C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Мюзикл-комиксы Валерия Тодоровского. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1(9) Январь-Март 2009 года.

Мюзикл-комиксы Валерия Тодоровского.

 Ныне все чаще появляются фильмы, по времени действия связанные с советской эпохой, что заключает заведомый интерес, но вызывает в конечном счете скорее досаду. Авторы фильмов имеют в виду советскую эпоху, но, как правило, замечают лишь негатив, и создается усеченная картина, сосредоточенная на мелочах быта и обстановки, с обшарпанными стенами последних десятилетий и беспорядком во всем и повсюду.

Недавно прошел фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» - контраст между названием и содержанием настолько велик, то есть заявлено совсем не то, что показывают, у меня не хватило терпения его просмотреть. С фильмом «ССД» Вадима Шмелева, я думал, будет то же самое, но фильм с интересом досмотрел до конца.

С новым фильмом «Стиляги» все же пришлось досидеть перед экраном, поскольку он представляет из себя целый арсенал идей и приемов, задействованных в поисках жанра и стиля от мюзикла до комиксов, вполне в русле исканий основных персонажей фильма, что было бы интересно и продуктивно, если бы не постоянное возвращение к теме стиляг конца 50-х годов XX века, что не было сколько-нибудь заметным явлением, чтобы зацикливаться на ней даже в рамках одного фильма.

По идейной нагрузке сразу ясно - здесь критика советской действительности в той сфере жизни, где явились было впервые модники в узких брюках после господства брюков-клеш, явление естественное в развитии моды, но чему было придано идеологическое значение и прежде всего носителями узких брюк, видите ли, они бросают, как они думали, вызов государственной идеологии во имя свободы духа и быть непохожими на всех. Соответственно, разумеется, встретили отпор с преследованиями, что очень скоро сошло на нет, и идеологическая борьба двух систем развернется на новом уровне в 60-е и в 80-е годы, с прояснением итогов на рубеже XX-XXI веков.

Стало быть, в фильме «Стиляги» зафиксированы первые шаги такого явления, как диссидентство интеллигенции, что в известной степени предопределило распад СССР. Теперь весь вопрос, как относиться к распаду СССР - как к победе «свободы и демократии» или как к исторической катастрофе.
У нас в СМИ и в российском кинематографе в последние десятилетия задают тон силы, которые твердят о «свободе и демократии», соответственно, весь советский период Российского государства зачеркивается. И российские фильмы снимаются в том же тоне. Сколько в них правды?

Слово «стиляга» по своему значению имеет уничижительный смысл, природа языка, а не советская идеология, запечатлела смысл явления. Конечно, как понятию «дворняга», можно придать слову «стиляга» добродушный, дружеский смысл. И все же это слово в советскую эпоху имело однозначно отрицательный смысл. И название фильма несет отрицательный смысл. Но отрицание в идеологическом плане переносится на советскую действительность первого послевоенного десятилетия, что по большому счету некорректно, с противопоставлением огромной коммунальной квартиры, напоминающей кварталы бедноты в западных странах, и шикарных апартаментов партийной верхушки, что и порождает протестное движение в среде молодежи, - явление повсеместное, но подвергается отрицанию лишь советская идеология.

Казалось бы, режиссер фильма Валерий Тодоровский нашел более плодотворную форму - жанр мюзикла, к которому идеологическая борьба не пристала, и фильм состоит из серии великолепных видеоклипов, но как только автор вспоминает о фабуле, о монстрах, выступающих против стиляг, хотя последние ничем не лучше первых, возникает гнетущая ситуация, что, впрочем, тут же снимается компьютерной графикой, то же самое комсомольское собрание, которое могло бы быть так всецело и разыграно, но имитация собрания в начале, как и преследования стиляг, подается реалистично, мол, вот как в СССР измывались над инакомыслящими.

Поскольку в фильме мы не видим никого, кроме трех основных персонажей: сына высокопоставленного чиновника с внешностью и ролью Элвиса Пресли, который и распространяет вокруг себя новомодные идеи, юношу из рабочей семьи, студента, который примыкает с стилягам, и девушку, которая культивирует, вероятно, свободу отношений, посмотрим, что они из себя представляют?

А ничего. Это комические фигуры, автор фильма с ними тоже не церемонится, как и с их гонителями. В главные герои выходит тот, который учится играть на саксофоне, но отнюдь не как музыкант, - музыкальный инструмент в данном случае - это всего лишь знак моды, как и прическа кок, - он выходит в главные герои, поскольку чего-то добивается, в частности, любви девушки, которая, впрочем, разодета, как модель из современных тусовок, соответственно, забеременев, неизвестно от кого, выходит замуж за парня, над которым всячески издевалась, а тот и стоил того, это же комический персонаж в жизни, над которым продолжает издеваться жена: родив от негра, даже не сообщила мужу, - сюрприз для всех, включая тестя, матери, компании стиляг, - последние оказываются наиболее продвинутыми, даже разыгрывают с умильными лицами известный эпизод из фильма «Цирк». Не думаю, что стиляги с их поклонением Западу хорошо относились к неграм, как ко всем угнетенным советские люди. Это же 50-е годы, сегрегация в США еще в полном разгаре.

Зрители обратили внимание на концовку фильма, когда до персонажей доходит, что в США нет стиляг: главный герой, получивший в подарок отливающий золотом саксофон от приятеля, гонит его вон... Что это? Разочарование? Но ведь ему все нипочем. Он ликует и идет по Москве, а к нему присоединяется молодежь мира, как на всемирных фестивалях советской эпохи, к нему присоединяется и его жена, потерявшая всякий шарм валютной проститутки.

Все, конечно, наоборот, это наши стиляги растворились, как капли в море, в молодежном движении 50-60-х годов  XX века.

На одном из сайтов, рекламирующих фильм, приводится синопсис: «Это история Москвы начала пятидесятых, в которой компании молодых людей приходится бороться за право быть не такими как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться и конечно же любить. Популярные и по сей день шлягеры тех лет, сложнейшие хореографические номера, лихо закрученный сюжет, пронзительная любовная история и роскошные декорации не оставят равнодушной самую широкую зрительскую аудиторию».

Увы! На поверку все здесь обман. Одеваться и любить не как все оборачивается женитьбой на девушке, которая, забеременев неизвестно от кого, выходит замуж за парня, над которым измывалась, и рожает от негра. И это «пронзительная любовная история»? Может быть, на уровне комиксов?

О сюжете. Некоторые говорят о сюжете фильма как его достоинстве, другие сюжета не видят, и это объяснимо. У фильма как мюзикла сюжет не просматривается, а есть всего лишь серия великолепных видеоклипов, в принципе никак не связанных с советской эпохой, тем более конца 50-х годов, а по хитам отчасти отдающими 80-ыми годами, а по материалу и костюмам - напрямую с современными тусовками. Фабула возникает время от времени в связи с гонениями, каким подвергались стиляги, при этом комсомольские активисты не включены в мюзикл, у них нет своих песен и своих танцев, а исторически, мы знаем, они были, песни военных и послевоенных лет, которым, разумеется, стилягам нечего было противопоставить, у них вообще еще ничего не было за душой, кроме стремления чем-то выделяться, не самое похвальное свойство молодежи всех времен и народов. Возводить это обезьяничанье в достоинство личности смешно. Сузить брюки, укоротить юбки, проделать в ухо или в нос особого вида кольца - это все игра, которая была во все века и будет в тех иных формах. Причем здесь советская идеология и СССР, что нужно поносить по сей день?

Если преследовать молодежь за узкие брюки было примитивно, еще более примитивно выставлять в качестве поборников свободы и демократии безусых юнцов, какие и по сей день - в условиях торжества свободы и демократии - рядятся кто во что горазд. Односторонность взгляда никому не приносит пользы, и левым, и правым, особенно искусству. Вот мы и видим, как превосходный мюзикл из серии видеоклипов время от времени превращается в примитивную агитку, ранее были карикатуры на стиляг, теперь на комсомольских активистов - на том же примитивном уровне, когда искусству конец. Мюзикл превращается в комиксы, а это нарушение жанра, из чего ничего хорошего не выходит.

Словом, сюжет фильма чисто идеологический, что советский кинематограф в лучших фильмах всегда преодолевал, а содержание музыкальное, но без внутренней фабулы, лишь серия более или менее удачных видеоклипов... Можно ли это считать достижением? Ответ однозначный: нет. Нельзя безнаказанно выступать против идеологического примитива, игнорируя всем богатством жизни.

Иначе что выходит: стиляги появились из подражания Западу, где не было стиляг. Вскоре случится нечто посерьезнее: явятся диссиденты, те же вчерашние стиляги, которые объявят страну, в которой живут, «империей зла», поверят в это с подачи ЦРУ, которое, разумеется, руководствовалось отнюдь не «правами человека», а иными, куда более существенными мотивами.

Я менее всего склонен относиться критически к фильму «Стиляги». Просто ничего хорошего нельзя было создать, как и со «Страной глухих», на таком материале и с такой идеей. Вообще борьбу с советской эпохой лучше оставить. Бороться с великой эпохой в истории человечества - это верный способ впасть в ничтожество, что и демонстрирует современный российский кинематограф.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:

продажа секционных ворот


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены