Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1(9) Январь-Март 2009 года.

Страничка поэзии.

 На днях был запрос: «Хочу любви». Поэт, как эхо, невольно отзывается.

Хочу любви. Что делать?
Хочу любви всё детство.
О чём все помыслы мои:
Хочу любви, хочу любви -
Поют живые струны...
Хочу любви всю юность.
В венке из красных роз
Хочу любви до слёз.
И в радости, и в грусти
Хочу, хочу быть лучше
И с пламенем в крови
Сгораю я в любви.
Ведь мы того достойны,
Любви певуче-знойной.

Запрашивают постоянно в различных вариациях стихи о женской красоте. Вероятно, девушки и молодые женщины, хотя стихами о женской красоте должны бы зачитываться прежде всего молодые люди. Но демография моего сайта, появившись относительно недавно, меня весьма поразила: к примеру, из 600 в сутки - 250 женщин старше 20; 200 - младше 20; 100 мужчин старше 20; 50 - младше 20. Соотношение: 450 - 150. Таким образом, престиж страны как самой читающей сохраняют женщины, а мужчины явно подкачали. Впрочем, в России со времен Пушкина именно барышни и дамы составляли основной контингент читающей публики.

Стихи о женской красоте. Вот тут задача. Конкретно и не вспомнить. Поэты исходили скорее от любви, а не восприятия красоты женщины, даже живописцы... Поэты поют любовь, хотя она возбуждена индивидуальным обликом и обаянием женщины, которая может не отличаться красотой.
«Я помню чудное мгновенье...» - это лишь впечатление от конкретного облика молодой Анны Керн.
Шекспир даже рисует облик его возлюбленной, исходя от обратного, уходя от поэтических штампов.

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь...

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шестуют богини,
Но милая ступает по земле.

Это о смуглой леди сонетов Мэри Фиттон, как теперь выяснилось, прототипе Джульетты, Офелии, Дездемоны и Клеопатры. Отрицанием пышных сравнений поэт воссоздает образ возлюбленной, земной женщины, которая ступает по земле как живая богиня. Это его любовь возносит ее  и передает в вечность.

Так что же это такое - женская красота, что возносят поэты? Это меньше всего внешность, тем более в филигранной косметической обработке, что из той же сферы пышных сравнений, с которыми носятся стихотворцы, парикмахеры и стилисты, по моде подчеркивая шарм и сексуальность.

Но это редко сиянье женской красоты, что есть воплощение любви, о чем поют поэты. Женская красота по сути своей синоним любви, ее праформа. То же самое, видимо, что и Вечная Женственность.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Мудрено найти стихи о женской красоте в мировой лирике, тем более в наше время, когда она всего лишь продукт моды и шоу-бизнеса, а любовь снята сексуальной свободой. Но, возможно, именно поэтому возникает потребность в стихах о любви и женской красоте.

Говорят даже о поэтическом буме в России, что выражается пока, правда, в выступлениях молодых поэтов в кафе, в ночных клубах, на сайтах устраиваются конкурсы, при этом, разумеется, идут в ход прежде всего прикольные стихи, сленговые и матовые, что критики не принимают за поэзию. Но обращение к стиху, с появлением слушателей, - это уже благо для молодых поколений, а обращение к поэзии станет благодатью.

У меня даже возросла решимость, а идея давно являлась, открыть на сайте раздел «Сокровища русской лирики», с переводами охватывающей всю мировую поэзию. Это будет уникальная антология поэтических шедевров в море поэзии, которые, как маяки и созвездия в ночи, как зори, как весеннее небо и солнце, манили меня к странствиям, как аргонавтов золотое руно. С ними недаром был и Орфей.

 
                  *  *  *
Некая Алина, возможно, это псевдоним, напомнила мне о стихотворении Лермонтова «Она не гордой красотою...», да в связи с 130 сонетом Шекспира, строфы из которого приводятся выше. Вот стихотворение о женской красоте юного поэта!

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как воспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Это портрет Вареньки Лопухиной. Ее образ постоянно присутствовал в ходе работы поэта над поэмой «Демон», с превращением испанской монахини в грузинскую княжну, но он в ней, как прежде, видел ту, в конце концов, сведя ее с Демоном.

И часто тайное сомненье
Темнило светлые черты;
И были все ее движенья
Так стройны, полны выраженья,
Так полны милой простоты,
Что если б Демон, пролетая,
В то время на нее взглянул,
То, прежних братий вспоминая,
Он отвернулся б - и вздохнул...

И Демон видел...

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены