C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php ФТМ. К проекту "Имя Россия". / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4(8) Октябрь-Декабрь 2008 года.

ФТМ. К проекту "Имя Россия".

                               I

Идея проекта «Имя Россия» несомненно связана с поиском национальной идеи, по сути, идеологии Российского государства после распада СССР, с торжеством антисоветизма, что оказалось самоотрицанием России, самоуничижением до юродства. Эта ситуация отразилась в именах, какие выдвигались в качестве символа, - от Сталина до Николая II и Антона Деникина... С первым - ясно, есть потребность в сильной руке, со вторыми - тоже ясно, эти из потерпевших поражение, творцов собственного краха, - сцены с перезахоронениями не прибавят им славы в веках. Это уже прояснилось.

Пушкин, Достоевский и Менделеев - великие имена, они бы прозвучали к месту в более спокойное время.

Столыпин - из ряда «белых генералов», с его военно-полевыми судами в мирное время, Никита Михалков давно утратил ориентиры и представления, кто есть кто в истории России. Александр II выступил как освободитель крестьян, но как это он сделал? Столыпин попытался исправить ситуацию, но лишь усугубил трагическое положение крестьян. Недаром оба были обречены на смерть.

Всем ясно: власти и СМИ озабочены популярностью имен Сталина и Ленина в современной России, вопреки самой разнузданной клевете в СМИ в последние десятилетия. Идет поиск альтернативы вождям советской эпохи, поскольку ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев, ныне выступившие за державу, пока не тянут на роли великих личностей в истории. Они все еще похожи на студентов, которых подхватили разрушители СССР себе в помощь, но уж слишком перестарались,  - у наших студентов - не чета гарвадским - хватило ума и воли остановить распад РФ. Но здесь они и замешкались, а Россия остается без идеологии, духовной основы единства нации и культуры.

Настоящую альтернативу Сталину и Ленину можно найти, конечно же, лишь среди великих государственных деятелей и полководцев в одном лице. Суворов здесь уступает первенство Екатерине II; Екатерина II уступает безусловно во всем Петру I, - у нее хватило ума лишь последовать за ним по его программе преобразований, но закрепостила крестьян, вместо дарования вольности наравне с дворянством, как в странах Западной Европы.

Что касается Ленина и Сталина, ясно, это не проходные фигуры для власти и СМИ. В диалогах на Первом канале им предназначена роль устрашающих символов, чем поспешил воспользоваться заранее Илья Глазунов, который столь воинственно всегда и всюду заявляет о своем православии и антисоветизме. Его герой - Иван Грозный - тоже не проходная фигура.

Александр Невский, несмотря на философское красноречие митрополита Кирилла, - это действительно в большей мере легенда, чем исторически актуальная личность, ныне востребованная, как никогда.

Есть такая личность. Это Петр I, царь-реформатор, не чета реформаторам-разрушителям Российского государства, по определению Николая Бердяева, «первый большевик на троне», как ныне осознано, зачинатель эпохи Возрождения в России.

У нас и поныне повторяют метафору поэта: «В Европу прорубил окно...», - а великое посольство как же выбралось в европейские страны? Петр I отчетливо сознавал, откуда пришли науки и искусства в страны Европы, вплоть до Польши, но нераденьем наших предков были воспрепятствованы проникновению в пределы Российского государства в XV-XVI веках, но теперь пришла и наша пора, как он заявил в речи при спуске корабля в 1714 году.

Ренессанс в странах Европы и в России в ее исторические сроки по своему значению - это великая культурная революция, с зарождением новых национальных литератур и расцветом мысли и искусства. Программу преобразований Петра продолжали осуществлять императрица Елизавета Петровна, Екатерина II и Александр I на государственном уровне и прежде всего в интересах дворянского сословия. При Николае I после жестокого подавления выступления декабристов при дворе воцаряется феодальная реакция против ренессансных явлений русской жизни и русского искусства, и отныне именно интеллигенция (дворянская, разночинная, купеческая) становится движущей силой Русского Ренессанса, с развитием классической русской литературы, архитектуры, живописи, музыки...

В России зарождается новый гуманизм. Во главу угла ставится не личность, а народ, сочувствие и сострадание к нему, - это и есть идеология освободительного движения, которое завершается Октябрьской революцией. Коллективизация и индустриализация страны, несмотря на перегибы и лишения, сопровождались новой, теперь уже всеобъемлющей культурной революцией, о чем сегодня меньше всего вспоминают, - голод, сталинские лагеря, тяготы войны не помешали народам СССР подняться до вершин мировой культуры.

На рубеже XX-XXI веков мы наблюдаем закат эпохи Возрождения в России, со всеми приметами закатных явлений, как и в странах Западной Европы в XVI -  начале XVII веков. Россия после распада и смуты может обрести себя не в каких-то либеральных ценностях, оказавшихся столь разрушительными для ее основ, а в достижениях русской культуры за три века Русского Ренессанса.

Петр I как зачинатель эпохи Возрождения в России, великий государственный деятель, полководец, мастер, гениальная личность, титан из титанов, безусловно первый и ярчайший символ новой России, - не сегодня новой, не в советскую эпоху, а с начала эпохи Возрождения.

Россия должна обрести свою великую историю и ренессансную культуру за три последние столетия, когда сформировалась русская или российская нация. Имя Россия, строго говоря, не имя кого-либо из самых славных исторических личностей, имя Россия - это имя народа, в единстве народов и проступает национальная идея, имя Россия -  российская нация, как она сформировалась в условиях Русского Ренессанса. Великое - в прошлом, но это наше сегодня и завтра, если мы достойны его.

                                  II

12 октября 2008 года на канале Россия состоялось обсуждение личности и деятельности Петра I. Похоже, эти обсуждения - далее от Сталина до Столыпина - будут идти все хуже и хуже, пристрастность и односторонность оппонентов проступают все больше. Виктор Черномырдин, не знаю, как это случилось, поведал нам о великом царе-реформаторе, хотя он волей случая сыграл роль Мазепы, которому с Карлом, то есть с Ельциным, удалось расчленить Российское государство на удельные княжества - в зените его могущества и славы. Отрицать значение Петра в истории России никто не может, но тайное или явное неприятие его личности и преобразований давно стало общим местом, по сути, одним из черных мифов о России.

Устроители обсуждения не нашли ничего лучше, как представить Петра кадрами из старого фильма, который, может быть, хорош для своего времени. Но ныне видно, известный актер не тянет на роль царя Петра, он слишком простонароден и простодушен у него, - это идет от романа Алексея Толстого «Петр I», слишком приземленного и бытового, что отчасти преодолевается в сценарии, поскольку явилась потребность в героизации образа царя-реформатора.

У Петра, кроме его роста, происхождения и сана, всегда и во всем, чем бы он ни занимался, проступало врожденное величие, ум и галантность, он был предтечей просветителей и куртуазности XVIII века, поскольку был представителем эпохи Возрождения как в странах Европы, так и в России. Отсюда его празднества, ассамблеи, любовь ко всем видам искусства, что питали все его начинания и преобразования. Его Летний сад, Петергоф, наконец, Санкт-Петербург... Кто мог все это задумать и осуществить, с перспективой развития на столетия? Лишь художник, мастер, титан из титанов эпохи Возрождения, да в России.

А у нас зациклились на жестокостях самодержца, да в большей мере выдуманных... Черномырдин повторяет, что Петра все ненавидели... Это неправда. Это царевич Алексей по своему ничтожеству и лени возненавидел отца; это церковники не приняли новых веяний, что повторил митрополит Кирилл из Стамбула, как монах времен Петра, и что на все лады повторяют славянофилы и западники и их современные последователи, приведшие Российское государство к распаду, к расчленению на «удельные княжества», как обещал король Швеции Карл XII.

Что церковь не приняла создание светского государства и светского искусства, понятно, но художник Илья Глазунов, кажется, ставит упрек Петру в том, что от иконописи на Руси повернули к освоению тайн живописи, как в эпоху Возрождения в Италии, с созданием русского портрета XVIII века, уникального явления в мировой живописи, что ныне осознано как ренессансное явление. Хороши у нас лишь иконы. Впору Илье Глазунову отказаться от живописи - с его обращением, как Сандро Боттичелли.

Никита Михалков, отдавая должное царю-реформатору, однако порицает его за Табель о рангах, необходимого установления в том или ином виде для всякого государства, якобы закрепившего рабство и чинопочитание в России, будто всего этого не было в избытке в так называемых цивилизованных странах. Только в России все рабы, заодно и в СССР. Это тоже из пропагандистских клише славянофилов и западников, что подхватили на Западе.

Кублановский высказал сомнительную мысль, почему Пушкин не закончил «Историю Петра»: видите ли, поэт узнал столько о жестокостях царя, в частности, как любовника инокини посадили на кол, что не решился обо всем поведать, а вернее, не пропустила бы цензура, но главное, ведь поэту просто не дали завершить свой труд - ни досуга, ни свободы, только цепи, приведшие его к гибели.

                      III
19 октября 2008 года состоялось полуночное обсуждение личности Сталина. Без представления телеведущего Любимова и председателя суда присяжных Михалкова взял слово Некто и загробным голосом произнес приговор одному из двенадцати кандидатов на высокое звание, как и сказать иначе, национального героя РФ. Приговор безапелляционный, который относился не только к Сталину, а ко всей эпохе, каких мало в истории человечества по свершениям и преступлениям, более того - ко всему советскому народу...

Кто это произносит суд над историей России? Впрочем, этот суд звучит в СМИ, не затихая ни днем, ни ночью, уже два десятилетия - это идеология разрушения великого государства, имя которой антисоветизм, а ныне ясно, по сути, антируссизм, та самая советология, которую на днях Дмитрий Медведев назвал параноей, что мы всегда знали, как и на Западе. Параноики плохо кончают. Как Гитлер. Как Ельцин. Черномырдин, благостный отец дефолта, выступал тоже тоном и видом прокурора; несли обычную диссидентскую параною и Илья Глазунов, и Юрий Кублановский, и Андрей Сахаров, и Сергей Миронов, и Ткачев, - одно и то же, тематика давно отработана, цифры скорректированы...

Но вот проблема: историческую память народов России стереть не удается, как нельзя повернуть историю вспять. Похоже, Никита Михалков начинает это понимать, Рогозин тоже, Сергей Капица... Обелять одних, чернить других - это примитив мышления на уровне зомби, вопрос - в широте и полноте взгляда на события истории и деяния известных личностей, к чему призывал еще Пушкин, а не в простом отказе от истории страны, со сдачей позиций великого государства, как делалось в последние десятилетия.

В политике нынешнего руководства РФ наметились серьезные сдвиги, но в российских СМИ мало перемен, что обнаруживают большинство участников обсуждения и телеведущий с Некто, упорно зализывающие крокодиловы слезы советологии. Деяния Сталина, и плодотворные, и гибельные, достойны самой беспощадной критики, но не деяния и жизнь народов Российского государства - это наша история, величественная и трагическая, высокая, полная романтики. Нет такой истории ни у одной из стран мира в XX веке. Но именно великая история страны подвергается самому оголтелому отрицанию, начиная с Октябрьской революции, вырвавшей Россию из бессмысленной для народов мировой бойни.

И тогда союзники бросились на Россию, чтобы принять участие в дележе ее территории с уже отпавшей Финляндией, затем Украиной и Кавказом, с развязыванием гражданской войны, что было бессмыслицей и предательством со стороны «белых генералов», поскольку они выступили против выбора народа и, естественно, потерпели крах. Большинство русского офицерства и солдат выступило в защиту революции и отечества. Ныне оплакивают немногих, пытаясь переписать историю, с полным отрицанием революции, великого события, что выделяет народы, определяющие ход истории человечества.

Революция развязала силы народа, как и преобразования Петра Великого, в чем самое существенное и плодотворное было приобщение всех к грамоте, к образованию, к культуре, - это была прежде всего великая культурная революция, нация пробудилась,  - россияне, как эллины в V веке до н.э.,  выступили в XVIII веке против непобедимой армии Карла XII, в XIX - против войск Наполеона, в XX - против армий почти всей Европы, - мы выступили против цивилизованных варваров и победили, к изумлению всего мира. Все эти три столетия Россия переживала эпоху Возрождения, определяя ход мировой истории. И вот, когда пришло время наконец осознать это, пусть на ее закате, у нас тщатся отказаться от великого прошлого, чтобы хоть как-то приткнуться на его обломках.

Россия, отказываясь от собственной истории, теряет самое себя, что мы наблюдали в последние десятилетия с отчаяньем, для миллионов непосильным. С кем из 12 она могла бы скорее обрести себя? Александр Невский, будь он выбран, останется всего лишь именем и смутным образом, как «Витязь на распутье». Ни Сталин, ни Ленин не пройдут, ведь их судят, чтобы покончить с ними навсегда. Все остальные имена останутся лишь именами. И Петр I на уровне понимания Черномырдина останется в ряду Ленина и Сталина.

Есть возможность по-новому взглянуть на личность и деяния державного мастера, зачинателя эпохи Возрождения в России, с осознанием идеологии Русского Ренессанса, но устроители обсуждения и участники еще не прослышали, похоже, ничего о Ренессансе в России, всецело пребывая в кровавых сумерках его заката.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены