Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 3 (11) Июль-сентябрь 2009 года.

"Русская литература эпохи Возрождения". По поисковым фразам.

 Меня обрадовал запрос «Русская литература эпохи Возрождения». Просто и ясно. История и эстетика русской литературы сразу предстают в новом свете, не в заимствованиях и в приобщениях в отношении литератур стран Европы, к чему сводят по сей день, а в ее собственном развитии, с формированием литературного языка из народного и жанров, общих для всех литератур мира, как было и в Италии во времена Данте и Петрарки, только на Руси в условиях преобразований царя-реформатора, осознанных ныне как начало Ренессанса в России.

Подобного рода запросов становится все больше, хотя издатели все не решаются выпустить мою книгу «Ренессанс в России» (2002), хорошо еще, что ее электронная версия получает все большее распространение.

Тут же еще запрос: «Гоголь. Эпоха Возрождения». Или: «Эпоха Ренессанса в России. Представители». Такой запрос с вариациями. Или: «Почему в России была эпоха Ренессанса?» И, самое примечательное, с началом учебного года просто читают отдельные статьи из книги «Ренессанс в России», словно заранее знают ее содержание.

Русская литература эпохи Возрождения. Она зачинается с од Ломоносова и Державина, что по стилю соответствует возвышенному тону поэзии и прозы поэтов и мыслителей эпохи Возрождения в Италии, с переходом от латинского на народный итальянский язык (тосканское наречие), как в России с латинского и церковнославянского на русский (московское наречие). Статья о Ломоносове называется «Гений Возрождения», что ни у кого отныне не может вызывать сомнений.  

Оды Ломоносова по эстетике и по причудливому богатству содержания - барокко, но это не то барокко, которым завершается эпоха Возрождения в Италии, полное смятенья и мистицизма, и которое проступило было и на Руси в XVI-XVII веках, что отмечал академик Лихачев как признаки Предвозрождения, а Возрождение, мол, не вызрело. На барокко, исполненном смятенья и мистицизма, Возрождение и не могло вызреть, это был отголосок конца, на Руси предчувствие конца средневековья, что наступит с началом преобразований Петра I.

Эстетика Ренессанса, как она развилась в Италии, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, изначально заключает в себе особый синтез барокко и классицизма, связанных с библейской и древнегреческой мифологиями в миросозерцании художников. У Микеланджело мы видим проявления барокко, у Рафаэля - классицизма, вместе с тем у обоих это ренессансная классика, которой достигают далеко не все художники эпохи Возрождения. У многих изначально проступает барокко, что и будет осознано на закате Ренессанса как барокко, исполненное смятенья и мистицизма.

То, что в странах Западной Европы в XVII веке утвердились барокко и классицизм как художественные направления, вовсе не означает, что Россия с началом преобразований Петра I приступила к заимствованиям и приобщениям. Это было бы всего лишь эпигонством, что, впрочем, в развитии цивилизаций и культур широко распространено.

Строительство Петербурга начинается с барокко не случайно: это выбор царя, барокко в его характере как личности, с его быстрым умом и беспокойством, как у Ломоносова и Державина, и выбор архитектора Трезини, который успел увидеть Москву, ознакомиться со средневековой русской архитектурой, так барокко становится эстетикой Ренессанса, идущей по восходящей линии, возвышенное и праздничное уже у Растрелли и Ломоносова.

Следует заметить, русское барокко изначально связано не столько с библейской мифологией, царь Петр отодвинул церковь в сторону, а с мифологией Древней Греции и Рима, и именно античные боги, начиная с празднества в Летнем саду в честь Венеры, постоянно присутствуют во всех празднествах в честь русского оружия и побед, поэтому переход к классицизму при Екатерине II тоже отнюдь не заимствование, если даже сама императрица так думала, а обнаружение другой ипостаси эстетики Ренессанса, с достижением ренессансной классики в архитектуре и живописи уже в первой трети XIX века, с выходом на первые позиции в дальнейшем новой русской лирики, прозы и музыки.

Эпоха Ренессанса в России. Представители. Издать книгу под таким названием - у нас наново откроют русскую историю и русское искусство, вместо самоуничижения и юродства, с обретением вновь достоинства великой нации и великой страны. Разумеется, это дело специалистов по всем видам искусства.

Вот примерный список высших представителей эпохи Возрождения в России.

Лирика и проза. Ломоносов, Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин и его плеяда, Лермонтов, Гоголь, Фет, Тютчев, Некрасов, Гончаров, Тургенев, Лев Толстой, Достоевский, Островский, Чехов, Горький, Леонид Андреев, Брюсов, Блок, Маяковский, Есенин, Булгаков, Шолохов, Катаев, поэты-песенники XX века.

Пластические искусства. Трезини, Земцов, Никитин, Матвеев, Франческо Растрелли, Баженов, Казаков, Старов, Кваренги, Камерон, Шубин, Щедрин, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Захаров, Росси, Кипренский, Карл Брюллов, Иванов, Федотов, Венецианов, Саврасов, Крамской, Перов, Ге, Верещагин, Суриков, Репин, Васильев, Айвазовский, Шишкин, Куинджи, В.Васнецов, Нестеров, Левитан, Коровин, Серов, Врубель, Бенуа, Сомов, Кустодиев, Малявин, Юон, Петров-Водкин, Шехтель...

Музыка. Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Танеев, Глазунов, Лядов, Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Мясковский, Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Щедрин...

Это далеко не полный список выдающихся поэтов, писателей, художников, архитекторов, музыкантов и композиторов, но впечатляющий для каждого, для кого эти имена не пустой звук, а целые миры поэзии, высшей жизни, высоких дерзаний и красоты. Эпоха Ренессанса в России, восходящая вновь после заката, после веков непонимания, уничижения и самой разнузданной клеветы в последние десятилетия, предстанет, как с новым восходом солнца, величественной, трагической, блистательной навечно, вся пронизанная лирикой и пафосом гуманизма русской музыки.
©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены