Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4 (12) Октябрь-Декабрь 2009 года.

Россия в черно-белом цвете. Рецензия на телесериал "Исаев".

 Фильм о молодости Штирлица? Пришлось посмотреть, да сразу три первые серии, не ожидая ничего хорошего. Два с половиной часа промелькнули быстро, чего давно не бывало. Эстетика сериала - новость для современного российского кинематографа. Здесь несомненно успех. Но идеология антисоветчины все же проступила. Россия в черно-белом цвете, Эстония в те же годы и дни в ярком цвете. Как же - почти Европа. Ревель показан и сверху, а Москва - лишь на уровне первых этажей, с фигурками солдат. Россия во мгле. И все же черно-белый цвет эпизодов в России воспринимается естественно, поскольку нет излишнего надрыва и уничижения, на чем терпит крах российский кинематограф в последние десятилетия. А яркий цвет, в котором предстает Эстония-Европа, как всевозможные шоу на телевидении сегодня, становится разоблачительным, но это помимо воли режиссера.

Музыка окрашивает черно-белый цвет в чудесные тона грусти и оптимизма.

Вчера вечером показаны сразу две серии. Почему две? Ведь новые телесериалы показывают по одной серии? Эти вопросы возникают, потому что тут проступает расчет на успех во что бы то ни стало, с осознанием, что получилось совсем не то, что хотелось. Показать одну четвертую серию, содержание которой сводится, - с замедлением действия и со спадом темпа первых трех серий, в которых были сокращены даже объявленные эпизоды о том, как Исаев стал разведчиком, побывал на Дальнем Востоке, где шла еще гражданская война, с батальными сценами, - к приезду главного персонажа в Ревель, значит, провал. К сожалению, пятая серия не спасает ситуации. Создается впечатление, что создатели фильма и канал «Россия», сознавая провал проекта, начали массированную обработку общественного сознания, пустив в ход чуть ли не эффект 25-го кадра.

А режиссер Сергей Урсуляк на пресс-конференции заявил: «Чем меньше вы будете думать о «17 мгновениях весны», тем легче вам будет жить». Вроде бы в шутку. Но при просмотре сериала ее смысл проступает с полной очевидностью. Нам предлагают меньше думать о великой эпохе, о большом кино, - масштабы не те, не потянуть, - и принять позицию создателей фильма и канала «Россия»:

« - Это фильм не про советскую власть, не про антисоветскую власть, мы снимали историю молодого человека, который оказался между двух воюющих сторон, он принимает решение, с кем ему быть, и при этом сомневается в правильности своей позиции. Я, скорее, делаю фильм не об Исаеве, а о том, как сложно быть своим среди чужих и и чужим среди своих. И мне кажется, что наш герой пережитую в молодости драму никогда не забывал».

Разумеется, не про советскую власть,  - она отвергнута и предстает в черно-белом цвете, а «антисоветской власти» в 20-е годы еще не было, отчасти разве что в Эстонии, она окрашивается в яркие современные цвета, как рекламные ролики, с которыми материал сериала не справляется. В четвертой и пятой сериях темп первых трех серий спадает резко, а действия для детективно-приключенского фильма маловато, граф Воронцов превращается в чуть ли не в комическую фигуру, Исаев еще не сделал ни одного шага как главный герой. Да, это же «фильм не об Исаеве», а всего лишь современная рефлексия создателей фильма.

Действуют второстепенные персонажи то в черно-белом цвете, то во всех цветах радуги, и эти переходы воспринимаются уже как художественный просчет, конечно, не случайный, а как следствие воздействия идеологии современного российского кинематографа и СМИ. Здесь камень преткновения российского кинематографа последних десятилетий.

« - Мы не пытаемся вступить в диалог с Татьяной Лиозновой. Мы не пытаемся заменить собой в массовом сознании «17 мгновений весны». Мы делаем совершенно отдельное произведение, которое, в общем, кроме имени главного героя ничем с «17-ю мгновениями» не связано», – говорил режиссер картины.

Фильм «Исаев» оказывается без главного героя, и Дмитрию Страхову приходится играть самого себя, как и Михаилу Пореченкову. Лучше бы фильм не был связан с Исаевым, а через это имя - с «17 мгновениями весны», он только бы выиграл, ибо по стилистике он хорош, разумеется, без назойливой антисоветской подсветки.

Сергей Урусляк сознает, что «вступить в диалог с Татьяной Лиозновой», а через нее - с ее эпохой, ему не под силу, масштабы не те, а главное, идеология «17 мгновений весны» для него уже неприемлема. А другой, кроме антисоветчины, с которой белое движение, несмотря на помощь Запада, потерпело крах, нет. Историю Эстонии можно еще переписать, разумеется, только для внутреннего употребления, а Российского государства - нет. Это мировая история, и в ней, вопреки европоцентризму, доминировала Россия последние три столетия, что ныне осознается меньше, чем когда-либо. Россия во мгле.

Шестая серия не поправила дела. Махинации служащих Госхрана с бриллиантами, показанные во всех подробностях, и так понятны; пение шлюхи под гитару выпадает из фабулы «детективно-приключенческого» фильма, стрельба с бегами по крышам воспринимается как нечто показательное, мол, будет и стрельба и т.п.  Серия в 55 минут, четверть из них реклама, длится долго, это скорее мыльная опера. В последние минуты Исаев схвачен в посольстве Германии, наконец, начинается история о молодости Штирлица?

В рекламе проступает Федор Бондарчук и сообщает о катастрофической убыли населения, о чем еще в 90-е годы кричала оппозиция, -  у актера цифры занижены и указаны причины: алкоголизм и наркомания. Это не причины, а следствие того беспорядка и беспредела, что власти называют реформами, свободой и демократией, до сих играя в эти жестокие игры наравне с ворами в законе и олигархами.

«Не дай себя уничтожить!» Враг твой не болезни, а те, кто культивирует их ради обогащения любой ценой.


Постскриптум. Телесериал «Исаев». Часть II. Восемь серий с действием на Дальнем Востоке. Все весьма добротно, но фильм, протянутый на две недели, провисает, у него нет ни героя, ни идеи, кроме ретушевки истории. Римейк не удался. По сути, это провал. Также проваливаются все проекты правительства РФ. Вектор движения выбран неверно: назад, а думают: вперед. С головой, повернутой в прошлое, нельзя идти вперед по столбовой дороге истории, цивилизации и культуры. Это погружение в бездну, куда провалилось белое движение. В эти же вечера возобновилась реклама фильма «Остров». Россию превратили в крохотный остров, на котором врачует души монах-предатель. И показан по ТВ «АдмиралЪ», еще одна провальная картина. Создатели фильма и ТВ настаивают на том, что они победили. Но «за их случайною победой роится сумрак гробовой» (Александр Блок).




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены