пути» его времени от «Пути» до него. Слово же это он нашел также в древности - у Конфуция. Какой смысл имеет китайское жэнь у самого Конфуция, предельно ясно: на вопрос, «что такое жэнь», он ответил: «любовь к человеку». Хань Юй сказал иначе: «любовь ко всем».

Далее Конрад пишет: «Гуманизм и Возрождение - таковы наиболее общие и в то же время основные движущие силы эпохи Ренессанса, какою она  предстает в истории человечества в своих двух вариантах - итальянском и китайском. Все явления культуры этой эпохи либо прямо созданы этими силами, либо целиком определяются ими...

Определялся ими и самый стиль жизни: для гуманистов как Италии, и Китая характерно стремление к практической деятельности, к распространению своих идей. Одинаковыми в обоих случаях были и средства их распространения: публичные выступления, занятия с учениками, беседы с друзьями, дискуссии с противниками; послания, памфлеты, статьи, трактаты... Вся эта многообразная деятельность показала нам существование особого общественного слоя - интеллигенции...».

Серьезный исследователь не замечает, что описывает эпоху, в которой сам сформировался. Лосев тоже не замечает, но подчеркивает: «Н.И.Конрад правильно связывает Возрождение во всех странах с переходом от деревенской культуры к городской культуре». В России это и произошло с началом преобразований Петра. Тогда же возникает «особый общественный слой», пусть поначалу очень тонкий, из первых русских архитекторов, художников, мастеровых, офицеров армии и флота, творцов новой культуры, из которых выделяются воистину титаны эпохи Возрождения, как сам царь Петр и Ломоносов, с первыми кружками интеллигенции, в которых сформировались Львов, Державин, Левицкий... Золотой век русской культуры отмечен жизнетворчеством и творчеством дворянской интеллигенции, а вскоре с выдвижением на арену истории разночинной интеллигенции, городской по определению, с вдохновенной деятельностью писателей и литературных критиков 20 - 30 и 40 - 60 годов... А что говорить о жизнетворчестве и творчестве интеллигенции на рубеже XIX - XX веков!

Теперь что касается Возрождения в Италии и в соседних странах, у которых своей древности не было, Конрад пишет: «Но, быстро идя по пути феодального развития, они подходили к тому же, что и старые народы, т.е. к необходимости умственной революции в указанном смысле слова. Поэтому эпоха Возрождения в своих формах и на своих уровнях была и у них, причем отсутствие своей «классической» древности компенсировалось усвоением древности старых народов. Эллинская и римская античность стала древностью и всех прочих европейских народов, китайская античность заняла такое же место в истории культуры и других народов Восточной Азии».

Разве все это не относится и к народам Российского государства? Еще бы нет. Именно с открытием Ренессанса в России, - лучше поздно, чем никогда, - и эпоха Возрождения в Италии и в других странах Европы, и в странах Востока обнаруживает свои основные признаки и специфические особенности с невиданной прежде ясностью для нас.

Н.И.Конрад замечает ренессансные явления и в культуре Японии. У меня под рукой две книги: Н.С.Николаева «Художественная культура Японии XVI столетия». (М.,1986) и К.Кирквуд «Ренессанс в Японии». (М., 1988.) Вторая - это исследование английского дипломата, посвященная XVII веку и даже отчасти XVIII веку. Эти две книги дополняют друг друга, только Н.С.Николаева не узнает ренессансных явлений в культуре Японии, хотя именно о них и пишет. Это как в отношении России наши историки и искусствоведы до сих пор.

«Японская культура не знала такого переломного этапа, каким была эпоха Возрождения для стран Европы», - заявляет в Введении Николаева, исходя из весьма смутных или односторонних представлений о Ренессансе в Италии и в сопредельных странах. Она говорит о «развитом средневековье» и «средневековье позднем», которое закончилось «лишь в XIX веке». «Развитое средневековье» определяется даже как «классическое», оно длилось «до XV столетия».

Теперь вернемся к первой фразе Введения: «Шестнадцатый век занимает особое место в истории японской культуры». И ясно почему. «Важнейшим событием истории Японии XVI столетия было объединение страны после многолетних феодальных междоусобиц, которое способствовало значительной активизации экономической жизни, небывалому прежде росту городов. Менее чем за одно столетие Япония неузнаваемо изменилась... Как никогда прежде, процветала заморская торговля, японские корабли плавали в Китай, Индию и на Филиппины, а к причалам японских портов приставали суда не только этих стран, но и Португалии, Испании, а позднее - Англии и Голландии».

«Культура XVI столетия по преимуществу светская, и ее наиболее яркие образцы были вызваны к жизни выходом на историческую арену новых действующих лиц - военных диктаторов и их вассалов (это относится, вероятно, к «развитому» или «позднему» средневековью, или переходному между ними периоду. - П.К.), - а также зарождением нового городского сословия, что повлияло на сферу бытования культуры, привело к ее значительной демократизации и распространению «вширь».

Автор ведет речь о зарождении культуры Возрождения в Японии, как было и в Италии, и в других европейских странах, в которых капитализм развился раньше, чем в раздробленной Италии, вступившей, видимо, в «позднее средневековье» после «классического» средневековья? Или классического Ренессанса?

«Светская культура XVI века ориентирована на реальность, быт и этнические особенности народа... Уже конец столетия отмечен появлением в японском искусстве чисто национальных черт, рождением самобытных художественных форм, не имевших аналогий нигде в мире». Автор увлекается и не видит за «этническими особенностями народа» и «самобытностью художественных форм» общей тенденции ренессансных эпох - создание самобытных форм и жанров национальной классики.

Ренессанс - это зарождение и развитие светского искусства в условиях развития городов и культурной революции, с поворотом к человеку, к его интересам, с расцветом поэзии, всех видов искусства, что воспринимается как классические на все времена.

О Ренессансе в Японии, как о классической древности и ренессансных явлениях в истории Китая, еще будут набросаны эссе так же, как о Мусульманском Ренессансе, всплески которого возникали от Ближнего Востока до Испании и от Средней Азии до Индии в тысячелетие, когда Европа пребывала в раннем, в «развитом», «позднем», а может быть, «классическом» средневековье, чтобы явиться вновь на исторической арене человечества как провозвестница гуманизма и Возрождения.

Эту статью можно рассматривать как предварительное Предисловие. Если бы в русле этих заметок на полях откликнулись специалисты по истории культуры и искусства стран Востока и Запада, я бы охотно опубликовал, вместо эссе поэта, научные статьи с разработкой проблем Возрождения.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены