C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Орест Кипренский «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». Описание одной картины. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1 Январь-март 2007 года.

Орест Кипренский. «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке».

Запросы: «Описание картины...» нет-нет появляются, очевидно, это домашнее задание, исполнение которого надеются найти в сети интернета. «Описание картины Тициана «Даная» или «Описание картины Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке».

«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча» (1819) достойна всякого внимания и интереса любителей искусства. Она экспонировалась в Париже как «Портрет ребенка». Кипренский возвращался из Италии в Россию через Париж. Он первый из русских художников получил европейскую известность, в частности, видимо, потому что приехал в Италию не сразу по окончании Академии художеств из-за наполеоновских войн, а уже сформировавшимся художником в условиях ренессансных явлений русской жизни и русского искусства, в чем по ту пору не отдавали отчета вполне и поныне, хотя эпоха - первая треть XIX века в России - осознана как Золотой век русской поэзии и культуры.
Выпускники Академии художеств, наиболее отличившиеся, по-прежнему направлялись в Италию для продолжения обучения, к чему стремились и сами молодые художники: что их влекла Италия классического Ренессанса понятно, но они, оказавшись в полуденных краях, старались, сверх всяких сроков пенсионерства, остаться там, поскольку считалось, как писал Александр Иванов, что в России художник и крепостной одно и то же.

Кипренский, обретя европейскую известность, возвращался в Россию, возможно, с надеждами, но с грустным сердцем: он был вынужден расстаться с заброшенным ребенком Мариуччей, заботы о которой он взял на себя, буквально выкупил ее у распутной матери, когда та выкрала свою дочь из мастерской художника, чтобы вернуть за деньги, и, уезжая в 1822 году в Россию, поместил ее в католический монастырь. Ей было 10 лет.
На картине «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», написанной в 1819 году, стало быть, Мариучче семь лет. Ее звали Анна-Мария Фалькуччи. Художник привязался к ней, полюбил девочку, помня, верно, и себя заброшенным ребенком в стенах Академии художеств, на его счастье. В Россию с собой он взял портрет Мариуччи, который чрезвычайно понравился русской публике, как и «Молодой садовник» (1817). Это был особый жанр в русской живописи, в смысле и достоинствах которого искусствоведы не очень разобрались. В картинах Карла Брюллова, Кипренского, Александра Иванова, Сильвестра Щедрина предстает Италия, думают, приукрашенная или романтическая, как у Клода Лоррена, а на самом деле в исторической перспективе вплоть до эпохи Возрождения и античности в полном соответствии  с ренессансной эстетикой вообще и русских художников в частности.
Орест, когда писал портрет Мариуччи, не знал, как сложится ее и его жизнь, но гвоздика в ее руке и венок на голове из садового мака, говорят, «на языке цветов» означают «о, милая, скромная девушка!» и «воспоминания о тебе со мною будут навсегда неразлучны, в счастии и в злополучии».
В России художник, похоже, не имел вестей о Мариуччи, не знал, где она, в письмах в Италию просил друга отыскать ее, повидать, напомнить о нем. Орест писал: «У меня никого ближе ее нет на земле, нет ни родных, никого».

По всему видно, что это не просто романтическая история в духе эпохи, как пытаются представить исследователи, делая и из художника  романтика, когда он классик чистой воды, как Рафаэль, как Пушкин.
Кипренский уехал в Италию в 1828 году. Естественно предположить, что Орест отыскал Анну-Марию Фалькуччи, которой 16 лет. Ему 46. Живет он в разных городах и неустроенно, скорее по своему характеру, равнодушный к быту. Какие взаимоотношения могли сложиться между уже немолодым художником и его воспитанницей в ее детстве? Привязанный, как прежде, к девушке, Орест мог думать об устройстве ее судьбы или у ней были свои планы и виды. Во всяком случае, Орест женился на девушке незадолго до смерти в 1836 году. Сохранились свидетельства, что он любил молодую жену «до обожания», а она заботливо ухаживала за ним, когда он занемог жестокой горячкой. Известно также, чтобы получить разрешение на брак, Орест перешел в католичество.
Великое, но в то время скромное наследство художника, картины, рисунки и книги Мария Кипренская прислала в Петербург. По этому поводу исследователи даже склонны иронизировать, не входя в положение вещей и бедной вдовы, которая родила дочь вскоре после смерти мужа. Вырученные от продажи картин деньги 6000 рублей (для того времени сумма немалая) были как нельзя кстати и, возможно, помогли Анне-Марии устроить свою судьбу. Говорят о слухах, будто бы вдова русского художника, который удостоился чести среди лучших, чтобы его автопортрет находился в знаменитой галерее Уффици, вышла замуж за какого-то маркиза.

В семь лет Мариучча была мила и серьезна, как садовый мак, вскоре увядший, но она еще долго цвела, а на картине Ореста Кипренского никогда не увянет.

Описание одной картины превратилось в историю любви русского художника Ореста Кипренского и итальянки Анны-Марии Фалькуччи. Похоже, тематика альманаха «Феномен», связанная непосредственно с поэзией, с искусством и философией культуры и с судьбами поэтов, художников, мыслителей, и есть история любви, основа жизни и творчества.

© Петр Киле




Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены