Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 3 (7) Июль-сентябрь 2008 года.

Сафо, или поэма о юности. Критика.

 Запросы о Сафо (Сапфо) поступают регулярно, а недавно участились поисковые фразы «Поэмы Сафо» или «Сафо. Поэмы», что вызывало у меня даже досаду. О чем речь? Не слыхал я о поэмах Сафо, не сохранилось ни одного целого стихотворения, лишь отрывки в несколько строф, но столь отчетливо ясных, пылких, исполненных любви, восхищения и тревоги, что сразу видишь, какая это была исключительная женщина, помимо гениального дара поэта (и музыканта, и танцовщицы, поскольку в ту пору стихи распевались с пляской).

Из стихов Сафо мы узнаем, что у нее была дочь, горячо любимая ею: «Есть у меня дочь, возлюбленная Клеида, видом подобная золотым цветам; за нее не возьму я и целой Лидии...». У нее был брат; в беспокойстве за него (уехав по торговым делам, увлекся гетерой) она корит его и пытается образумить... По уцелевшим строфам стихов Алкея и Сафо ясно, как он был пылко влюблен в нее, что даже не решается признаться ей, а она, видимо, как замужняя женщина укоряет его, мол, значит, мысли его не столь чисты и прекрасны, что ему стыдно высказать их ей вслух.

Видно, при пылкости и силе чувств Сафо обладала высоким умом, недаром знать и не только из острова Лесбос доверяла ей воспитание своих дочерей, с обучением поэтическому искусству, музыке и танцам. Сафо любила своих учениц, в кого-то влюблялась столь страстно, что доставляло ей лишь муку. Существует легенда о неразделенной любви Сафо к прекрасному Фаону, из-за которой она якобы покончила с собой, бросившись с Левкадской скалы в Ионийском море. Все это говорит о том, что связывать с Сафо современные представления о лесбиянках некорректно. Умерла она скорее в преклонном возрасте, побывав даже в изгнании в Сицилии. Платон в своей эпиграмме (в то время  всего лаконичное стихотворение) называет Сафо десятой Музой. Слава ее в столетиях и тысячелетиях была безупречна.

Но запросы вроде «Поэмы Сафо» неожиданно для меня прояснились, откуда это идет, когда я просмотрел фильм «Сафо», решив, что съемки проходили на острове Лесбос, поскольку кинорежиссер по всему американец, но фильм, как оказалось, снят в Крыму. В этом-то фильме и говорят о поэмах Сафо, имея в виду, очевидно, «эпифаламии», свадебные песни, народные песни, какие впервые у Сафо явились как индивидуальная лирика. Но и они, конечно, не сохранились.

Между тем фильм с актерами и диалогом на подростковом уровне мне понравился. Жанр фильма указывается как «Эротика», что не совсем точно, и хорошо. Любовные сценки столь же лаконичны, как и диалоги, по сути, отдельные реплики, которые высказываются поначалу скорее в шутку, но слово за слово - отступать уже некуда, действие обретает авантюрный характер, затевается игра при предполагаемых обстоятельствах, с действием на острове Лесбос, кстати, не сегодня, сегодня все было бы иначе, а в 1926 году, с расхожими представлениями о Сафо...

Должно признать, автор сценария и режиссер Роберт Кромби все разыграл безошибочно и поэтически точно, что ныне редкость и для Голливуда. На остров Лесбос приезжают новобрачные из США: молодой художник Фил и его жена Сафо, дочь миллионера, - свадебное путешествие, с посещением острова Лесбос. Надо помнить, что США 20-х годов совсем не нынешние. Это пуританская страна, с «сухим законом», без равноправия женщин и мужчин, не говоря о положении негров, заключенных в гетто, и т.п. Там еще никому даже не снилась сексуальная революция, которая уже давала себя знать в Европе до Первой мировой войны и особенно после, что относится и к СССР.

Сафо училась в школе, где так строго следили за нравственностью девушек, что она даже не целовалась с подругами, она, дочь миллионера, и, может быть, именно как дочь миллионера росла паинькой, за воспитанием которой строго следили в школе и дома. О Сафо по своему имени она, конечно, слышала, но ей и в голову не приходило, что у нее есть иные склонности, кроме интереса к мужчинам, кроме любви к Филу, до приезда на остров Лесбос, главное, до встречи с русской девушкой Хеленой, дочерью профессора археологии Орлова, которые остаются на острове Лесбос из-за революции.

Хелена - музыкантша, она росла в России до революции и, возможно, еще какое-то время после, с восприимчивостью юности она впитала в себя все искания русской интеллигенции, в умах и сердцах которой революция свершилась прежде, чем разразилась социальная. А вынужденная жизнь на острове Лесбос, где Хелене «скучно», с ее слов, с тенью Сафо, с ее музыкой, естественно, порождает в ее душе фантазии, какие - с приездом молодой американской пары и со знакомством с Сафо, а затем с Филом, - неожиданно для нее же претворяются в реальность...

Можно сказать, от скуки Хелена затевает игру с Сафо, погружая ее в древние поверья, и та начинает грезить о знаменитой Сафо, да и медовый месяц не доставляет ей радости до самозабвения, как это и бывает, особенно в столь исключительных условиях прекрасного острова, словно погруженного в вечность.

Если Хелена вольно или невольно испытывает Сафо и Фила заодно, бросая вскользь слова, мол, она любит ее и его, то Сафо погружается в миф, будто она и есть та Сафо, что жила здесь больше двух с половиной тысяч лет тому назад и вновь явилась в жизни сегодня, правда, без ее поэтического дара, что делает ее положение мучительным, когда она сознает, что не любит Фила, а любит Хелену, и ей нет пути назад, в США, она сожгла мосты, сделав на плече татуировку, ей нельзя показаться в приличном обществе, - сегодня бы сошло, а тогда нет.

Сафо готова остаться на острове Лесбос, как Хелена, в изгнании, но изгнанничество лесбиянок нереально, хотя бы потому, что Хелена после утоления любопытства как с женщиной, так и с мужчиной, сознает, что ей для жизни необходимы муж, дети, семья, а что может дать ей Сафо? После первых соблазнов и проб отрезвление приходит, так обыкновенно и бывает, поскольку нравственность в природе вещей.

А Сафо уже порвала с Филом, решив остаться на ее мифическом острове Лесбос, и она последовательна: бросается со скалы в море - и гибнет. Трагедия юности. В ней и предостережение для юных поколений во времена, когда все табу сняты.

Прекрасный фильм, как прекрасна юность в ее грезах и даже ошибках. Что ж, его можно принять за поэму о юности, что в наше время величайшая редкость - по чистоте и безошибочности замысла и исполнения. Вот фильм, достойный Оскара. Но он слишком хорош и прост, чтобы его заметили в США.

Автор сценария и режиссер - Роберт Кромби.
Актеры - Авалон Берри, Тодд Солей, Людмила Ширяева, Богдан Ступка...
Музыка - Маро Теодоракис и Микис Теодоракис.
Производство - Ялта фильм, Украина. 2008 г.

Жанр как «Эротика» указывается неточно, скорее в рекламных целях, и Описание составлено в том же духе. Вот оно: «Это провокационная история о безудержной любви и страсти, события которой разворачиваются на греческом острове Лесбос в 1926 году. Фильм о любовном треугольнике между парой американских молодоженов, Сафо - наследницей миллионера Сафо и Филом - начинающим художником, которые приехали на остров в медовый месяц, и дочерью русского археолога, Хеленой. По замыслу автора, этот любовный треугольник повторяет историю первой и самой популярной поэмы древнегреческой поэтессы Сафо про противоречивое сексуальное влечение».  (Скорее всего речь о свадебных песнях Сафо, в которых она пересказывала и историю Елены и т.п.)

Такое описание не совсем соответствует содержанию и прежде всего поэтическому содержанию фильма, что в данном случае исключает расхожие представления о треугольниках; нет здесь и «безудержной любви и страсти», а есть вольная игра юности с погружением в прекрасную природу и в миф, что неизбежно оборачивается драматическими коллизиями, с утратами, разочарованиями, разлукой.

Сафо бросается со скалы в море, пребывая все еще в сфере мифа: она должна либо погибнуть, либо обрести свободу от неразделенной любви. Она смело прыгала в воду с большой высоты и раньше, вполне возможно, она решила опасную игру, что в ее характере, довести до конца, вовсе не думая о самоубийстве. Это свойство юности. В ее смертельном прыжке больше жизни, красоты и счастья, чем в будущем, какое ожидает Фила и Хелену.

Фильм хорош подспудно проступающей лирикой Сафо, музыкой греческих композиторов и чудесной природой Тавриды, чему соответствуют диалоги и игра молодых актрис, безупречная операторская работа, - это в своем роде шедевр. Думаю, Сафо, явись она сегодня, приняла бы фильм с восхищением, поскольку он соответствует ее кредо:

Я негу люблю,
Юность люблю.
Радость люблю
И солнце.
Жребий мой - быть
В солнечный свет
И в красоту
Влюбленной.

Кто же такой этот Роберт Кромби? В фильмах Голливуда все есть, и мастерство, и прекрасные виды, и чудеса техники и фантастики, кроме поэзии во всей ее чистоте и свежести, чем буквально пронизан фильм «Сафо». Особенно просты и выразительны диалоги, буквально отдельные реплики, вроде бы игра, что тут же претворяется в действие, в ряд соблазнительных сценок, исчерпывающих развитие поэтической мысли фильма.
© Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены