Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 4 (12) Октябрь-Декабрь 2009 года.

Космическое поражение США. Рецензия на фильм "Аватар".

 Судя по комментариям в форумах, публика в массе в полном восторге от фильма. Все находят его очень красивым, прямо захватывающим, хотя  при этом нет-нет проскальзывают не очень лестные замечания о сюжете и т.п., то есть о смысле.

Да, фильм Джеймса Кэмерона, да, после «Титаника», вышедшего 12 лет назад, фильм давно ожидаемый и соответственно разрекламированный, с переоборудованием кинозалов для трехмерного показа. Задействована техника для желаемого эффекта. И цель вроде бы достигнута.

А теперь посмотрим, что пишут критики, кстати, с прояснением содержания фильма. Из рецензии Станислава Никулина на сайте Киномания:

«2154 год. Планета Пандора. Могущественная корпорация пытается договориться с аборигенами, гуманоидной расой На'Ви, живущей на месторождении ценнейшего и очень дорогого минерала. На Пандоре расположены войска из лучших наёмников Земли. В любой момент бывалый вояка, полковник Куоритч (Стивен Лэнг), может отдать приказ о наступлении. И очень хочет это сделать, но есть и другие пути. Ученые разрабатывают проект «Аватар», благодаря которому человеческий разум может контролировать тела 3-метровых навийцев. А это значит, что компромисс возможен. На Пандору пребывает бывший морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон), брат-близнец погибшего биолога, имевшего свой аватар в мире На'Ви. Он включен в группу исследователей, изучающих мир планеты. Воинственно-настроенные На'Ви принимают Джейка, и даже готовы обучить его своим обычаям, раскрыть некоторые секреты Пандоры. Погружаясь в новый мир удивительных традиций, мифологии и религии, Салли с каждым днём приближается к самому сложному выбору своей жизни: выполнить данное Куоритчу обещание или же встать на защиту планеты, ставшей для него вторым домом…

Задолго до премьеры было ясно, что режиссёр взялся за революционный визуальный эксперимент. После премьеры очевидно – эксперимент удался. Но спецэффекты всегда были и будут (в это очень хочется верить) всего лишь составной частью единого целого, имя которому – история, сюжет, повествование. С помощью графики сегодняшнего зрителя можно убедить в чём угодно: наступлении Апокалипсиса, атаке инопланетян, столкновении с гигантским метеоритом. Невозможно лишь одно: заставить сопереживать героям, верить их поступкам и словам. Джеймс Кэмерон всегда умел находить, а иногда буквально выуживать в казалось бы шаблонных сюжетах необходимые смыслы. Его фильмы всегда были чуть-чуть о другом, чуть-чуть умнее и глубже, чем это могло показаться на первый взгляд. Однако в случае с «Аватаром» ставка была сделана именно на показ, а не рассказ истории, представляющей из себя очередную версию вечного сюжета «свой среди чужих, чужой среди своих». Кэмерон отказался от поиска новых ходов и новых красок, а лишь усердно перенёс «Покахонтас» и «Танцы с волками» на почву Пандоры.

Серьёзный перерыв в карьере – всегда большая опасность, ловушка, угодить в которую можно в любой момент. Достаточно просто не снимать. За 12 прошедших после триумфа «Титаника» лет многое изменилось. Не стоит сомневаться, Кэмерон это прекрасно понимал. И тем не менее, снял ещё одну сказку для взрослых с набором завалящих банальностей о мире во всём мире и дружбе рас и народов. При всей фантастической красоте этой сказки сегодня – это скорее прыжок на месте, или громогласное сообщение о том, что Земля, оказывается, вертится. Для самого ожидаемого проекта последних лет этого, думается, слишком мало».

Как видим, критик при самом серьезном подходе, принимая правила игры режиссера, находит, по сути, новый фильм Кэмерона провальным. Только следует заметить, к космическому содержанию фильма мотив «свой среди чужих, чужой среди своих» не имеет никакого отношения, как и «набор завалящих банальностей о мире во всём мире и дружбе рас и народов», это из рефлексии русской интеллигенции, убийственной для современного российского кинематографа. Правда, нечто подобное проступает и у Джеймса Кэмерона, и его фильм можно принять за антиамериканский боевик, перенесенный с джунглей Южной Америки в Космос. Нелицеприятная критика скрашена впечатляющими, как находят, спецэффектами.

Жанр фильма затрудняются обозначить однозначно и приводят весь набор: Боевик, Приключения, Триллер, Фантастика.

А ведь это комедия. Или знаменитый режиссер снял пародию на американские боевики, приключения и фэнтези? По содержанию детская сказка об индейцах с другой планеты, до которых добрались американцы во всеоружии научно-технического прогресса. А по форме - опять-таки детская компьютерная игра с захватывающими спецэффектами.

Можно смотреть, хотя все предельно примитивно. Нельзя смотреть без улыбки. Аватар и навианка - вокруг летают Эроты в виде пушинок цветов. Джунгли, где устрашающие звери и птицы, попугав поначалу аватара, выступят на стороне аборигенов против всей американской мощи, каковую она демонстрировала недавно в Ираке, в Югославии, а ныне в Афганистане, не говоря о бесчисленных боевиках.

А если подумаешь: нам показывают землян в 2154 году на далекой чужой планете, когда, возможно, ни США, ни североамериканцев не будет на Земле, становится откровенно скучно. Земляне, если выживут, думаю, будут иными, чем нынешние американцы. Похоже, Голливуд заигрался, как и правительство США, распространяя свою идеологию господства на всю Землю и на весь Космос.

Фильм «Аватар» демонстрирует глубочайший кризис Голливуда и США. Кроме спецэффектов, необходимы мысли и чувства, высокие, трагические, поскольку человек обращается к звездам. А происходит то, что ныне творят американцы и НАТО в Афганистане.

Это прежде всего мировоззренческий кризис. Ими утрачено представление о Космосе. Музыка Космоса для них - это удаляющийся и приближающийся гул реактивных истребителей в небе. Планета Пандора - это Земля, на которой бесчинствует могущественная корпорация, имя которой США. Гордясь своей цивилизацией, американцы оказались дичее, чем нави, еще не вышедшие из джунглей. Это в Космосе, где военная мощь прежде всего самоуничтожение. Джеймс Кэмерон мог это легко показать, вместо штампованных боевых действий, с поражением американцев, как во Вьетнаме, с их возвращением на Землю, что столь же маловероятно, как и победа нави. Но это же сказка.

Только подобных сказок Космос не примет.




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены