Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4 Октябрь - Декабрь 2007 г.

ЖЗЛ. Юморески. Играем Шекспира. Красная дорожка.

Играем Шекспира.

 

«Известный американский историк и писатель Пол Стрейтс утверждает, что великий драматург Уильям Шекспир на самом деле не был сыном перчаточника из города Стрэтфорд-он-Эйвон. По сенсационным данным исследователя, матерью драматурга была английская королева Елизавета I».

Этого мало. «Согласно выводам Стрейтса, автором "Гамлета" и "Отелло" является Эдуард де Вере, 17-й граф Оксфордский. Он писал под псевдонимом Шекспир и был незаконнорожденным сыном королевы Елизаветы I».

Выходит, Уильяма Шекспира, о котором многое достоверно известно, не было на свете?

«Свое открытие ученый сделал на основе тщательного изучения биографий королевы, графа Оксфордского, а также его отца, любовника Елизаветы - Томаса Сеймура, сообщает ИТАР-ТАСС».

Если и поверить в достоверность изысканий историка и писателя Пола Стрейтса в отношении графа Оксфордского, будто бы он сын королевы Елизаветы, о котором она позаботилась, это означает лишь одно: он мог на досуге написать одну-две пьесы, но превращаться в «поденщика публичных подаяний» 17-му графу Оксфордскому не пристало, да не удалось бы просто. Или граф засадил Уильяма Шекспира, - он ведь все-таки подвизался на сцене, вызвал зависть первыми успехами своих пьес у Роберта Грина, - писать пьесы, а сам выдавал себя за Шекспира?!

«По мнению ученого, в судьбе Эдуарда де Вере есть странные повороты, которые можно объяснить только высоким покровительством. Более того, Пол Стрейтс нашел исторические свидетельства того, что 17-й граф Оксфордский знал, кто является его матерью».

Если граф знал, кто является его матерью, как сделал сенсационное открытие американский историк и писатель, знала и королева Елизавета, что он ее сын, он находился под «высоким покровительством», допустим, что опять-таки исключает у него желание писать пьесы год за годом.

Главное, нет ведь никаких свидетельств, никаких документов, что драмы Шекспира писал граф Оксфордский,  позволяя Шекспиру выдавать их за свои? Можно поспорить на миллиард долларов с Полом Стрейтсом, что нет. Одни домыслы, никак не связанные с рождением графа Оксфордского.

Пустить в ход, вместо одного, разом два домысла - это самый верный ход, чтобы по крайней мере ими заинтересовались. На сайте, где я случайно наткнулся на вышеприведенный анекдот из серии мистификаций и домыслов о Шекспире, тоже решили добавить еще один анекдот.

«Шекспир был женщиной?»

«Напомним, что ученые спорят о личности великого драматурга давно. По одной из последних версий, Шекспир был женщиной. Выступая в городе Стрэтфорд-он-Эйвон на конгрессе, посвященном творчеству знаменитого драматурга Уильяма Шекспира, в июне 2004 года американский ученый Робин Уильямс заявил, что Шекспир на самом деле был женщиной, а именно оксфордской графиней Мэри Пемброк (1561-1621).

По версии ученого, графиня сочиняла великолепные литературные произведения, однако не могла открыто писать для театра, который в те времена в Англии считался безнравственным. Поэтому она решила сочинять пьесы под псевдонимом Шекспир».

Что графиня Пемброк «сочиняла великолепные литературные произведения», это не версия ученого, а достоверный факт, и в том нет ничего удивительного, она была сестрой сэра Филипа Сидни, сонеты которого, изданные в 1591 году, всех поэтов Англии увлекли писанием сонетов, только Шекспир, по своему обыкновению, всех превзошел и в этом жанре.  

Это сын графини Пемброк Уильям Герберт был юным другом Шекспира, и многие сонеты посвящены ему, и он-то без ведома автора опубликовал их, а после смерти поэта помог его друзьям-актерам издать  все его пьесы.

«Полное издание драматических произведений посвящено графам Пемброку и Монтгомери, сыновьям графини». Предполагается, что сыновья издали 36 пьес своей матери под псевдонимом Шекспира, лишив ее вечной славы.

 «В своих сонетах Шекспир очень часто обращается к мужчинам. Ученый считает, что здесь не идет речь о гомосексуальной любви: "Когда были написаны стихотворения, у графини просто появился молодой любовник".

Кроме того, поэт Бен Джонсон называл Шекспира "нежный лебедь Эйвона". Как выяснилось, поместье графини Пемброк находилось именно на этой реке, а ее личным символом был лебедь».

В своих сонетах Шекспир очень часто обращается и к женщине. Гомосексуалиста, как считали некоторые исследователи Шекспира, включая Оскара Уайльда, с ним ясно, превратили, помимо всего, в лесбиянку?

«Графине пришлось многое испытать в жизни. Когда она пережила несколько тяжелых утрат, драмы Шекспира стали мрачнее. По времени написания все совпадает. С американским ученым согласилась и Маргарет Ханней, написавшая биографию Мэри Пемброк. По ее мнению, графиня вполне могла выдавать себя за великого английского драматурга».

«Вполне могла выдавать», но в книге, вероятно, упустила разработать эту версию, поскольку не обнаружила в жизни графини Пемброк ничего такого, что указывало бы на сенсацию. Поэтому мнение Маргарет Ханней стоит домыслов американского ученого Робина Уильямса, как и Пола Стрейтса.

«Всего ученые уже выдвигали более полусотни версий того, кто мог скрываться под псевдонимом Шекспир. Среди претендентов - Роджер Меннерс, пятый граф Рэтленд, и его молодая жена, Елизавета, дочь английского поэта Филипа Сидни, Кристофер Марло, Фрэнсис Бэкон, Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби и даже Мария Стюарт».

Все это говорит об анекдотичности домыслов ученых. На сайте приводится «Официальная биография драматурга», которая тоже звучит как анекдот.

«Согласно официальной биографии, Шекспир родился 23 апреля 1564 года в семье ремесленника в городе Стрэтфорд-он-Эйвон.

Самыми известными произведениями писателя являются комедия "Сон в летнюю ночь", трагедии "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Король Лир" и "Макбет", а также сонеты.

К концу своей карьеры в Лондоне Шекспир смог купить себе дворянский титул и дом в Стрэтфорде. Умер Шекспир 23 апреля 1616 года, в свой 52-й день рождения.

О жизни Шекспира собрано множество противоречивых сведений. Однако точно известно, что 27 ноября 1582 года 18-летний Уильям женился на девушке, которая была старше его на восемь лет. Вскоре у них родилась дочь, а впоследствии еще двое детей. Достоверных данных о жизни Шекспира в последующие 7-8 лет нет».

А это и вовсе анекдот.
«Считается, что в юности Шекспир был сначала помощником мясника. Ему пришлось покинуть Стрэтфорд за то, что он убил оленя во владениях сэра Томаса Люси Чарликоута». Иные считают, что Шекспир был «помощником учителя».

Еще анекдот.
«Шекспир отправился в Лондон и первое время зарабатывал на жизнь тем, что караулил у театра лошадей. Позже Шекспир стал служить в самом театре: он следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, иногда заменял суфлера. Через несколько лет ему уже стали поручать маленькие роли».

Далее скороговорка отдает анекдотом.
«Вскоре Шекспир начал писать пьесы. С 1595 года он упоминается как совладелец "Труппы лорда Чемберлена", а через четыре года - как совладелец театра "Глобус". Еще несколько лет спустя Шекспир вернулся в Стратфорд и стал жить в доме, который купил на свои театральные заработки, где и скончался 23 апреля 1616 года».

Здесь вскользь упоминаются весьма точные факты из жизни Шекспира, что исключает домыслы американских ученых, самую возможность того, чтобы граф Оксфордский и графиня Пемброк, безусловно, поклонники Шекспира, выдавали себя за Шекспира и писали за него.

«В биографии Шекспира много несоответствий

Ученых смущает, что описание жизни драматурга противоречит масштабу его творчества. Так, анализ произведений Шекспира свидетельствует о том, что их автор обладал лексиконом от 20 до 25 тысяч слов, в то время как у самых образованных его современников в активном лексиконе было всего около 9-10 тысяч слов».

Тут нет никакого несоответствия. Источники пьес, а их написано больше, чем 36,  постоянно пополняют лексикон драматурга.

«Кроме того, из творчества Шекспира следует, что он хорошо знал французский, итальянский, латынь, греческий свободно ориентировался в истории Англии и древнего мира».

Не следует, о чем свидетельствует упомянутый Бен Джонсон; а широта познаний - это всеобъемлющий интерес к мифологии, истории Древней Греции и Рима и к истории Европы и Англии, что естественно для ренессансного гения.

«В своих пьесах он использовал цитаты Монтеня, Ариосто, Боккаччо, Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха. Кроме того, драматург прекрасно разбирался в юриспруденции, музыке, ботанике, медицине, военном и морском деле».

Здесь тоже ученые увлекаются, правда, из лучших побуждений. Шекспир владел всем, что носилось в умах и в познаниях его эпохи, но владел как гениальный поэт, схватывая все на лету.

«Между тем, по некоторым данным, все члены его семьи были неграмотны. Нет никаких данных, что он сам получил какое-нибудь образование».

Тут несоответствия в умах исследователей. Младший брат Шекспира Эдмунд поступил в актеры не без его участия. Конечно, он учился в школе, в которой учился и его старший брат, а школа эта была не средневековая, а новая, эпохи Возрождения в Англии. Шекспир еще в школе в родном городе получил классическое образование, уже достаточное для создания поэмы «Венера и Адонис», вот почему он в посвящении поэмы графу Саутгемптону называет ее своим «первенцем».

«От Шекспира не осталось никаких рукописей или книг из его библиотеки. Однако есть документы, доказывающие, что Шекспир из Стрэтфорда занимался ростовщичеством и постоянно судился со своими соседями из-за долгов». Это в большей мере из анекдотов.

Еще анекдот.
«Эти странности и несоответствия породили даже версию, что на самом деле Шекспир был итальянцем. Якобы он родился на Сицилии и звали его Микеланджело Кролаланца. Затем, спасаясь от инквизиции, он переехал в Англию и поменял фамилию».

В этом ряду юморесок и оскароносный фильм «Влюбленный Шекспир».

Синопсис приводится на одном из сайтов:

«XVI век. Театру «Роза» срочно нужен хит, а драматургу Уильяму Шекспиру – вдохновенье. Отовсюду лезут кредиторы, церковные кликуши готовы сжечь театр и деньги тают на глазах, а история о Ромео и пиратской дочери Этель все не складывается. Вдохновенье приходит вместе с очаровательной Виолой, красоткой из высшего света, мечтающей играть на сцене. Для влюбленного Шекспира она станет музой, его Этель… нет, лучше уж Джульеттой...».

Шекспир никогда не искал вдохновенья, особенно, когда писал «Ромео и Джульетту», - в фильме вовсе не Уильям Шекспир, а по возрасту и времени создания знаменитой трагедии - его юный брат Эдмунд. Сюжет фильма насквозь вымышленный, рассчитанный на полное невежество кинопублики, но имя Шекспира, да влюбленного, - это крючок с наживкой в $25 млн для Голливуда безошибочный.

«Фильм собирались запустить еще в 1993 году, - сообщают. - Джулия Робертс готовилась сыграть Виолу и даже лично отправилась в Англию, чтобы убедить Дэниэла Дэй-Льюиса сыграть Шекспира. Дэй-Льюис предпочел фильм Джима Шеридана «Во имя отца» (1993). Компания Universal Studios так и не подобрала подходящего кандидата на главную роль и свернула проект»

Думаю, проблема была в сценарии, весьма легкомысленном, все-таки речь о Шекспире.

«Сценаристу Марку Норману идею фильма подбросил его сын Захари, который позвонил отцу из Бостонского университета и предложил придумать что-нибудь о молодом Шекспире для Елизаветинского театра. Два года ушло у Нормана, чтобы нащупать историю о Шекспире, который пишет «Ромео и Джульетту».

«Знаменитому драматургу Тому Стоппарду принадлежат в сценарии такие придумки, как ввод ряда знаменитых персонажей в качестве второстепенных героев, например, Кристофера Марло и Джона Вебстера».

Когда Шекспир работал над «Ромео и Джульеттой», Кристофера Марло уже не было в живых. Впрочем, никого не интересовал Шекспир,  ведь все - сценаристы, режиссеры, актеры и американские историки - знают, что Шекспира не было, это псевдоним, ставший брендом, а это уже козырь. Успех налицо - награды по всему миру, даже в России отметили фильм Золотым Овном.

Между тем фильм - очередная утка о жизни Шекспира, как его из гомосексуалиста или бисексуала превратили в женщину, да в графиню, которая была влюблена в своего сына и писала вдохновенные сонеты в его адрес и в адрес смуглой леди.

Великое, море и небо поэзии в мире шоу-бизнеса - просто не существует, а куда понятнее бренд, который можно представить в любом облике.

Играем Шекспира.

Одну из восхитительных юморесок о Шекспире написал Оскар Уайльд «Портрет мистера У.Х.», точнее о себе, о своих поисках следов юного актера, в которого был влюблен актер Шекспир, да так, что только исходил сонетами, советуя тому жениться, чтобы повторить свою красоту в потомстве, но при этом он был влюблен не на шутку в смуглую леди, которая вскоре изменила ему с его другом юным актером.

Оскару Уайльду таинственным образом попадает в руки портрет, по всем приметам, юноши, которому и были посвящены сонеты Шекспира. Писатель пускается в изыскания, как ныне американские историки, вчитывается в сонеты, чуть с ума не сходит, вот-вот он разгадает имя актера, как в это время получает письмо, либо встречается с человеком, у которого он видел портрет, и тут вполне прояснивается, что это подделка, а тот, не вынеся жутких волнений, связанных  с тайной «У.Х.», умирает.

Счастливо выношенная версия лопается, как мыльный пузырь. А был ли портрет? А был ли юный актер, вдохновивший актера Шекспира на сочинение сонетов, вместо пьес? Во всяком случае, Оскар Уайльд не обнаружил даже намека на его след. Его и не было. А если он был бы, существовал на самом деле актер, в которого был влюблен актер Шекспир? Сонетов писать ему в голову не пришло бы. Зачем? Два актера-друга подвизались бы на сцене, а смуглая леди не явилась бы в их жизни. Она ведь из придворной знати.

Тайна сонетов и смуглой леди разгадана. И жизнь Шекспира и его творчество освещены отныне светом его любви, как жизнь Данте или Петрарки.
©  Петр Киле     2007 г.



« | 1 | 2 | »


Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены