C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php ССД - код Апокалипсиса. Критика. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4(8) Октябрь-Декабрь 2008 года.

ССД - код Апокалипсиса. Критика.

 На просмотр фильма «ССД» я попал случайно и не стал бы смотреть его до конца, тем более тут раздавались протесты, если бы фильм не заинтересовал меня, к моему удивлению, разумеется, не по содержанию с таинственными кровавыми убийствами, а по форме, можно сказать, по эстетике, по чистоте жанра... И это вопреки странному замыслу и названию фильма: ССД - Смерть Советским Детям (Страшилки Советского Детства), - пусть это по детским страшилкам, но вполне в духе снижения и уничижения всего, что было в СССР, как повелось в СМИ в последние десятилетия.

И в русле этого уничижения и торжества свободы во всем телеведущая Анфиса Чехова, играющая роль ведущей реалити-шоу с десятью молодыми людьми и девушками из нынешнего поколения, которых привозят в заброшенный пионерский лагерь на территории с высокой современной оградой и охраной с собаками, очевидно, во владениях нувориша. Смысл шоу - некая игра с голосованием, кто должен выбыть первым и т.д., а последний герой получит заманчивый приз. Нечто вроде Дома-2 и т.п., равно нелепых, примитивных до одури лицензионных шоу по ТВ.

 Телеведущая не успевает ввести ребят в курс дела, как раздается голос вездесущего и всевидящего организатора, который шоу превращает в кровавую охоту с картинками страшных убийств, - правила изменились: кроме убийцы-невидимки, каждый должен стремиться выжить, даже ценою убийств. Фильм ужасов? Римейк?

Юноши и девушки вполне беспомощны, кроме одной влюбленной пары... Один из юношей стреляет в товарища, чтобы самому во что бы то ни стало выжить, и, кажется, он же добивается любви известной телеведущей, секс-символа современной России, ведь она себя играет в фильме, но даже для нее это уж слишком, она гибнет, как другие девушки...

Сцены ужасов иногда сменяются эпизодами расследования группой следователей спустя неделю после бойни... Что же во всем этом мне все-таки нравится? Фильмы ужасов Голливуда я давно не смотрю, бессмыслица в них все больше проступает. «ССД» не подражание, что всегда заведомо слабо, не пародия, что можно было бы принять, по жанру это триллер, ужасы, но не то, что не страшно, сознаешь, что это скорее понарошке, - нет грубого натурализма и антиэстетизма, особенно в поведении персонажей, сохраняется каким-то чудом мера, что большая редкость в современном российском кинематографе.

В Прологе фильма был показан пионерский лагерь в свое время, в ночь, с любовной сценой в лесу, с вмешательством некого существа с серпом, о котором в Эпилоге - спаслась влюбленная пара, она же совершила возмездие, рассекши серпом горло тайному устроителю кровавого реалити-шоу, - упоминает следователь, посетивший в уединенном загородном доме парочку, еще не совсем пришедшую в себя. Упоминается демон как главный виновник всего происшедшего. Это элемент фантастики или сказки, который фильм ужасов (по канонам Голливуда) превращает в классическую или романтическую историю, как у Пушкина или Эдгара По, осовремененную для экранизации. Если я не ошибаюсь, это весьма обнадеживающий успех российского кинематографа.

Лишь в конце фильма я узнал имя режиссера - Вадим Шмелев и вспомнил фильм «Код Апокалипсиса», боевик, снятый тоже как будто по стандартам Голливуда, с Анастасией Заворотнюк, которая в фильме предстала на порядок выше, чем в сериалах, и красивая, и боевая почти на полном серьезе. И здесь мне понравилась чистота жанра и безупречная стилистика фильма, когда о подражании говорить не приходится, просто жанр боевика или ужасов стал международным, со своими особенностями в китайском или японском кино, - Вадим Шмелев создал свой жанр боевика или ужасов, который может стать российским каноном, в отличие от зарубежных, каноном романтического или классического типа.

Сериалы я не смотрю, бесконечное варьирование простейших событий не по мне, но вчера в титрах «Синих ночей» по Первому каналу промелькнула имя режиссера - Вадим Шмелев. Правда, как одного из авторов сценария и, кажется, продюсера, а режиссер - Давид Ткебучава. Действие происходит в пионерском лагере, может быть, в том же, где действие фильма «ССД» спустя лет 20. С интересом просмотрел серию, предпоследнюю, которая вполне могла бы стать самостоятельным произведением, с последней серией.

Теперь в моих глазах два фильма «Код Апокалипсиса» и «ССД» соединились, по идейному смыслу, по стилистике, по поэтике, в которой нет ни тени снижения и уничижения всего и вся, что до сих пор культивируют российские фильмы, особенно те, которые рассчитаны на успех на зарубежных фестивалях, и нет стремления во что бы то ни стало следовать голливудским образцам. Известные жанры мирового кино освоены чисто художественно.

И вдруг прояснилось: ведь ССД и есть код Апокалипсиса, что, помимо ядерной угрозы, настигает молодое поколение, внешне вполне благополучное, которое постоянно подвергается всевозможным испытаниям, насилию во всех его видах, лишь часть которых попадает на экраны ТВ, ужасая нас, и воспроизведена в кадрах фильма как материлизовавшиеся страшилки из детства, но преуспевающей телеведущей Анфисе Чеховой, с ее квартирой в Париже, откуда унесли целый чемодан долларов свои же, если я не путаю ее с другой звездой шоу-бизнеса, все невдомек, что ее пир - пир во время чумы, ее пир рождает чудовищ, и ей не миновать возмездия.

Она и понесла возмедие под именем Алисы Тэн, чтобы завтра, как вампирша, ожить как ни в чем не бывало на экранах ТВ или на страницах журнала «Плейбой». Что говорить, гетеры бессмертны! Впрочем, не поэту на это роптать. Но Апокалипсис в самом деле пронесся над детством и юностью новых поколений в России, что и нашло свое чисто поэтическое, несмотря на ужасы, воплощение в фильме «ССД». Это уже не продукция шоу-бизнеса, а искусство. А это, хочется верить, признаки возрождения российского кинематографа.
©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены