C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Прощание с Пушкиным. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1(9) Январь-Март 2009 года.

Прощание с Пушкиным.

 Поисковая фраза, привлекшая мое внимание: что имеют в виду? Оказывается, «Прощание с Пушкиным» - это тема для изложения или сочинения, с началом «Набережная Мойки, дом Пушкина...», что запрашивают школьники, сидя в классе, срочно, в течение 10 минут они должны получить ответ, и есть сайты, готовые оказать им такую услугу... Остается переписать или сделать распечатку - и задание выполнено? Очевидно, учитель на уроке раскрывал тему, в учебнике есть материал на эту тему, с указанием темы для изложения или сочинения «Прощание с Пушкиным».

А ведь такое задание заведомо невыполнимо, тем более в течение 10 минут, даже для студентов. А шпаргалка, вынутая из интернета, не имеет никакого отношения к пронзительной теме - «Прощание с Пушкиным». Это лишь профанация, продолжение той линии, что прочертил в свое время Николай I над судьбой Пушкина.

Между тем эта тема возникла неслучайно, это отзвук одного из основных мотивов поэзии Пушкина, начиная с лицейских лет - с прощания с юностью и так далее. С открытием самоценности жизни во всех ее проявлениях обостряется чувство и ее скоротечности - это один из феноменов ренессансного миросозерцания от Петрарки и Шекспира до Державина и Пушкина.

Мотив прощания - это воспоминание в настоящем, перед разлукой или сразу после разлуки, когда настоящее еще длится и переходит в вечность, действительность преображается в воспоминании и предстает как прекрасная действительность - в полном соответствии с эстетикой классической древности и Ренессанса.

С лирикой Пушкина мотив прощания входит в нашу жизнь, в наши переживания любви и красоты, во все возрасты, и мы вместе с поэтом вступаем в пору юности и прощаемся с нею, мы с ним молоды и стоим у гроба...

Прощание с Пушкиным действительно началось у дома на Мойке, в котором поэт жил, в дни, когда весть о дуэли разнеслась по Петербургу, а затем и о смерти... Воспоминания и документы эпохи воспроизводят непостижимо странную картину, а если взглянуть с точки зрения Гоголя и Достоевского, можно сказать, фантастическую.

Князь П.А.Вяземский писал в письме к великому князю Михаилу Павловичу от 14  февраля 1837 года: «После смерти Пушкина нашли только 300 рублей денег во всем доме. Старый граф Строганов, родственник г-жи Пушкиной, поспешил объявить, что он берет на себя издержки по похоронам. Он призвал своего управляющего и поручил ему все устроить и расплатиться. Он хотел, чтобы похороны были насколько возможно торжественнее, так как он устраивал их на свой счет».

Казалось бы, естественно... Но власти думали иначе. «Итак, - продолжает князь Вяземский, - распоряжения были отданы, приглашения по городской почте разосланы.

Граф Строганов получил приказание изменить отданные распоряжения. Отпевание предполагалось в Исаакиевской церкви, в приходе дома, где умер Пушкин, вынос тела предполагался, по обычаю, утром, в день погребения.

Приказали перенести тело ночью без факелов и поставить в Конюшенной церкви. Объявили, что мера эта была принята в видах обеспечения общественной безопасности, так как толпа будто бы намеревалась разбить оконные стекла в домах вдовы и Геккерна».

Люди стекались к дому на Мойке, прослышав о дуэли, и еще в большем количестве, услышав о смерти Пушкина, - властям уже мерещилась народная манифестация, поэтому и были приняты чрезвычайные меры. Студентам Университета и профессорам запрещалось пропускать занятия. Было отменено представление «Скупого рыцаря» в бенефис В.А.Каратыгина.

Из черновика письма князя Вяземского: «Дом, где жил Пушкин, принадлежал к Исаакиевскому приходу, и выбирать тут было нечего. То же самое было бы сделано и с последним нищим, обитателем этого квартала».

«В день, предшествовавший ночи, в которую назначен был вынос тела, - пишет князь Вяземский, - в доме, где собрались человек десять друзей и близких Пушкина, чтобы отдать ему последний долг, в маленькой гостиной, где мы все находились, очутился целый корпус жандармов. Без преувеличения можно сказать, что у гроба собрались в большом количестве не друзья, а жандармы! Против кого была выставлена эта сила, весь этот военный парад? Я не касаюсь пикетов, расставленных около дома и в соседних улицах...»

Самое поразительное, слова князя Вяземского «весь этот военный парад» употреблены отнюдь не в ироническом смысле по отношению к «целому корпусу жандармов» в гостиной семьи Пушкина. В Петербурге действительно состоялся парад войск... Поначалу в Кавалергардском и лейб-гвардии Конном полках были назначены обычные эскадронные учения, столь любимые Николаем I, а затем были сделаны дополнения: 60 тысяч кавалерии и пехоты со всеми обозами были вызваны на площадь к Зимнему дворцу.

Тем самым был найден предлог для перенесения отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, утеснить всячески народ - парадом войск на другой день после отпевания Пушкина, когда его тело еще находилось в подвале Конюшенной церкви. Парад войск принимал, разумеется, Николай I, главный автор всей этой фантастики.

«3 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви, с телом Пушкина, в путь, - писал А.И.Тургенев, тот самый, который, волей судьбы поэта, привез юного Пушкина в Царскосельский Лицей из Москвы, - я с почтальоном в кибитке позади тела (имеются в виду дроги с гробом. - П.К.); жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».

«Жена моя, - записал в своем дневнике А.В.Никитенко, - возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом. - Что это такое? - спросила моя жена у одного из находившихся здесь крестьян. - А бог его знает что! Вишь, какой-то Пушкин убит - и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости господи, как собаку».

Пушкин по дороге к Святогорскому монастырю не миновал Тригорского, где жила П.А.Осипова. Младшая из ее дочерей - Екатерина Ивановна - вспоминала впоследствии: «Когда произошла эта несчастная дуэль, я, с матушкой и сестрой Машей, была в Тригорском, а старшая сестра, Анна, в Петербурге. О дуэли мы уже слышали, но ничего путем не знали, даже, кажется, и о смерти.

В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и 5 февраля 1837 года. Матушка недомогала и после обеда, так часу в третьем, прилегла отдохнуть. Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, а за ними длинные сани с ящиком.

Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда.

Какой ведь случай! Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами. Матушка оставила гостей ночевать, а тело распорядилась везти теперь же в Святые Горы вместе с мужиками из Тригорского и Михайловского, которых отрядила копать могилу.

Но ее копать не пришлось: земля вся промерзла, - ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом. Наутро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина, а с ними и мы обе - сестра Маша и я, - чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких.

Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни всем монастырским клиром с настоятелем, архимандридом, столетним стариком Геннадием во главе, похоронили Александра Сергеевича, в присутствии Тургенева и нас, двух барышень.

Уже весной, когда стало таять, распорядился Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно. Склеп и все прочее устраивала сама моя мать, так любившая Пушкина, Прасковья Александровна. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приезжала только через два года, в 1839 году».

ЭПИЛОГ (к трагедии «Мусагет»).

     Святогорский монастырь. Ясный весенний день. У могилы поэта три юные барышни с букетами из полевых цветов - то музы.

                   Х о р  м у з
В местах, где в ссылке он провел два года,
        И мирная воспета им природа
        В сияньи дня, во звездной мгле,
        Изгнанник на родной земле
                    И пленник,
        Сошел в кладбищенские сени.
        Пусть ныне торжествует рок.
        Тоску и грусть ты превозмог
              Души прекрасной песней,
        И жизни нет твоей чудесней!
        Мир праху твоему, поэт!
Да не умолкнут в бурях грозных лет
Поэзии высокой пламенные вздохи
              Классической эпохи.

Все это, видите ль, слова, слова, слова.
         Поэтов участь не нова.
Все светлое, поруганное, гибнет,
И плесенью могилы липнет
          К нему хула и клевета,
          И глохнет в мире красота.
А торжествует лишь уродство,
Играя важно в благородство.
Поэт! Покойся в тишине, -
          В неизмеримой вышине,
Где Феб рассеивает тучи,
Как солнце, светлый и могучий,
Встает и образ милый твой,
          Овеян высшей красотой.

Мотив прощания у Пушкина предполагает и встречу... Так, стихотворение «Для берегов отчизны дальной...» заканчиваются строками:

Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой -
А с ними поцелуй свиданья...
Но жду его; он за тобой...

Прощание с Пушкиным - это наше восхождение еще на одну ступень к прекрасному, стремление к любви и красоте вслед за его пленительной и трагической участью, единственной во всей мировой культуре. Звездный венец Ренессанса в России.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены