C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Любовь, или кредо диссидента. Рецензия на фильм "Тарас Бульба". / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 3 (11) Июль-сентябрь 2009 года.

Любовь, или кредо диссидента. Рецензия на фильм "Тарас Бульба".

 Вместо рецензии на фильм «Тарас Бульба» Владимира Бортко, я ограничился было откликом на 200-летие со дня рождения Н.В.Гоголя в статье «Судьба Гоголя». А фильм даже смотреть не хотелось, хотя Владимир Бортко, кажется, единственный из современных режиссеров, которому еще в какой-то мере удаются экранизации русской классики. Судя по статьям записных кинокритиков, которые взахлеб славословили фильмы «12», «АдмиралЪ» и т.п., фильм «Тарас Бульба» явно не удался. Но критические замечания звучали странно...

В фильме не находили ни одного живого лица, кроме эпизодического, у Гоголя трагикомического, как он обыкновенно выводил евреев, исторически и поэтически точно, в чем нет ни тени антисемитизма. Ведь в том же плане он изображал всех своих персонажей из украинцев и русских. Или не одобряли боевые действия...

Или пускались в рассуждения по истории казачества, а с историей у современных режиссеров и критиков вообще обстоит дело плохо, поскольку они отметают советский период русской истории заведомо как диссиденты и националисты из той же Украины, то есть представляют из себя зомби, взращенных на стереотипах антисоветизма американской пропаганды.

Светлана Степнова, признавшись, что повесть «Тарас Бульба» в школе так и не осилила, подвергла отрицанию и сценарий, и фильм, запутавшись с жанром произведения Гоголя, соответственно, и фильма Владимира Бортко. Критик договаривается до того, что из повести Гоголя надо было вычеркнуть слово «товарищ», поскольку оно в ее понятиях связано с советскими временами, а это НЕЛЬЗЯ.

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья...

Это - НЕЛЬЗЯ!

Это реакция зомби. Здесь водораздел между русской историей, русской классической литературой и диссидентской рефлексией, унавоженной щедро директивами Даллеса по развращению непокорного народа. Здесь причина кризисного состояния российского кинематографа и вообще российских СМИ.

Владимир Бортко - один из немногих кинорежиссеров, который осознал пагубность такого пути. В фильме «Тарас Бульба» он обращается к первоистокам новой русской истории и культуры, как и Гоголь, который, родившись на Украине, сознательно связывает свою будущность с российской словесностью, как Левицкий и Боровиковский - с русской живописью. Это была эпоха Возрождения в России, как ныне мы осознаем.

«Тарас Бульба» не историческая повесть, а эпос, как жанр «Илиады» Гомера - эпос, то есть миф, - полулегендарная история, которая, если судить по историческим приметам, длится  больше ста лет - от Запорожской вольницы конца XVI века до времени, когда в Киеве открылась Академия, где обучались сыновья Тараса Бульбы, не просто казаки, а представители новой эпохи. По поэтическому содержанию и форме «Тарас Бульба» - возрожденческая новелла, недаром любовная история Андрия лежит в основе ее сюжета.

От возрожденческой новеллы, всегда погруженной в легендарные события, требовать исторической и бытовой достоверности, как то делают критики, вот уж действительно нельзя, глупо, только обнаруживать свое невежество, не говоря о стереотипах зомби, в кого превратились недавно столь продвинутые диссиденты.

Возрожденческая новелла по своей поэтике пафосна, основана на дружбе и любви. У Гоголя - в противовес «Старосветским помещикам» и «Миргороду», историко-бытовой прозе жизни, - повесть «Тарас Бульба» особенно пафосна, тем более что речь идет о свободе и отчизне на все времена. Но это - высокое чувство любви к отечеству - ныне вообще публика воспринимает с трудом, за время распада СССР привыкли ерничать над всем высоким и героическим, в полном соответствии с директивами Даллеса.

Возможно, следовало начать фильм проще, а не с пафосного выступления Богдана Ступки о товариществе, которого нелегко принимать за Тараса Бульбу, слишком уж это рефлексирующий актер. После пафосной сцены переход к хрестоматийной - встрече отца с сыновьями - тоже испытание, вступительная пауза, которая естественна в повести, а в фильме нужна завязка действия, что наступает постепенно, лишь с развитием военных столкновений фильм определяется по жанру как боевик, соответствующий современным стандартам и первоисточнику...

Владимир Бортко, естественно, сознавал, что с фильмом по повести Гоголя, известной детям по школьной программе, интерес к которой ныне и вовсе упал, он обращается именно к молодежи. Боевые действия с зияющими ранами и потоками крови были кстати, и это не было чем-то чисто показным, как в голливудских фильмах, а полное впечатление - это живые раны и живая кровь. Жестокие времена! Эпос, миф, легенда  превращаются в реальность, будто события происходят сегодня на наших глазах. А это уже больше, чем игровое кино со спецэффектами.

Гоголь, вольно или невольно придерживаясь поэтики возрожденческой новеллы, предоставил кинорежиссеру возможность разыграть любовную линию сюжета фильма на современном уровне, где-то с голливудскими приемами, с привлекательной по-настоящему любовной парой. При этом любовная линия не была вставной, как часто в фильмах Голливуда, а основным узлом сюжета повести и идейной основой всего фильма.

Тема товарищества, тема святой веры, что сливается с любовью к отечеству, противопоставляется теме предательства, на что идет Андрий - а ведь могло быть просто по увлечению красавицей, которая оказалась полячкой, - сознательно, как Мазепа, с ним ясно, он и был поляк, как впоследствии диссиденты и ныне торжествующие победу на развалинах Российского государства.

«Что мне отец, товарищи и отчизна? Кто сказал, что моя отчизна - Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего...»

Это кредо диссидентства, что стало идеологией российских СМИ, российского кинематографа, с добавлением лозунга: «Обогащайтесь!» Это кредо и украинских националистов во главе с Ющенко. Вообще сегодня украинцам отчаянно трудно, не только с Ющенко, а с отказом от собственной вместе с Россией великой истории. Остаться с Мазепой - против Петра Великого? Остаться без Гоголя и Пушкина, Левицкого, Боровиковского и без русской культуры? Ради чего?

Ради полячки, которую один из критиков называет принцессой, а за «формы» актрисы Магды Мельцаж готов предать Родину, если бы та поманила его пальцем? Не поманит. Да и плохо он ее разглядел. Какие формы? Фигурка обычная, лишь лицо прекрасно, да и то, когда она смотрит на того, кто ей приглянулся от души.

Возможно, Игорь Корнелюк тоже остался неравнодушен к прекрасной полячке, он наполнил эпическое полотно лирическим рефреном, что связывается не с любовью к отчизне, а с любовной историей Андрия и Эльжбены, с историей, как ни крути, предательства с рефлексией инакомыслия, что неизбежно плохо кончается.

Надо прямо сказать, Владимир Бортко созданием фильма «Тарас Бульба» совершил художнический и нравственный подвиг. Художник воззвал к соотечественникам: вы с кем, с Россией, или вам все равно, где обогащаться и процветать? Обогащаться и процветать, разумеется, за счет и своих соотечественников.

Кинокритики отозвались обычной диссидентской рефлексией. Боже! В какой стране мы живем? Впрочем, в подобных случаях и говорится: «Сколько веревочке не виться, все будет конец». Диссидентство по природе своей - инакомыслие немногих, а русская классическая литература была и останется философией и идеологией России, как это было и в советский период истории Российского государства. Пора это осознать власть имущим, с обретением национальной идеи, лишь момент отрицания отрицания плодотворен в развитии общества.

Любовь, или сексуальная неудовлетворенность, что воспринимается и как несвобода вообще и сексуальная в частности, несомненно один из источников инакомыслия, что может далеко повести человека, что гениально предугадал в одном из своих персонажей Гоголь. Диссидентское умонастроение, тех же стиляг, даже судя по фильму Валерия Тодоровского, совершенно отчетливо обнаруживает сексуальную подоплеку. Эта та сфера, в которой интеллигенция всего легче заслушивалась сладкозвучными голосами сирен, чтобы исчезнуть как гуманистическая прослойка Российского государства вместе с его распадом.
©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены