Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4(8) Октябрь-Декабрь 2008 года.

Особенности русской нации. По поисковым фразам.

 После публикации статьи «О русской культуре и русской нации» участились запросы о русской нации в различных вариациях, об особенностях русской нации или этнических особенностях русской нации и т.п. И, видимо, как для сравнения «Особенности американской нации» и т.д. В статье «Русская культура XVIII-XX веков» я наметил пунктирно, как мне видится формирование русской национальной культуры и русской, или российской, нации за три столетия Ренессанса в России. Здесь совершенно новая постановка вопроса, и все же я опираюсь на представления специалистов, которые различают этнические культуры народностей и народов от национальной культуры как образования более позднего времени в рамках единого государства или культурного пространства.

Нынешнее состояние русской нации, или российского народа, в условиях активного процесса самосознания народностей и народов РФ с возрождением этнических культур, внушает тревогу, вплоть до растерянности, и прежде всего у русского народа, который не может замкнуться в пределах этнической культуры, будучи главным носителем национальной культуры. Здесь не смыкаются крайности русской мысли - славянофильство и западничество, что мешало самосознанию русского народа и русской национальной культуры даже в ее Золотой век, осознанию ренессансных явлений русской жизни и русского искусства.

Этническую культуру русского народа, как и других народов и народностей РФ, связывают с православием, даже прямо объявляют православной культурой, что, конечно, неточно, посколько этнические культуры сохранились в большей мере еще от языческих времен. Этническая культура с православием вольно или невольно противопоставляется национальной культуре как к чему-то заемному, хотя высшим ее представителем признается не Кольцов, а Пушкин. Пушкин православный, разумеется, отнюдь не ренессансный поэт.

Западничество в свою очередь тоже не высоко ценит национальную культуру, ориентируясь в большей мере на достижения бытовой цивилизации Запада. Таким образом, русская национальная культура не только не понята как ренессансная, она не воспринимается как высшее национальное достояние, с тем нет и самосознания нации, ее достоинства и величия. Распад СССР обернулся распадом не только единого культурного пространства, но и распадом национального самосознания. В подобных условиях и вспыхивает национализм всех оттенков и мастей.

Прежде всего нам надо разобраться в простейших вещах. Этнические особенности человека - это всего лишь природные данные, как пол, цвет кожи, цвет волос, цвет глаз, овал лица, линии носа и губ, - это как у животных, но для человека решающее значение имеет среда, сфера культуры, в какой он формируется как личность. А может и не сформироваться как личность, оставшись всего лишь представителем того или иного этноса по физическим данным, как одна из особей в стаде. На этом-то уровне самосознания и культивируется национализм, приверженность к этносу, а не к нации и к роду человеческому.

В любом человеке нас привлекает не его этнические особенности, а нечто, что отличает его как личность, его достоинство, что уже явление чисто духовное, культурное, с общим отпечатком нации или менталитета. Так, два американца, один белый, другой чернокожий, при всех внешних различиях, обыкновенно чем-то похожи, во всех их жестах, взглядах, в речи проявляется некий общий образ американца, когда этнические особенности отступают на второй план или вообще не имеют значения, - это черта американской нации, физиономия, менталитет американского народа, что постоянно шлифуется вольно или невольно, как атлет занимается упражнениями, ради выживания и успеха.

Нечто подобное обнаруживают и немецкая, и французская, и английская нации, пусть более однородные по этническим особенностям. Приезжая в США, англичане, шотландцы, итальянцы, латиноамериканцы и т.д. вскоре приобретают внешнее достоинство и шарм американца или американки... Могут и не приобрести, не выходя за пределы (по разным причинам) этнических групп, носителей этнической культуры. Для российского народа пример американской нации с ее конгломератом этносов наиболее знаменателен и прояснивает нынешнее, далеко не блестящее состояние русской нации.

Об особенностях русской нации можно говорить с полным основанием, лишь определившись с ее понятием и представлением. На первый взгляд, казалось бы, здесь все ясно: русский народ и есть русская нация, как американский народ составляет американскую нацию. А другие народы и народности РФ, которые не называют себя русскими и не относят себя к русской нации? Но ведь и в США живут люди различных национальностей, однако представляют себя все как американский народ и американская нация. Стало быть, народ и нация в масштабах государства - это не тот или иной этнос, а конгломерат этносов, суперэтнос.

В масштабах страны и в исторической перспективе складывается единый народ из различных этносов и этнических групп и осознает свое единство как нация. Единство народов и нации может осознаваться или, наоборот, оспариваться. Единство всегда предполагает и борьбу противоположностей. Негры как рабы, белые как господа, народ и привилегированные классы и слои - в борьбе противоположностей и складывается в ходе истории определенное единство, что и находит свое выражение в нации так же, как в национальном языке, в национальной литературе, словом, в национальной культуре, которая не сводится ни к одной из этнических культур.

Как современная нация российский народ сформировался в ходе преобразований Петра I, с зарождением новой русской литературы и с развитием светского искусства во всех его видах, что было явлением ренессансным, с расцветом поэзии и искусств в последующие века, что и стало национальной культурой, с ростом могущества Российской империи и СССР, с периодами застойных явлений и смут, войн и революций, что характерно для государств, определяющих ход истории человечества.

Но понятие русская, или российская, нация как самосознание народов и народностей Российской империи, носительницы новой национальной культуры, помимо этнических культур, не было выявлено, как и понятие национальной культуры в отличие от русской. Самосознанием нации выступила интеллигенция - дворянская, разночинная, купеческая, народная В советский период истории Российского государства единство народов и народностей получило определение «советский народ», но как нация не была осознана, и это в условиях самосознания народностей и народов как этносов, носителей этнической культуры, что лишь усилило центробежные силы, вплоть до распада СССР.

Таким образом, формирование русской, или российской, нации и соответственно национальной культуры, явлений ренессансных по всем признакам, но не осознанных как таковые и даже отрицаемых русской мыслью от славянофильства до западничества, от церкви до радикальной интеллигенции, шло подспудно, в отдельные периоды в крайне неблагоприятных условиях, неосознанно до конца, поэтому не культивировалось как при воспитании подрастающих поколений, ни модой во всех ее проявлениях, ни стереотипами массовой культуры, интенсивно воздействующих на молодежь, как в США с середины XX века.

 Воспитание стереотипами массовой культуры, блестящими поделками шоу-бизнеса и Голливуда оказалось более действенным, чем упор на идеологию в СССР. В соперничестве двух сверхдержав решающее значение сыграла мировая экспансия массовой культуры США. Недаром в пике противоборства сверхдержав в президенты США был избран актер Голливуда... Впрочем, это отдельная тема...

Но здесь уроки всех наших потерь, утрат, поражений - и уроки, как выйти из кризисного состояния национальной культуры, с самосознанием российского народа как нации, ныне пребывающей в состоянии распада и стагнации. Видимо, такова диалектика: через самосознание народов и народностей РФ, с возрождением этнических культур и веры, что все-таки в большей мере обращено в прошлое, только возможно и самосознание своего единства как нации, явления государственно-культурного в отличие от понятия российский народ, состоящего из различных этносов.

Самосознанию российской нации будет способствовать, наряду с процветанием РФ, к чему мы придем, и открытие ренессансных явлений русской истории и культуры, осознание наконец смысла и значения эпохи Возрождения в России. Следует иметь в виду, что самосознание народов и народностей РФ в отдельных республиках, с возрождением этнических культур, превратит эти республики в своего рода гетто, с этническими кварталами в городах, как в США и в странах Европы. Это мы видим уже сегодня в отдельных республиках и в крупных городах. Это результат нашего возврата назад.

Но этнические гетто и кварталы в США не мешают самосознанию американцев как нации, скорее даже способствуют самоопределению подрастающих поколений - оставаться ли в пределах этнической культуры, соответственно проживая среди своих, или отправиться в большой мир за американской мечтой, с освоением в той или иной мере национальной культуры, с идентификацией себя с американской нацией, культивируя стереотипы поведения, изыски моды во всех ее проявлениях, свободу, достоинство в повадках, вплоть до выражения лица и улыбки, независимо, кем ты по жизни пойдешь. Здесь особенности американской нации легко просматриваются, поскольку постоянно культивируются как в жизни, во всевозможных празднествах, в спорте и фильмах Голливуда, который вырабатывает эстетику и идеологию американского образа жизни, создавая образцы для подражания.

Формирование российской нации и национальной культуры шло иначе, в условиях преобразований Петра Великого, что стало началом эпохи Возрождения в России, в условиях войн и революций, с явлениями ее заката на рубеже XX-XXI  веков, чему мы сегодня свидетели. Пришла пора осмысления великой эпохи и самосознания нации, сказавшей миру новое словно, свершившей прорыв в будущее.
Иначе распад РФ в пике процветания и могущества, как и СССР. Без чувства единства нации и национальной культуры государство не может существовать.
©  Петр Киле.




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены