C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Русская история XVIII – ХХ веков как Ренессанс в осмыслении Петра Киле / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Русская история XVIII – ХХ веков как Ренессанс в осмыслении Петра Киле

http://www.philology.nsc.ru/departments/literaturoved/people/bologova.jpg

         М. А. Бологова
Работа выполнена в рамках интеграционного проекта СО РАН и УрО РАН
«Литература и история: сферы взаимодействия и типы повествования»

Петр Киле (р. 1936) – исходно нанайский и ленинградский писатель, чьи книги публиковались в 1970-х – 1980-х годах и привлекали внимание критиков и читателей. События 1991 года Петр Киле воспринял не только как крах государства и трагедию народа, но и как личный конец. Он неоднократно говорит, что это для него стало «смертью», и его жизнь последние двадцать лет – посмертное существование. В 1989 году закончились и книжные издания П. Киле, с единственным исключением в 2002 году – был издан сборник пьес о выдающихся людях русской истории и культуры .

Отказавшись от судьбы учителя в национальной школе и химика в Ленинграде, П. Киле получил профессиональное образование в области философской эстетики и занялся творчеством и самообразованием в области литературы и истории искусств в библиотеках, официально трудоустроившись почтальоном. Петру Киле свойственно острое неприятие западной цивилизации во всем, что может быть связано с понятием «капитализм» (а школа советской эстетической мысли приучила его увязывать процессы литературные с историческими), никакие явления в западной литературе после Шекспира не вызвали у него приятия или интереса после ознакомления. Но горячую приязнь и любовь у него вызывают русская литература, живопись, музыка, начиная с петровской эпохи.

Основная идея, сформировавшаяся у него в 1990-е, которую он начал активно распространять через интернет в 2000-е, – это идея русского Ренессанса, заключающаяся в том, что все, происходящее в России в прошедшие три века – это аналог европейского Ренессанса. Это определяет содержание неизданной книги авторских эссе «Ренессанс в России» и материалов на авторском сайте «Эпоха Возрождения» (http://www.renclassic.ru/).

Остановимся на ключевых для Петра Киле моментах подробнее. Величайшие деятели с точки зрения Киле – это Петр I, Ленин и Сталин. Киле убежден, что все «человеческие жертвы» этих лидеров абсолютно оправданы, поскольку вели к величию страны, прогрессу, развитию искусств. Если о двух последних он просто высказывается в публицистике и цитирует (перепечатывает на сайте) единомышленников, то о Петре I у него есть трагедия «Державный мастер» (1996–1997), где прозаические диалоги перемешиваются с пятистопным ямбом (четырехстопным в хоре муз / мойр / … / ведьм). С подачи рецензентов Киле сам отмечает, что его пьесы подчас «не сценичны», они для чтения. Так, в «Державном мастере» даны батальные сцены, где Меншиков по приказу царя должен уводить полки. Карл и Мазепа также являются героями произведения. П. Киле не столько не боится конкурировать с Пушкиным, сколько желал бы дополнительно напомнить современному читателю о «Полтаве», пусть через нарочитое умолчание .

Действие происходит и на ассамблее, и у полуострова Гангут, где сосредоточен флот, и во время спуска корабля, и на маскараде в Летнем саду. Время действия – 1708–1721 годы. Конечно, о многом повествует «хор». В разговоре денщиков излагается история детства Петра, его прихода к власти, они же комментируют во втором акте ход битвы. То же делают и офицеры, послы и пажи. Широкомасштабность действия подчеркивает не только стремление автора к жанру «мировой драмы», но величие личности главного героя. Жанр этого произведения (а также «Мусагета» – трагедии о Пушкине) Киле определяет так: «шекспировская форма с элементами древнегреческой трагедии» . Открытие Ренессанса дает оправдание своим творческим устремлениям: «И я, еще не завершив работу над трагедией «Державный мастер», начал набрасывать трагедию «Мусагет»… да еще в стихах. Ну-ка, придет ли это кому в голову? Главное, можно ли справиться? И мне бы никогда не пришло в голову, не говоря о героях, просто обратиться к драме в стихах в наше время, если бы не осознание ренессансных явлений русской жизни и культуры, с тем перспективы и масштабы творчества поднимаются на порядок выше, если не на два или три» .

Петр – ренессансная личность, преображающая край просвещеньем, его цель – «создать породу новую людей». Эти слова – лейтмотив всех текстов о Петре. Он «Предтеча века Просвещенья / Державный мастер Возрожденья» . Он сознательно после заимствований из со-временной культуры быта европейцев обращается к Древней Греции как истоку культуры. Петр Киле абсолютно убежден, что в России было прямое и непосредственное обращение к античности, как в Италии Возрождения, а не подражание литературе классицизма, которая также обрабатывала античные сюжеты. Поэтому важнейшее деяние Петра для русской культуры – покупка оригинальной статуи Венеры Таврической , ее ввоз в Петербург и установка в Летнем саду.

В пьесе подчеркивается, что она именно возрожденная после средневековых христианских бесчинств над «языческими идолами». В эссе «Русское барокко» эта мысль сформулирована непосредственно: «Мы близки не к Италии или Франции, а к Древней Греции, то есть впервые непосредственно припадаем к первоистокам европейской цивилизации и культуры, ибо пришла наша череда, как предвосхитил царь Петр Ренессанс в России» . Здесь есть личный аналог в автобиографическом моменте: нанайскому школьнику в конце 1940-х годов попала в руки книга Куна, и греческие мифы были восприняты Киле «непосредственно», стали ему ближе нанайских. Знание о выражении мифов в европейском искусстве пришло не раньше старших классов уже в Ленинграде.

В центре сюжета «Державного мастера» конфликт отца и сына. Алексей ленив и нелюбопытен, старообразен и нездоров, слабодушен и неискренен. Сначала в Москву, где он отсиживается, приходит весть о разгроме шведов Петром. Потом в Петербурге он всем недоволен, всего опасается. Единственное, что требует от него Петр – «заняться делом». Вместе с тем Алексей убежден в своем царском сане, данном богом, и ведет интриги, в том числе пребывая за границей. Петр прощает «блудного сына», но не прощает попытки возврата «веры и старины». Сюжет этот завершается еще в четвертом акте, а последний полностью посвящен началу античной культуры в России, воскрешению античных богов.

Лейтмотивом проходит сквозь пьесу история жены Петра Катерины, любовь супругов и их бережное отношение друг к другу. Екатерина сострадательна, пытается заступаться перед ним за тех, кто вызвал его гнев. При Алексее его любовница Ефросинья, которая под пытками покажет все, что знает о нем. Подлинные чувства – знак масштаба личности, ее духовного уровня. Любовная тема – важнейшая для характеристики Возрождения, которое началось с «Vita nоuve» Данте, маркируется любовью Данте к Беатриче, Петрарки к Лауре.

Важнейшую роль любовная тема играет в других пьесах: тайный брак Н. Львова, «архитектора, поэта, музыканта, рисовальщика и гравера, собирателя русских народных песен, переводчика, исследователя природных богатств России, почитателя Жан-Жака Руссо» , в «Осени императрицы»: «Ромео и Джульетта!», – повторяет Державин, и др.
Понятно, что при обращении к такому сплаву мотивов Киле не мог обойтись без трилогии Мережковского, но ее реминисцентное присутствие очень ненавязчиво, а интерпретации у Киле другие.

В эссе «Эпоха Петра Великого» в книге «Ренессанс в России» Петр Киле так комментирует стили в искусстве (архитектуре): «…Формально это барокко и классицизм, но возвышенные, величественные, празднично отрадные, в полном соответствии с умонастроением эпохи и именно в России. В Италии и во Франции эти художественные направления в архитектуре решали иные задачи» . Киле усиленно подчеркивает «праздничный» характер эпохи; преобразования уклада жизни выражали «стихийное дионисийство на Руси». Жизнерадостность и праздник – ключевые для него слова в понимании эпохи.
Киле доказывает на русском материале мысль, что Возрождение начинается вместе с расцветом городской культуры: «Эпоха Возрождения в России начинается с основания Санкт-Петербурга» . Развитие Возрождения в России по западному варианту было существенно заторможено Екатериной II с окончательным закрепощением крестьян, т.е. «феодализмом». Вместе с тем, светское искусство и материальная культура продолжали развиваться по образцу европейских дворов. «Это время, когда богатейшие помещики (они же сановники) и купцы наряду с императорским двором всячески поощряют, разумеется, в собственных интересах развитие ремесел и искусства, как было в Западной Европе в эпоху Возрождения» .

Возрождение же помогает ему решить национальную проблему. О Доменико Трезини: «Разумеется, также он никакой не итальянский и не швейцарский, а русский архитектор, итальянец по происхождению» . Подобный же перенос позже делается на писателей СССР и на себя самого соответственно: русский писатель, этнически нанаец.

В книге эссе Киле дает своеобразный вариант истории России, сближая аналогиями прошедшее с современностью. Так, первым русским художникам на обучении задерживали «пенсион», а судьба Никитина и вовсе сложилась печально из-за «пасквиля» на Феофана Прокоповича, который его бывшая супруга донесла «куда следует». В царствие Анны Иоановны «началось откровенное ограбление страны, с вывозом капитала за границу, с преследованием всех, кто ратовал за интересы России, с принижением всего русского, – знакомая нам картина, которая повторилась в более ужасающих масштабах на рубеже XX – XXI веков в России». Колкие замечания в адрес русских патриархов и прочих церковных деятелей очень созвучны сегодняшнему настроению общества и выглядят злободневными намеками.

Если Петр – инициатор Возрождения, то его «гений», «воплощение гения даже в большей степени, чем Пушкин» – это Ломоносов, которому посвящено отдельное эссе, особенного его роли в становлении и развитии русского языка .
Екатерининскую эпоху Киле более всего ценит за расцвет русского портрета и поэзию Державина. Она отражена в комедии «Осень императрицы» (2004), в книге – в эссе «Век Просвещения», «Русский портрет», «От русского барокко до романтизма».

Комедия соблюдает историческую верность жанру формально – Екатерина говорит прозой, как и положено в низком жанре, однако это ритмизованная проза. Текст перенасыщен культурными реминисценциями. Герои постоянно вспоминают образцы античности, на которые ориентируются. Императрица предстает как достаточно мудрая и благодушная правительница (княгиня Дашкова отлично справляется с ее поручением восстановить порядок в коррумпированной Академии наук), писательница. Она компетентна во внешней политике, спасает Державина как прекрасного поэта от суда, под который тот попал за свою честность, будучи назначен тамбовским губернатором. Державин читает свои стихи. Для него Екатерина – ренессансная личность: «Не на лесть меня тянет, я испытываю восторг от дел Екатерины, как и Петра Великого» . Ренессансные черты самого Державина в том, что он ставит «себя на одну ногу с царями и с Богом!» , по словам Львова. Пьеса более сценична, включает в себя балы-маскарады, которые для Киле один из атрибутов Возрождения в русском варианте. Отношения императрицы с сыном проецируются на «Гамлет» в их рефлексии. Третья ренессансная личность Потемкин – созидатель городов, «античной Тавриды», путешествие в Крым оценивается героями как «грандиозный спектакль», без отрицательных коннотаций; он же «один решает вопросы войны и мира в рамках всей Европы среди увеселений и сражений, играя всеми, как с колодой карт» , по словам Дашковой; он также читает наизусть Державина.

Эпоха Возрождения ассоциируется у нас прежде всего с величайшими творениями живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и мн. др. Так и П. Киле уделяет русской живописи ХIХ века больше внимания: отдельные эссе об О. Кипренском, К. Брюллове, А. Иванове, К. Росси (архитектура). Завершающее эссе книги, «Эстетика отрадного», также о художниках (В. Серов, М. Врубель) и меценате (Савва Мамонтов – русский Лоренцо Вели-колепный). Из русских поэтов же отдельное эссе посвящено только Пушкину. О нем же трагедия «Мусагет». Остальные в общих эссе: «Романтическая эпоха и классическая традиция» (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков), «Русская лирика» (М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет), «Классическая эпоха и новый гуманизм» (Н.А. Некрасов, другие герои – публицисты и художники-передвижники). Из прозаиков отдельное эссе отдано А.П. Чехову, а Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой – в эссе «Классическая русская проза».

Однако русская проза оказывается значима для формирования «нового гуманизма» (одноименной эссе), где «поэтика» для П. Киле напрямую связана с видением «нравственного миропорядка». Два эссе о музыке, одно о театре – Н. Островский для П. Киле сопоставим с Шекспиром, а само понятие также важно для русского Ренессанса: «Русская жизнь в ее развитии, начиная от празднеств и ассамблей Петра I, выработала определенные формы, каковые легко переходили на сцену, а театр в свою очередь оказывал решительное влияние на образ жизни и умонастроение эпохи. Прием театрализации жизни, характерный для эстетики Русского модерна… составляет самую суть эпохи» .

Ренессансную музыку для П. Киле воплощает М. Глинка, он же герой «веселой драмы» «Анна Керн». Эпохе модерна посвящено несколько пьес П. Киле: «Утро дней: трагедия» – о В. Серове (а также императоре Николае II и императрице, чьи образы скроены полностью на базе советской мифологии о них, они создают карикатурный фон), «Влюбленные маски» (о мирискусниках: Бенуа, Дягилеве, Баксте, Сомове), «Кабаре “Бродячая собака”: веселая драма» (об Ахматовой, Глебовой-Судейкиной, М. Кузмине и др., Н. Гумилев для П. Киле – отрицательный персонаж); «Соловьиный сад: комедия» (о любовном треугольнике Блока и Белого). Всем этим персонажам посвящены также отдельные эссе и новеллы в других сборниках – основой сюжета, как правило, служит любовная история на историческом фоне, с попыткой передать дух времени; о Лермонтове роман «Сказки Золотого века».

В данной статье мы оставим за скобками вопрос о масштабе творческой личности и качестве произведений Петра Киле, хотя его вхождение в литературу оценивается высоко, в своем современном статусе он «неизвестный писатель». История и культура России как Ренессанс – любимая идея по самоопределению русского писателя Петра Киле, этнически нанайца  (вопрос о национальной принадлежности и самоидентификации очень обострился для него за последние месяцы ), идея, которой он отдал десятилетия своей жизни. Он очень переживает из-за невостребованности этой идеи в современной культуре, отсутствии каких-либо откликов на нее, в критической мысли. На наш взгляд, данная идея должна рассматриваться отнюдь не в парадигме лже-исторических концепций, не в отношении к жанру альтернативной истории, и не в качестве рекомендаций академической науке. Она оформляет творчество самого писателя в некую целостность, выступает его знаком – русским писателям свойственно придерживаться неких идей – концепций реальности и формировать ими свою писательскую судьбу, жизнь, биографию.

Идея русского Ренессанса как философская метафора и интересная аналогия имеет практическую пользу, поскольку формирует в сознании читателя представления о ценности русской культуры и необходимости интереса к ней в эпоху, когда новые поколения знают только о «Рашке» либо о том контенте, что маркируется черно-желтыми полосами; имеет она и свои недостатки, в частности, поддерживая идеализацию СССР или вступая в полемику с учебными курсами истории русской литературы. В любом случае, как художественная концепция жизнетворчества писателя-просветителя в современном культурном контексте она заслуживает внимания.

Примечания
  Киле П. Утро дней. Сцены из истории Санкт-Петербурга. СПб., 2002.
  См. также: Киле П. Победа под Полтавой. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/Supplement/7

23/890/. Дата обращения – 4.09.2012. Имя Пушкина не упоминается ни разу, при всем преклонением Киле пред его гением.
  Киле П. Державный мастер, Мусагет, сонеты. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/Journal2/847/970/ Дата обращения – 4.09.2012.
  Там же.
  Киле П. Державный мастер: трагедия. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/36/683/684/?page=5. Дата обращения – 4.09.2012. Завершающие слова эпилога.
  Об этом есть и специальное эссе в подборке «Вопросы – ответы»: Киле П. А знаете ли вы, откуда взялась в Эрмитаже Венера Таврическая? Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/Supplement/881/882/ Дата об-ращения – 4.09.2012. См. также: Киле П. Венера Таврическая (Царь Петр и Екатерина). Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/Prose/667/675/ Дата обращения – 4.09.2012.
  Киле П. Русское барокко. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/72/. Дата обращения – 4.09.2012.
  Киле П. Русский портрет. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/75/. Дата обращения – 4.09.2012.
  Киле П. Эпоха Петра Великого. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/52/?page=1. Дата обращения – 4.09.2012.
  Киле П. Эпоха Петра Великого. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/52/?page=3. Дата об-ращения – 4.09.2012.
  Киле П. Век Просвещения. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/74. Дата обращения – 4.09.2012.
  Киле П. Эпоха Петра Великого. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/52/?page=3. Дата об-ращения – 4.09.2012.
  Киле П. Гений Возрождения. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/73/. Дата обращения – 4.09.2012.
  Киле П. Осень императрицы. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/36/54/676/?page=2. Дата обращения – 4.09.2012.
  Там же.
  Там же. http://www.renclassic.ru/Ru/36/54/676/?page=3. Дата обращения – 4.09.2012.
  Киле П. Новый гуманизм. Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/35/50/102/ Дата обращения – 4.09.2012.
  «Исторически сложилось в России так: русский этнически или полуэтнически, как Жуковский, Пушкин, Фет и т.д., – это русский по языку и культуре, каковыми оказываются, независимо от этнической принадлежности, и Гоголь, и Даль и т.д. Словом, в России все русские (или россияне) на государственно-культурном уровне, как в США все американцы, во Франции все французы, независимо от цвета кожи. Вот что власти РФ и СМИ должны проповедовать в интересах единства нации, прежде всего в детских садах и школах. <…> В современном мире в пределах этнической культуры нельзя оставаться, разве что превращая республики в гетто. Единство нации в культивировании общенациональной культуры, как она сложилась в последние три столетия в условиях Ренессанса в России», – таковы убеждения П. Киле (Киле П. Кто ты, русский или … ? Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/Journal2/846/1442/ Дата обращения – 4.09.2012).
  См.: Киле П. Город любви и печали (29.08.12). Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/Journal2/846/1445/ Дата обращения – 4.09.2012; Киле П. Кто ты, русский или … ? (23.08.12) Электронный ресурс: http://www.renclassic.ru/Ru/Journal2/846/1442/

 



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены