Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 2(6) Апрель-июнь 2008 года.

ЖЗЛ. Юморески. Адам и Ева в эпоху Возрождения.

 В Библии, в главе 1 Бытия, воспроизводится история возникновения Земли, неба, звезд, растений, зверей и людей вполне в духе эволюционной теории развития жизни, пусть это творит Господь Бог, или Природа, как станут добавлять мыслители в эпоху Возрождения.

«27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

В главе 2 Бытия сотворение человека звучит иначе. «7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево...» И так далее. Место действия указывается уже конкретно: из Едема выходит река для орошения рая, она разделяется на четыре реки, одна из них Евфрат.

«21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».

История создания Господом Богом человека - Адама, а из его ребра Еву - сказочна; но когда люди уверовали в сказку, она превратилась в миф, сохраняя при этом черты сказки. Одна из них - грехопадение - решает проблему рая и земной жизни человека, полной страхов, боли и несчастий; мол, Господь Бог не мог сотворить человека для его страданий в земной юдоли, он создал его для блаженной жизни в Эдеме, только взрастил там древо познания добра и зла, запретив Адаму (Евы еще не было) прикасаться к его плодам. Это сугубо сказочный мотив, а не вовсе мудрое решение всеведающего Бога; запрет предполагает нарушение, такова логика развития фабулы сказки; а нарушение запрета влечет наказание - изгнание из Эдема.

Познание жизни, соприкосновение с ее истоками, самосознание человека через другого, сотворение любви, что служит также рождению детей, были признаны грехопадением, проклятием рода человеческого, вместо благословления и всяческого восхваления, что мы наблюдаем у древних греков, с культом красоты и любви.

Здесь две разновидности язычества, условно Востока и Европы, с зарождением христианства, которое получает распространение через греческий язык и культуру в условиях кризисных явлений в Римской империи, вплоть до ее распада, с распространением его на Запад, а на Востоке зарождается ислам. Христианство, таким образом, это экспансия восточного мистицизма на Европу, ей тут нечем гордиться, ее цивилизация развилась, благодаря Востоку и античной культуре, что достигает расцвета в эпоху Возрождения, когда и библейские истории предстают в их первоначальном, языческом виде.

Культ красоты смыкается с культом обнаженного человеческого тела, как было в классической древности. При этом в Италии предпочитают воссоздавать обнаженное женское тело как Венеру - Сандро Боттичелли и Джорджоне... А Ева ни у Микеланджело, ни у Рафаэля не получает самодовлеющего значения как символ женственности и красоты... Тем удивительнее образы Адама и Евы у художников Северного Возрождения...

Альбрехт Дюрер (1471-1528) свой интерес к обнаженному телу впервые осуществляет при исполнении резцовой гравюры на меди «Адам и Ева» (1504). В ней обстановка и аксессуары Эдема скрадывают вызывающую обнаженность мужчины и женщины во всей их мощи и красоте.

По возвращении из Италии в 1507 году Дюрер на двух крупномасштабных досках создает изображения молодого человека и девушки, полных жизни и неги. Они предстают, как на сцене с темным фоном, рядом с Евой ствол дерева, с ветви которого свисает змея, касаясь яблока на ее левой руке. У Адама на левой руке сорванная с яблоком ветка, ее листья и служат ему прикрытием, как и у Евы. Нет временной дистанции, как на гравюре, перед нами современные молодой человек и девушка, охваченные волнением и негой любви. Они не ведают ни о каких запретах, но именно в любви они обретают свободу и счастье Эдема.

Лукас Кранах Старший (1472-1553) был современником Альбрехта Дюрера. Его «Адам и Ева» ничем особо не примечательны, кроме типажа мужчины и женщины под готику.

Питер Пауэл Рубенс (1577-1640), которого считают представителем фламандского барокко, придерживался, по сути, именно эстетики Ренессанса в ее высшем развитии в Северном Возрождении, чему служит подтверждением и его картина «Адам и Ева». В ней нет ничего от библейской истории, кроме яблока, но о яблоке шла речь и в истории Париса, который должен был вручить золотое яблоко из садов Гесперид прекраснейшей из богинь - Гере, Афине или Афродите.

На картине Рубенса, можно подумать, представлен Арес, который обольщает Афродиту, или Гермес как его вестник. Во всяком случае, у фламандского художника Ева узнаваема как его излюбленный типаж, что ее делает его современницей. Сказать иначе, это современные Адам и Ева, которые разыгрывают памятную сцену из жизни прародителей. Такова эстетика Ренессанса, миф предстает как жизнь во всей ее непосредственности, сейчас и вместе с тем в вечности.



« | 1 | 2 | »


Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены