Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1 Январь-март 2007 года.

О причинах упадка российского кинематографа.

 Есть общие причины упадка народного хозяйства, уровня жизни большинства населения страны, культуры, образования за последние 15 лет, какими бы позитивными переменами это катастрофическое состояние не сопровождалось. Причины известны, пусть они оцениваются по-разному. Ныне говорят о стабилизации и даже успехах, включая и кинематограф. Если это действительно так, самое время обратить внимание на более тонкие сферы, где вынашивают замыслы и осуществляют их в тех или иных формах, впечатляющих красотой или уродливых нарочито или натужно, во имя правды-матки, должно быть.
Сразу возникает два плана: продукция Голливуда и российская наших дней. Вопрос не в том, какая лучше, какая больше нравится и чем или кому. Мы ставим вопрос о поэтике американского или российского кинематографа, то есть о форме и содержании фильмов не в жизненном, а сугубо эстетическом плане, что зритель воспринимает чаще безотчетно и что радует его, если угодно, как катарсис. Или просто зацепляет, как ныне говорят.
Голливуд придерживается безошибочных правил и приемов, выработанных на фабрике грез, с разработкой все новых технических средств вплоть до всевозможных спецэффектов. Но поэтика кинематографа остается одна и та же. Конечно, она варьируется - в боевиках разного содержания, в фильмах ужасов, в полицейских фильмах, мелодрамах, в бесконечных вариациях сказки о Золушке, в которой воплощается американская мечта.
Хэппи-энд - это своего рода катарсис, это победа героя или героини, или героев, в которых, какие бы они ни были, авторы фильма утверждают человеческое достоинство. При этом герои, в какие бы передряги ни попадали, показаны неизменно с лучшей стороны, в наивыгодных ракурсах. Как и иначе? Уродства и так вокруг предостаточно. Героиня редко плачет - это некрасиво. Это только Джулия Робертс может позволять себе на мгновенье огорчиться до гримасы, чтобы тут же заблистать красотой глаз, профиля и т.п.
А что мы видим в российских фильмах последних десятилетий? Все в точности наоборот. В отказе от советской идеологии сценаристы и режиссеры увидели свободу, которой отдались с упоением подростков, пробующих все ее прелести на задворках цивилизаций и культуры. При этом они руководствуются отнюдь не свежим, наивным, незамутненным взглядом юности, как поколения 60-х годов XX века, а их поздним опытом, уже отцов и дедов, по сути, идеологией диссидентства и постмодернизма.
Эта идеология могла быть продуктивна постольку, поскольку выступала против великого, против СССР, но с его распадом она подверглась переоценке не у многих, а превратилась в набор штампов, клише антикоммунизма и антисоветизма, и именно эти клише, противопоказанные для настоящего искусства, вошли в поэтику российского кинематографа, наравне с изысками постмодернизма. Что-то натужное и уродливое, даже если ныне все чаще под красивым антуражем, сразу догадываешься, это наш фильм и смотреть не хочется, поскольку знаешь: красивые интерьеры и актеры обернутся всевозможными уродствами, не говоря о крови и убийствах, унижением человеческого достоинства всякого персонажа, о чем авторы фильма скорее и не догадываются.
Неуважение к человеку, частице великого государства, поскольку продолжают его распинать, за это и платят деньги, в российском кинематографе достигло предела. И этого не замечают, не осознают, похоже, сами режиссеры, что говорить о зрителях, которых цепляет многое, к примеру, в «Девятой роте». Будет цеплять, если над вами измываются, не обещая даже хэппи-энда.
По большому счету, этот фильм несостоятелен, исторически недостоверен, нет сюжета, нет героя, что легко показать. Отчего так вышло? Нет у авторов ощущения масштабов страны и ее истории. Что делать, «богатыри - не вы»? На том же уровне и фильм «Космос как предчувствие». Увы! Отрицание великого оборачивается впадением в ничтожество.
Похоже, все нынешние сценаристы и режиссеры, а заказывают музыку продюсеры, пребывают в ситуации, воспроизведенной Лермонтовым.

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
     Как язвы, бойся вдохновенья...
Оно - тяжелый бред души твоей больной
     Иль пленной мысли раздраженье.

Диссидентское мировосприятие давно превратилось из тревоги и протеста в «пленной мысли раздраженье», пагубное для личности и творчества, что и демонстрирует российский кинематограф, не сознавая, как Лермонтов, что это «тяжелый бред души», что для подлинного творчества необходимы иные ориентиры и средства. Он это показал прорывом к классике в романе «Герой нашего времени».
Разумеется, выходят фильмы, в которых диссидентское мировосприятие не дает себя знать, воспроизводятся сугубо современные реалии без всяких крайностей и уродств. К примеру, «Мусорщик» - с прекрасными актерами, но весь фильм воспринимается как вступление без развития действия и конца. Здесь киносценарий явно недоработан. А жаль. Как таинственно играет некую роль, еще непонятно какую, Олеся Судзиловская! Ей под стать Гуськов, с достоинством играющий роль дворника и игрока и т.п. Выясняется, что героиня вышла на героя с новым для него заданием, а тот завязал, устроившись работать дворником. Но мы-то понимаем, уборка мусора - метафора. Он не показан в деле, он отказывается от очередного заказа, - в подобной ситуации в американских фильмах происходит всегда нечто, что вынуждает героя вновь проявить свою выучку. Это естественно, иначе игра не стоит свеч.
Поскольку и героиня хотела выйти из игры, с отказом героя выполнить заказ, между ними могли возникнуть взаимопонимание, сочувствие, любовь - с разлукой, если угодно, когда совершенно беззащитной оказывается она, что заставляет героя защитить ее, заодно утвердить свой выбор, пусть ценою убийства заказчика, что было бы в нынешних реалиях справедливо.
Российский кинематограф, преодолевая очевидные недостатки с выпячиванием всевозможных уродств и унижений, пока останавливается на полпути, поскольку неясны перспективы развития жизни и искусства. Утрачены представления о масштабах страны в исторической и сугубо современной перспективе.

По свидетельству Станислава Говорухина, вот какая картина вырисовывается о нынешнем состоянии российского кинематографа. «К 96-му году все киностудии были полностью разрушены, они представляли собой ужасающее зрелище, по помещениям бегали крысы, специалисты уходили. Сегодня киноиндустрия на самом высочайшем уровне, самая современная отрасль народного хозяйства. Мы снимаем на лучшей плёнке, на лучшей аппаратуре, в прекрасных павильонах.»
Что случилось? После долгих проволочек, когда разруха дошла до крайности, был принят Закон о государственной поддержке кинематографа. Выделяют деньги, кино освободили от НДС, и оно ожило. Как просто!
«Я сейчас говорю не о качестве фильмов, - оговаривается кинорежиссер, - ...само по себе кино как таковое находится в жалком состоянии, в основном из-за разрухи в мозгах создателей. Я говорю только о киноиндустрии, о том, что есть все предпосылки делать хорошие фильмы.»
«Сейчас активно строятся кинотеатры по всей стране.» Правда,  в них демонстрируются в большей мере американские фильмы. Ограничить их показ пока невозможно, мало наших фильмов. «Есть ещё один момент, - замечает Станислав Говорухин, - сегодняшнее российское кино гораздо безнравственнее зарубежного.»
Оказывается, восстановить киностудии относительно легко, а как преодолеть «разруху в мозгах создателей»? Это же несколько поколений режиссеров и сценаристов, актеров и продюсеров, чье миросозерцание сформировалось в условиях распада СССР и торжества антисоветизма, когда весь советский период русской истории был перечеркнут и трактуется как сплошная разруха, в чем нет правды. Жизнь в Российском государстве и в СССР в большей мере, чем когда-либо в России, несмотря на тяготы войн и гонений, цвела и пела.
«Разруха в мозгах создателей» - это точный диагноз кинорежиссера, который и сам зачинал эту разруху книгой «Россия, которую мы потеряли».
Разверзлась бездна, она в большей мере в сознании людей, которым внушили и продолжают внушать, что жизнь в России была до революции и сегодня, а 70 лет величайшего триумфа Российского государства по строительству нового мира, с победой над фашизмом и с началом освоения Космоса свели к сталинским лагерям и нехватке колбасы, - это и есть «разруха в мозгах», на грани сумашествия или зомби. Здесь камень преткновения. Россия никогда не станет прежней Россией, перечеркивая вершинные достижения русской истории и русской культуры.
Мы теряем Россию именно в эти последние 15 лет, впадая в самоуничиженье и юродство, не в силах осознать величайших достижений Русского Ренессанса и обрести в них опору.

© Петр Киле




Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены