C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Символ Русского Ренессанса. По поисковым фразам. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 1 (13) Январь-март 2010 года.

Символ Русского Ренессанса. По поисковым фразам.

 В какие-то дни я выписываю ряд поисковых фраз, привлекших мое внимание, приходят мысли, какие можно привести как ответ. От 4 февраля 2010 года:

Был ли Онегин гуманистом?

Борьба Востока и Запада в русской классической культуре.

Символ русского ренессанса.

Что если поставить вопрос так: «Был ли Дон Кихот гуманистом?» Это значит, с каким кругом идей он живет и действует как герой романа, как личность? Здесь ясно: с кругом идей и образов даже не рыцарства, а рыцарских романов. Он их обыгрывает, как на сцене, по дорогам Испании. Легендарные представления о рыцарях вторгаются в жизнь, с эффектом краха героя всякий раз, что однако им не осознается и читатель на его стороне. Побеждают благородство и человечность чудаковатого героя. Но гуманистом выступает Сервантес с его ренессансной идеологией и эстетикой, что в Испании проявляется как барокко.

Или: «Был ли Гамлет гуманистом?» Круг идей Гамлета, коими снабдил его Шекспир, героя из средневековой легенды, вне всякого сомнения сугубо ренессансный, да в эпоху заката. Гамлет мыслит и действует как герой и гуманист, как рупор идей Шекспира, который однажды, впав в рефлексию, решил высказаться прямо о надеждах и разочарованиях своего века.

Евгений Онегин у Пушкина вступает в жизнь, в свет, можно сказать, исключительно как светский человек, таково его воспитание и образование, образцовое в своем роде, когда ему нет нужды учиться в Лицее или университете с целью где-то служить затем, он свободен как дворянин от необходимости служить, если он не богат, достаточно оказаться наследником всех своих родных. С юности у него одна отрада - любовь, с тем он является в высшем свете...

Евгений Онегин у Пушкина, таким взлелеял поэт своего героя, идеальный светский человек, как идеальный придворный у Кастильоне. Ему и служить не надо. Его кредо: свобода, любовь, красота. Это кредо и Пушкина, которым он вполне довольствовался бы, не будь у него охоты марать бумагу. Герой у Пушкина не выступает как творческая личность и даже как меценат, хотя жизненно как идеальный светский человек осуществляет идеал гуманистов, того же Пушкина.

Но высшие устремления в жизни чреваты разочарованиями, что проявляется у Евгения Онегина как сплин, или русская хандра, во что впадает и Гамлет. Моральная рефлексия возникает всегда, со времен Сократа, на гребне высших устремлений человека и достижений в сфере мысли и искусства, то есть в ренессансные эпохи.

Евгений Онегин по воле автора романа проживает жизнь гуманиста, с переживанием любви, красоты и хандры, но не выступает как гуманист, он не способен что-то создать, впавши в рефлексию, но он мог оказаться среди декабристов, если бы не цензура, не позволившая во весь голос сказать поэту о своем герое, представителе уникального поколения 1812 и 1825 годов в истории России.

Приняв участие в выступлении декабристов, Онегин предстал бы в новом свете - как герой и гуманист. Но Пушкин нашел чисто художественный ход, чтобы политическое выступление героя заменить чисто поэтическим: это встреча Онегина в высшем свете со светской дамой, образцовой во всех отношениях, в которой он узнает барышню, некогда влюбленную в него.

Рефлексия и дуэль с юным поэтом разлучили их. Особенная красота светской дамы пробуждает Онегина. В обычном романе XIX столетия события развернулись бы иначе. Фабула «Евгения Онегина» уникальна.

«Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Ничего житейского, все здесь на высоте, на какой воспеты любовь у Данте и Петрарки. Так могла заявить Беатриче Данте, Лаура - Петрарке, подвигая их на сотворение нового мира любви и гуманизма.

Столь неожиданная концовка сюжета обнаруживает высочайшее  нравственное содержание романа «Евгений Онегин», с поэтическим и философским оформлением нового гуманизма. На эту тему надо бы высказаться отдельно и конкретно.

Борьба Востока и Запада в русской классической культуре.

Не совсем понятна постановка вопроса. Естественнее поставить вопрос так: «Борьба Востока и Запада в русской культуре», что можно рассматривать в исторической перспективе с древнейших времен, то есть прежде всего в этнической культуре русского народа с языческих времен, с принятием христианства, - где тут Восток и Запад - сложно рассудить.

Восток и Запад - это понятия Нового времени. Действительно, вполне правомерна постановка вопроса о борьбе Востока и Запада в русской классической культуре. Только здесь обычные подходы славянофилов и западников и их современных последователей ничего хорошего не принесли, ничего, кроме уничижения и клеветы.

И борьба шла не между Востоком и Западом в русской культуре, а, как ни удивительно это и непостижимо, борьба шла славянофилов и западников против русской классической культуры, сформировавшейся в последние три столетия в условиях Ренессанса в России.

Одних тянуло назад, в допетровскую Русь, с отрицанием всех нововведений, сегодня - в православную Русь, а других тянуло в лоно западной цивилизации, с критикой опять-таки нововведений как заимствований и т.п. При этом и те, и другие умудрились не заметить ренессансных явлений русской истории, с формированием национальной культуры, в высших достижениях классической, как в странах Запада и Востока.

Классическая культура - это прежде всего классическая лирика и проза, классическая архитектура и живопись, классический театр, драма и балет, классическая музыка... Все это в России зародилось и сформировалось, как было и на Западе и на Востоке, в эпоху Возрождения. А у нас пишут лишь о заимствованиях и отсталости, эпохи Ренессанса в России в упор не видят и не признают до сих пор. Вот где идет борьба с русской классической культурой. И дело довели до распада великого государства.

Классическая культура Востока или Запада со всеми специфическими особенностями и историческими сроками, со всеми элементами заимствований и взаимовлияний самоценна. Русская классическая культура в условиях Ренессанса в России развилась не на стыке Востока и Европы, как думают, а на основе античной культуры, как в Италии в эпоху Возрождения.

Это европейский Ренессанс, в котором Востока даже меньше, чем как было в Италии, в которой господствовала средневековая идеология с библейской мифологией. Русская классическая культура чисто светское, чисто европейское явление, с шагом вперед в нравственном развитии человечества (новый гуманизм).

Символ Русского Ренессанса.

Можно бы здесь поразмыслить, выявляя отдельные произведения искусства, имена  и знаки как символы и эмблемы эпохи Возрождения в России. Прекрасным и реальным символом Русского Ренессанса выступает, разумеется, Санкт-Петербург, самое полное воплощение ренессансных достижений, как в Италии Флоренция и Венеция.

См. «Золотой век Санкт-Петербурга».

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены