Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 2(6) Апрель-июнь 2008 года.

Русский Ренессанс. По поисковым фразам.

 В поисковых фразах от 13 мая 2008 года из более 500 об эпохе Возрождения в различных вариациях я заметил, как в наметившейся тенденции с увеличением запросов о Ренессансе в России произошел определенный качественный скачок.

Впервые вижу, как за общими запросами «Эпоха Возрождения» следует прямо и конкретно «Русский Ренессанс», а далее в различных вариациях: «Русское Возрождение», «Русская культура эпохи Возрождения», «Русская художественная культура эпохи Возрождения», «Представители Русского Ренессанса», «Картины русских художников эпохи Возрождения», «Эпоха Возрождения в России», «Эпоха Возрождения в Москве», «Философский ренессанс в России», «Русская живопись эпохи Возрождения», «Реферат на тему Русский Ренессанс», «Эпоха Возрождения. Росси», «Культура эпохи Возрождения в России», «Гуманизм Чехова», «Российское мировосприятие в эпоху Возрождения»...

Еще год назад ничего подобного не было и в помине, а в интернете «Русский ренессанс» возникал как названия фирм, отелей и компаний в большом количестве, что свидетельствовало лишь о возрождении частного предпринимательства, но отнюдь не о Ренессансе вообще и о Ренессансе в России, о чем и в издательствах, связанных со специалистами по истории искусств, имеют настолько смутные представления, что уже пять лет никто не решается опубликовать мою книгу «Ренессанс в России».

В интернете можно было найти лишь упоминания о «религиозном, или культурном, ренессансе» в рамках Серебряного века и заявлений Бердяева, - см. статью «Русский Ренессанс в сети интернета». Теперь там появилась даже статья на эту тему - высказываний Бердяева, но без постановки вопроса собственно об эпохе Возрождения в России. Ведь выражение «религиозный ренессанс» - оксюморон. Речь о религиозном или культурном возрождении ведут те, кто не помышляет об эпохе Возрождения, как она протекала в странах Западной Европы, выдвигая в центр мира, вместо Бога, человека, - ведут речь о повороте от человека снова к Богу, - это проявление феодальной и церковной реакции, а в России признаки вовсе не ренессансные, а проявления декаданса и заката - как в начале, так и в конце XX века.

Поскольку я не вижу иных публикаций в интернете или изданий об эпохе Возрождения в России, кроме моей книги «Ренессанс в России» и серии статей, примыкающих к ней, что все активнее кликают посетители моего сайта, - а это прежде всего студенты и школьники и их преподаватели, - мы можем поздравить друг друга с открытием  Русского Ренессанса!

С открытием истории России, русской культуры в ее самые блистательные, величественные и трагические периоды восхождения к свету, к звездам, вопреки нынешней клевете и самоуничижению. Вопреки тому, что мы оказались свидетелями заката, кровавого, с распадом великого государства, с убылью населения до миллиона в год в течение 15 лет, с баснословно возросшей преступностью и коррупцией и т.п.

Эпоха Возрождения, как было и в странах Западной Европы, величественная и трагическая эпоха, ее закат был особенно кровавым, о чем свидетельствуют непрерывные войны в раздробленной Италии и инквизиция, религиозные распри во Франции, крестьянские войны в Германии, а в сфере искусства драмы Шекспира.

Именно в сфере искусства и мысли произошла та культурная революция, которая обозначила переход от Средних веков к Новому времени, от средневекового мировосприятия под знаком Бога и церкви к светскому миросозерцанию  и что составляет суть эпохи Возрождения, с обращением к классической древности как первоистоку европейской цивилизации и культуры, с воссозданием классического стиля искусства. Отсюда и небывалый расцвет искусств, что изменило кардинально как внешнюю, так и внутреннюю среду обитания человека, его мира и мира его души, и что стало эталоном во всех проявлениях человеческого духа и воли на все времена.

Перед нами величайшая сокровищница знаний и искусств, возрожденная из глубин тысячелетий, буквально из праха и обломков, классическая древность, разумеется, в формах и по содержанию современная. Эта сокровищница в громадной степени сосредоточена в Италии, стране классического Ренессанса; а то, что мы видим в Германии, в Нидерландах, в Англии, или в Испании, во Франции - в большей мере отсвет эпохи Возрождения в Италии, с величайшими достижениями в отдельных видах искусства.

Ныне я отчетливее, чем когда-либо, вижу, как это ни удивительно и невероятно, Россия, вслед за Италией, вторая страна классического Ренессанса, с самым непосредственным обращением к классической древности, как было только в Италии исторически, но под сильнейшим влиянием католицизма, чего не было в России, благодаря тому, что творческий импульс к Возрождению исходил от царя-реформатора, отодвинувшего церковь на задворки, и благодаря эпохе Просвещения в Европе, которая и была отрицанием феодальной и церковной реакции на ренессансные явления в странах Западной Европы.

Русский Ренессанс не повторение западноевропейского, с культом индивидуализма, что соответствовало периоду первоначального накопления капитала, с обнищанием народов и уничтожением племен в Новом свете, что наравне с феодально-церковной реакцией и привело к кровавому закату эпохи Возрождения в странах Европы. Этот отрезок европейской истории мы вновь увидели в России на рубеже XX-XXI веков.

Сущность Русского Ренессанса - новый гуманизм, в котором культ красоты и культ личности не приобрели самодовлеющего значения, но целью преобразований царя-реформатора, зачинателя Ренессанса в России, было объявлено общее благо, принцип античной демократии, что не могло осуществляться достаточно последовательно при царизме, но идея нашла воплощение в созданиях искусства. Новый гуманизм не только эстетика, как у гуманистов Италии, но и этика, культ человечности независимо от сослоных и этнических различий, что составляет самую поэзию и квинтэссенцию классической русской литературы.

Носительницей нового гуманизма выступила русская интеллигенция, гуманистическая прослойка, можно сказать, элита Русского Ренессанса, как прославленные гуманисты европейского Возрождения, но не с культом индивидуализма, а коллективизма (сострадание и сочувствие народу). Советский период истории Российского государства был запрограммирован и выстрадан, с торжеством нового гуманизма в условиях всеобъемлющей культурной революции. Все перегибы и гонения в ходе ее осуществления не могут быть оправданы, но не исключают ее, как инквизиция не в силах перечеркнуть величайших взлетов мысли и искусства.

Новый гуманизм, выработанный всем ходом русской жизни, классической русской литературой и борьбой народов за свободу и достоинство человека, впервые в истории был воплощен в жизни. Это не утопия, как ныне твердят. И СССР не был империей, тем более «империей зла», тоталитаризмом, это всего лишь пропагандистские клише, что подхватила интеллигенция, восхотев стать средним классом. Только на крайней степени самоуничижения, что исстари несли славянофилы и западники, можно было дойти до саморазрушения великого государства.

Ныне многим, даже власти и в СМИ, становится ясно, что Россия напрасно пошла на поводу у Запада, против собственных национальных интересов. Но возрождение России, не просто экономическое или военное, а духовное, с обретением своего лица, невозможно без переоценки ценностей, прежде всего в восприятии истории Российского государства и в особенности СССР, здесь великий венец, который закончился катастрофой. Таков ход истории.

Но что существенно важно, мы ныне обретаем великую историю Российского государства впервые целостно, в грандиозных масштабах Русского Ренессанса, с осознанием величайших достижений русского искусства и русской культуры. Только надо сбросить с глаз шоры антисоветизма и антируссизма, чтобы увидеть в подлинном свете прекрасную и трагическую, как все величайшие эпохи в истории человечества, чудесную и отрадную картину, какой предстает эпоха Возрождения в России. Здесь эстетика и идеология Русского Ренессанса в его высших достижениях и порывах. Это национальная идея и культура, и искать их не нужно, это как небо и земля вокруг нас.

С открытием и всесторонним обоснованием Русского Ренессанса должно оформиться чувство единства национальной культуры, в сотворении которой принимали участие лучшие представители всех народов и народностей Российского государства, вовлеченных в исторический процесс преобразований от Петра I до культурной революции в СССР, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, как было и в странах Западной Европы, с созданием национальных литератур, с самосознанием народов Италии, Германии, Испании, Франции, Англии как нации, носительницы национального языка и национальной культуры.

Русская культура XVIII-XX веков сформировалась как национальная, как ни парадоксально, поверх этнической культуры как русских, так и других народов, как светская, городская, просвещенная, то есть ренессансная, как было в эпоху Возрождения и в странах Западной Европы и Востока. Распространение грамотности среди всех слоев населения - это один из важнейших признаков Ренессанса, что связано и с развитием классической литературы, понятной всем, и театра.

Поэтому русская национальная культура не может быть названа православной (такова лишь этническая, да и то связанная не с языческими поверьями, а с религиозным обрядом, что существует разве что у старообрядцев), она - порождение Ренессанса на основе классической древности, с ее возрождением, с созданием классического искусства, какова и «Русская живопись эпохи Возрождения», как ныне запрашивают.

С осознанием единства русской национальной культуры, ренессансной по происхождению, прояснивается вопрос и об ее носительнице, это русская нация, сформировавшаяся за последние три века Русского Ренессанса как государственное и социально-культурное образование, как суперэтнос, помимо этнической и конфессиональной принадлежности народов и народностей. Единство народов и народностей СССР как русской нации, носительницы национальной культуры, не было осознано, как и ренессансные явления русской истории и русского искусства. Здесь одна из роковых причин распада СССР. Не повторить этой ошибки в отношении РФ - вот самая насущная цель и задача.

Процветание в плане экономического развития и достижений бытовой цивилизации достижимо даже теперь, после неслыханного разграбления страны  на рубеже XX-XXI веков, но может привести лишь к распаду РФ, как случилось с СССР, если народами России не будет осознано единство русской национальной культуры наравне с сохранением этнической культуры, единство культурного пространства, единство нации и именно как русской нации, как итальянской, французской или американской. Основа этого единства - русский язык, классическая русская литература, новый гуманизм, русское искусство в высших достижениях Ренессанса в России, который и определял ход развития мировой истории и культуры за последние три столетия.

Пришла пора осознать подлинное место России в истории человечества, вместо постоянного самоуничижения и кликушества, понять с удивлением и восхищением, что Россия сказала миру новое слово и что она внесла свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Ее история и ее культура, ныне всячески оклеветанные ее врагами, недругами и диссидентствующей поныне интеллигенцией, предстают все более в их подлинной, первоначальной силе и чистоте Ренессанса.
См. статьи «О русской культуре и русской нации», «Русская культура XVIII-XX веков», а также книгу эссе «Ренессанс в России».
© Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены