C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Поэт моей юности Андрей Вознесенский. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Феномен

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

№ 2 (14) Апрель-Июнь 2010 года.

Поэт моей юности Андрей Вознесенский.

 Вчера, 1 июня 2010 года, появились сообщения о смерти Андрея Вознесенского. 12 мая ему исполнилось 77 лет. Две семерки он наверняка как-нибудь обыгрывал в уме, хотя уже не мог работать. Из тяжелой болезни он не сумел выкарабкаться: после операции на сердце в Германии он на днях вернулся в Москву и скончался.

Одно утешение: умер он известным поэтом и не впал в нищету, как многие писатели и артисты в наше время. Невольно подумал о себе: не стану цепляться за жизнь и ложиться не только на операцию, да и денег у меня не будет на нее, даже в больницу. Если нет здоровья и сил для творчества, что ж еще маяться на этом свете?

Собравшись на дачу (в пути в электричке, поглядывая в окна, на березы и сосны, в течение часа, хорошо читается, порою и стихи слагаются, собственно обрывки...), я нашел две книжки Андрея Вознесенского, но непогода - дождь с сильным ветром - остановила меня, и я остался дома. Не знаю, может быть, в пути знакомые стихи и проза поэта произвели бы на меня впечатления прежних лет. Теперь же к известию о смерти прибавилось скорбное разочарование.

В студенческие годы я зачитывался первыми книжками стихов Андрея Вознесенского, но действовали они на меня не ритмами и метафорами, архисвежими и оригинальными, как находили критики, а волшебством лиризма отдельных стихотворений и строф. В дальнейшем залихватская игра в метафоры на грани эпатажа (вероятно, модернистские вызовы в поэзии, как в живописи и в прозе) всецело захватила поэта, с успехом на эстраде и в сфере шоу-бизнеса, что соответствовало, очевидно, его характеру.

       Гойя
Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
    слетая на поле нагое.
Я - Горе.
Я - голос
     войны, городов головни
         на снегу сорок первого года.
Я - голод.
Я - горло
     повешенной бабы, чье тело, как колокол,
         било над площадью голой...
Я - Гойя!
О грозди
     возмездья! Взвил залпом на Запад -
        я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды -
    как гвозди.
Я - Гойя.
1957

Поэтика была найдена в начале пути и лишь варьировалась до конца дней, точно поэт так и не вышел из юношеского возраста.

Между тем был открыт и другой путь, казалось бы, сугубо традиционный, но исполненный утонченного лиризма, что единственно обеспечивает стихам жизнь в вечности.

            Осень
Утиных крыльев переплеск.
И на тропинках заповедных
последних паутинок блеск,
последних спиц велосипедных.

И ты примеру их последуй,
стучись проститься в дом последний.
В том доме женщина живет
и мужа к ужину не ждет.

Она откинет мне щеколду,
к тужурке припадет щекою,
она, смеясь, протянет рот.
И вдруг, погаснув, все поймет -
поймет осенний зов полей,
полет семян, распад семей...

Озябшая и молодая,
она подумает о том,
что яблонька и та - с плодами,
буренушка и та - с телком.

Что бродит жизнь в дубовых дуплах,
в полях, в домах, в лесах продутых,
им - колоситься, токовать.
Ей - голосить и тосковать.

Как эти губы жарко шепчут:
«Зачем мне руки, груди, плечи?
К чему мне жить и печь топить
и на работу выходить?»

Ее я за плечи возьму -
я сам не знаю, что к чему...

А за окошком в юном инее
лежат поля из алюминия.
По ним - черны, по ним - седы,
до железнодорожной линии
протянутся мои следы.
1959

Последняя строфа - поворот снова к игре метафорами, а чудесная простота и лиричность стихотворения «Осень» отдают Есениным, то есть подлинным лирическим даром, что Андрей Вознесенский не стал культивировать, всецело увлекшись техническим словотворчеством, вступив на путь не Пастернака или Маяковского, а Игоря Северянина. Впрочем, именно здесь шумный успех был обеспечен, с игрою в поддавки с властью, когда критика и гонения оборачивались славой с долларовым обеспечением.

     Ночь.
Сколько звезд!
Как микробов
                         в воздухе...
1963

Это как диагноз болезни, которой носилась и гордилась интеллигенция,  с ее пирровой победой с распадом СССР.

Из сообщений в интернете.

Во вторник на 78-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался выдающийся российский поэт Андрей Вознесенский. 77 ему исполнилось совсем недавно - 12 мая. В последние годы у поэта были серьезные проблемы с сердцем. Последнюю операцию ему сделали несколько дней назад. Уже тогда его супруга сообщила, что «о возвращении к творческой деятельности речи пока идти не может».

В последние годы поэт тяжело болел. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 11 мая, накануне его дня рождения, Вознесенскому была проведена операция по устранению атеросклеротических повреждений артерий и предотвращению повторного инсульта.

«Мы только вернулись из Германии, - приводил тогда Kursor.co.il слова его жены. - Сейчас Андрей Андреевич восстанавливается после операции, и о возвращении к творческой деятельности речи пока идти не может».

Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Тяга к поэзии проявилась у него еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший юному, 14-летнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил». Впоследствии вице-президент Русского Пен-Центра Вознесенский приложит все усилия для того, чтобы создать в Переделкино музей Пастернака.

Несмотря на то что Андрей окончил Московский архитектурный институт (в 1957 году) и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958 году его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959) поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей, говорится в биографии Вознесенского на Peoples.ru.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта: «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» (1962). Вызвавший много споров цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий. По сочинениям Вознесенского поставлены также спектакль «Берегите ваши лица» в Театре на Таганке и рок-опера «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме, спектакли в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Перу Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Витражных дел мастер» (1976), «Избранная лирика» (1979), «На виртуальном ветру» (1998), а также «Дубовый лист виолончельный», «Казино «Россия», «Девочка с пирсингом», «Жуткий кризис Суперстар», «Страдивари страдания», «Видеомы», «Гадание по книге», «Аксиома Самоиска» и др. Готовится к выпуску пятитомник его сочинений.

                 *  *  *
Андрей Вознесенский будет похоронен в Переделкине, где жил последние годы, как сообщают. Вечером по ТВ уточнение: на Новодевичьем кладбище (рядом со своими родителями) в Москве 4 мая.


Эпоха 60-80-х годов XX века, подготовившая как бы 90-е в поисках свободы и демократии, фетишей-клише Запада, оказалась обманной весной, или обманутой, что завершилось ныне распадом великого государства. Кажется, Андрей Вознесенский, как и философ Александр Зиновьев, был одним из немногих интеллектуалов, осознавших крах диссиденства. Великое было предано ради вещей и изысков шоу-бизнеса, с разрушением страны и национальной культуры.

©  Петр Киле




Предыдущий выпуск | Архив | Наверх страницы


Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены