C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Яндекс Словари о РУССКОМ РЕНЕССАНСЕ / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Яндекс Словари о РУССКОМ РЕНЕССАНСЕ

   
Информация явно устаревшая. Придется привести всю статью, исторически интересную, но к явлению Ренессанса не только в России, но и в странах Европы не имеющую никакого отношения.

"РУ́ССКИЙ РЕНЕССА́НС" (см. Возрождение; Ренессанс; русское искусство) — условное название периода подъема русского национального искусства, по аналогии с эпохами Итальянского Возрождения, французского Ренессанса или Северного Возрождения в Нидерландах и Германии. Эпоха Возрождения в культурах разных народов характеризуется обращением к классическому наследию, критическим отношением к недавнему прошлому и настоящему, интенсивным развитием новых идей, творческих методов, появлением новых жанров и форм искусства.
В отношении истории русского искусства существует несколько концепций Ренессанса, или Возрождения. Согласно первой, Ренессансом на Руси следует считать "золотой" XV век, который открывается творчеством Андрея Рублева (ок. 1370—1430), иконописца и фрескиста (см. Андроников монастырь; Благовещенский собор Московского Кремля; древнерусское искусство; Троица Святая), писателя Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.), а заканчивается произведениями Дионисия (ок. 1430—1503; см. "Распятие" Дионисия; Ферапонтов монастырь).

"Золотой век" в истории русской культуры связан с ростом национального самосознания и укрепления государственности в связи с ослаблением монголо-татарского ига. В 1380 г. русские одержали победу на Куликовом поле, в 1480 г. после "стояния на Угре" татарское войско без боя возвращается в Орду. Московский Великий князь Иван III (1462—1505) заявляет об отказе подчиняться Орде и "собирает" русские земли вокруг Москвы.

После Флорентийской унии Западной и Восточной церквей (1439) возникла недолгая иллюзия объединения христианского мира. После падения Византии, захвата и разрушения Царьграда (Константинополя) турками в 1453 г. Москва стала преемницей первой христианской империи, "Третьим Римом" (см. древнерусское искусство), а Русь была объявлена "единственным православным царством".

Эта великодержавная идеология сочеталась с поисками путей к сближению с Западом. Князь Иван III в 1472 г. женился вторым браком на царевне Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, воспитывавшейся при папском дворе в Риме. Вместе с Софьей Палеолог в Москву прибыли итальянские ученые монахи, проповедники, географы, строители, художники. С прибытием в Москву из Болоньи по приглашению Ивана III в 1475 г. итальянского строителя Аристотеля Фьораванти, а вслед за ним — Марко Руффо из Венеции, Пьетро Антонио Солари из Милана и других начинается длительная история работы итальянских зодчих в России (см. Грановитая палата Московского Кремля; Московский Кремль; Успенский собор Московского Кремля; фряжский стиль).

Архангельский собор, построенный в Кремле миланским зодчим Алевизом Новым в 1505—1508 гг., несмотря на пятиглавие, выглядит как итальянское палаццо (см. т. 1, рис. 439, 440; т. 5, рис. 567—569). Исследователи как новшество подчеркивают ордерную разработку фасадов Архангельского собора и новых московских церквей, а также зальное пространство интерьера Успенского собора Кремля.

Известен факт работы в Московском Кремле не только итальянских зодчих, но и живописцев. Об этом свидетельствуют обнаруженные в 1882—1885 г. фрагменты ранних росписей галерей Благовещенского собора Кремля1. В Грановитой палате и Архангельском соборе зафиксированы работы итальянских скульпторов. В русских иконах XV в. возникают элементы панорамного мышления2. Специалисты отмечают в древнерусской иконописи XV—XVI вв. развитие элементов портретности в изображении персонажей, прежде всего причисленных к лику святых русских князей (см. Архангельский собор Московского Кремля; "Борис и Глеб"; портрет; "Стоглав").

Однако качества портретности не выходили за границы иконописного канона, поэтому могут рассматриваться лишь в качестве тенденции, но не появления жанра "портретной иконы". Период XVI—XVII вв. иногда называют временем "религиозного пробуждения" — распространения нравственно-дидактического течения в православной иконографии, обусловившего повествовательность композиций с многими подробностями, вплоть до бытовых деталей.

Согласно второй концепции, "русским ренессансом" считают XVII в., а эпоху Андрея Рублева (конец XIV — первую половину XV в.) — предвозрождением (сравн. проторенессанс). Иногда эпоху предвозрождения продлевают вплоть до конца XVI в. Это время характеризуется подъемом национального самосознания и обращением к формам искусства домонгольского периода как к "своей античности"3. В архитектуре и иконописи "своей античностью" для московской школы XV—XVI вв. является стиль владимиро-суздальской школы XII—XIII вв. В монументальных росписях — стиль росписей и мозаик Киева XI—XII вв., мастера которых непосредственно обращались к эллинистической традиции.

Так, после экспрессивного стиля Феофана Грека (см. Новгород Великий) появилось тяготение к уравновешенным и сдержанным приемам композиции, гармонизации на основе окружности, к пластичным очертаниям фигур и плавным наклонам голов. Феофановскую манеру письма дви́жками (короткими белыми штрихами) сменяют плавь и стремление к "образам, овеянным духом эллинского жизнелюбия"4.

"Рублевский стиль", мягкий, живописный, с преобладанием розоватых, голубых, золотистых и темно-зеленых красок, сравнивают с произведениями сербско-моравской школы и, называя "русским антиком", возводят к традициям Палеологовского Ренессанса в Византии XIII—XV вв. Соединение "своей античности", палеологовской классики и "общеевропейской предвозрожденческой эстетики... было совершенно органичным, поскольку выступало не в качестве влияний, а преломлялось через гуманистическое умонастроение художника"5.

Предренессансные тенденции характеризуют и появление в искусстве Москвы конца XV в. образцов скульптуры, близких западноевропейской традиции. К ним относят прежде всего произведение Василия Ермолина — скульптуру Георгия Победоносца (1464), отмеченную западноевропейскими чертами (см. т. 3, рис. 95), и рельеф Богоматери Одигитрии в Троице-Сергиевой лавре, который называли "Мадонной Ермолина" (не сохранился).

Идея "переклички" Запада и Востока на рубеже XV—XVI вв. нашла отражение в дальнейшем в философской и художественной литературе. В романе Д. С. Мережковского "Воскресшие боги" (второй части трилогии "Христос и Антихрист"; первые главы романа опубликованы в 1899 г.) описаны последние годы жизни Леонардо да Винчи, выдающегося художника Итальянского Возрождения, которые он провел во Франции, в замке Кло де Лу близ Амбуаза (1516—1519), по приглашению короля Франциска I (см. Фонтенбло стиль, школа). В 1517 г. к королю Франциску из Рима в Амбуаз прибыл русский посол (в Риме он вел переговоры о возможности объединения церквей). В свите русского посла находился иконописец Евтихий, ученик старца Прохора из Городца и Даниила Черного (они работали вместе с Андреем Рублевым во Владимире и в Москве). Евтихий, имевший возможность познакомиться с итальянским искусством в Венеции и Риме, оказался на перепутье и после долгих сомнений сделал вывод: "Без своего умышления, без разума, мастеру доброму быть нельзя!"6

Писатель придумал визит Леонардо да Винчи в мастерскую Евтихия и то, как Леонардо внимательно изучал древнерусские иконы и способ их письма. Евтихий писал "позлащенные крылья" Иоанна Предтечи, "внутри багряно-золотистые, как пламя, снаружи белые, как снег, широко распростертые в лазурном небе над желтою землей и черным океаном, подобные крыльям исполинского лебедя"7. Леонардо да Винчи в том же году заканчивал свою картину — изображение Иоанна Крестителя, "женоподобного и бескрылого" (см. т. 5, рис. 272), и русского иконописца "пленяла его чуждая прелесть".

В творчестве древнерусских и итальянских художников, в особенности венецианской школы (см. итало-критская школа), действительно существует много общего. Но есть и различия. Работы русских мастеров, несмотря на различные новации, в целом не обладают той степенью индивидуализации и персонализации творчества, которая была достигнута в эпоху Возрождения в Италии. В России также не возникло органичного соединения христианской идеологии с формами античного искусства, переосмысления классических способов формообразования и античной мифологии, какое могло происходить в то время только в свободных городах-республиках Италии (см. Итальянское Возрождение; контаминация; обмирщение искусства). Именно поэтому правильнее применять к древнерусскому искусству XV—XVI вв. определение не "ренессансный стиль", а "ренессансные тенденции", или, что еще точнее, "предренессансные тенденции".

Согласно третьей, наиболее общей концепции, Ренессанс на Руси вообще "не состоялся", поскольку предренессансные тенденции были насильственно прерваны губительной политикой Ивана IV Грозного (1533—1584) — отменой боярских привилегий (1555), введением опричнины (1565), жестоким подавлением свободы мышления и поведения. Провозглашение Москвы "Третьим Римом" также привело к духовной изоляции Руси от Европы. Следствием этих несчастливых обстоятельств стало резкое замедление темпов развития культуры. Согласно данной концепции, функции несостоявшегося русского ренессанса взяло на себя искусство "русского барокко" XVII в., имевшее не столько барочный, сколько просветительский характер.

1 Их исследование изложено в работах А. Грищенко, Г. Соколовой. Об этом см.: Вагнер Г. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. С. 218—219.
2  Вагнер Г. Указ. соч. С. 223.
3  Лихачев Д. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 116—148, 161—170. См. также: Лихачев Д. Развитие русской литературы X—XVII вв. Л., 1973. С. 119.
4  Демина Н. О связях Андрея Рублева и мастеров его круга с искусством и культурой Киевской и Владимиро-Суздальской Руси // Андрей Рублев и его эпоха. М.: Искусство, 1971. С. 138.
5  Вагнер Г. Указ. соч. С. 209.
6  Мережковский Д. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 274.
7 Там же. С. 316.

Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства, 2004-2009

Действительно, о «русском ренессансе» в отношении средних веков на Руси можно говорить лишь условно. Строго говоря, вообще не имеет смысла. Русь поднималась, средневековое искусство в XV веке достигло зенита своего развития, а явление Ренессанса всходило в Италии – с преодолением эстетики иконописи и готики, с возрождением классического стиля, с выдвижением Человека в центр мира, вместо Бога, с переходом от Средневековья к Новому Времени, это определяющие признаки Ренессанса.

При этом лишь Италия выступает как страна классического Ренессанса, а другие европейские страны лишь отчасти, с сохранением и дальнейшим развитием готики. С начала преобразований Петра Великого Россия выходит на мировую арену как вторая страна классического Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, с переходом от Средневековья в Новое время, с зарождением светского искусства, формированием национального литературного языка и литературы, как было в Италии в эпоху Возрождения и в других европейских странах.

Таким образом, РУССКИЙ РЕНЕССАНС не условное понятие, а историческое явление. Русская история и культура XVIII-XX веков – это эпоха Ренессанса в России, закат которой мы наблюдаем последние 20 лет, с новым обращением и т.п., как было и в странах Европы, когда особо бесчинствовала святая инквизиция, с началом религиозных войн.

См. «Ренессанс в России» (журнал «Нева» № 5, 2003 г.) и в Интернет-изданиях «Эпоха Ренессанса в России в двух книгах». К иллюстрации: это Богородица Михаила Врубеля - портрет русской женщины, как писали бесчисленных Мадонн художники эпохи Возрождения в Италии, в полном соответствии с эстетикой Ренессанса.

Для Яндекс Словаря требуется новая статья, примерно такого содержания. Кстати, это ответ тем, кто утверждает, что ренессанс на Руси "не состоялся". Не там искали. В средневековой Руси он и не мог состояться, а только в условиях, когда явилась она на мировой арене как Россия.

Была ли эпоха Возрождения в России?

Этот вопрос отнюдь не академический, тем более в Академии наук или в художественных и гуманитарных вузах РФ вряд ли на него ответят, не заглянув в интернет. Если уже заглянули, самые продвинутые студенты и профессора уже знают ответ.

При этом следует сразу заметить, речь не идет о «ренессансе» с маленькой буквы, то есть о ренессансе страхования, туризма, религий и т.п., об отелях и фирмах по выращиванию гладиолусов и изготовлению перил и оград с названиями «ренессанс». Возрождение частного предпринимательства, равно проституции и преступности, целительства и шарлатанства в колоссальных масштабах никак не назовешь Ренессансом, скорее его обратной стороной, проступившей на фоне закатных явлений.

И вообще, что такое Ренессанс? Не знаю, кто как, я еще со школьных лет имел какое-то представление об эпохе Возрождения в Италии, о величайшем расцвете искусств и мысли, и мне всегда казалось странно, что в отношении России ничего подобного не говорят, толкуют больше об ее отсталости и заимствованиях со времен Петра I - от европейских фасонов одежды до художественных направлений. Все взято оттуда, мол, и плохо приспособлено к условиям русской жизни.

Между тем именно через русский язык и русскую литературу, с изучением еще в школе истории Древнего мира, Древней Греции и Рима, стало быть, и греческой мифологии, я получил представление о том, что ни одна цивилизация не развивалась без заимствований. Греки очень много взяли из древнейших цивилизаций Востока и особенно Египта; мифология и культура греческих государств легли в основу Римской империи и европейской цивилизации и культуры, с эпохой Возрождения классической древности в Италии в XIV-XVI веков.

Эпоха Возрождения в России в эти же столетия не вызрела, а могла бы вызреть, если бы, по словам Петра I, не были воспрепятствованы нашими предками проникновению греческой премудрости в пределы Руси. Царь-реформатор знал, где первоистоки европейской цивилизации и культуры, поэтому в его начинаниях изначально присутствовал ренессансный импульс, и он сам выступил как универсальный мастер. Таким образом, на вопрос «Была ли эпоха Возрождения в России?», я могу дать всесторонний ответ.

Самое удивительное, была да еще какая! И не менее парадоксально то, что многие до сих пор о том ничего не ведают и не хотят верить, привыкли считать, что в преобразованиях Петра Великого ничего хорошего не было, кроме заимствований и т.п. Между тем программа преобразований царя-реформатора, насквозь просветительская, еще до просветителей, по основным направлениям и, главное, по результатам в течение XVIII-XIX столетий явилась эпохой Возрождения в той же мере, как в Италии XV-XVI веков.

Основные признаки такого явления, как Ренессанс, - это развитие городской культуры, с переходом от Средневековья к Новому времени, как во Флоренции в ее Золотой век и в других городах раздробленной Италии, с сформированием нового миросозерцания, в отличие от средневекового, в котором доминировал Бог, с выделением в центр мира Человека, с открытием природы и классической древности.

Гуманизм - это не только один из основных признаков Ренессанса, а самая сущность Ренессанса, его философская основа, вместе с открытием античной эстетики, с сформированием эстетики Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, одним словом, средневековой эстетики, что произошло лишь в Италии в чистом виде, с возрождением классического искусства. Поэтому Италия среди стран Западной Европы одна выступает как страна классического Ренессанса.

Второй страной классического Ренессанса явилась, - не падайте в обморок слабонервные, а тупоголовые могут сколько угодно фукать, профукав великое государство, - Россия. Петр I не окно прорубил в Европу, это всего лишь метафора, а открыл классическую древность, с устройством празднества в честь античной гостьи, с явлением в миросозерцании русских поэтов от Ломоносова до Пушкина богов Греции, с непосредственным соприкосновением с культурой Эллады, с зарождением новой русской литературы и с формированием национального литературного языка, как было и в Италии, с развитием архитектуры, живописи, музыки до высокой классики в Золотой век русской культуры.

Ренессанс в России - это не повторение западноевропейского, русская классическая литература выработала новый гуманизм, а носителем его выступила русская интеллигенция, с ее сочувствием народу, с идеей его просвещения и борьбы за его свободу. Ренессанс - это культурная революция, зачинателем которой выступил царь Петр, сам мастер на все руки, но меценатство царей и вельмож в условиях крепостной зависимости крестьян не вызывало ни у кого особого восторга, ренессансные явления в России не были узнаны и осмысленны в свое время, что сказалось трагически на судьбах первейших гениев.

Если бы в эпоху, какую мы называем пушкинской, было осознано, что это Золотой век русской поэзии и культуры, с утверждением классического стиля, как в Италии XV-XVI веков, то есть как Высокое Возрождение, то судьбы Пушкина и Лермонтова, Карла Брюллова и Ореста Кипренского, Михаила Глинки сложились бы иначе, стало быть, и России. Императору Николаю I не пришло бы в голову присвоить гениальному поэту придворный чин камер-юнкера, как в насмешку, что прекрасно понимал не только Пушкин, но и Геккерны видели его униженное положение при дворе. Трагическая судьба Пушкина повторится в судьбе Лермонтова.

И все же блистательное развитие русской классической литературы продолжается, с достижением мировых вершин в творчестве Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, Достоевского, Островского, Чехова. С завершением дворянского периода истории Российской империи на сцену выходят разночинная интеллигенция и купечество, и эпоха XIX-XX столетий, эпоха модерна, напоминает Флоренцию или Венецию времени заката эпохи Возрождения в Италии.

Есть книга «Ренессанс в России» (2002). В последние годы ее усиленно читают в интернете, и таких запросов: «Была ли эпоха Возрождения в России» приходит все меньше. Ренессанс в странах Западной Европы, даже в Италии, проходил в условиях жесточайшей феодально-церковной реакции, не говоря об инквизиции, что повлияло и на классический стиль, в основе которой присутствовали классицизм и барокко (результат воздействия библейской мифологии), с выделением последнего, впавшего в мистицизм, на закате эпохи Возрождения в Италии, но в Испании, в Англии барокко явилось эстетикой Ренессанса, особенно в развитии театра.

Поэтому нет ничего странного в том, что Ренессанс в России начинается с барокко, но без тени смятенья и мистицизма, а праздничное, поскольку ренессансные явления шли по восходящей линии, с переходом к классицизму, а затем к ренессансной классике Пушкина, Карла Росси, Кипренского, Карла Брюллова, Михаила Глинки в Золотой век Санкт-Петербурга.

Зарождение, развитие и величайшие достижения русского искусства не были осмыслены как ренессансные явления, в частности, из-за односторонностей западничества и  славянофильства, с их постоянным самоуничижением и юродством, что ныне доведено до разрушения Российского государства. Не пора ли опомниться?

Нет, не только не поняты ренессансные явления русской истории и искусства, умудрились отвернуться и всячески оклеветать Великую Октябрьскую социалистическую революцию, открывшую новую веху в истории человечества, и это тогда, когда социализм как социально-экономическая формация уже отчетливо проступает в развитых странах и становится путеводной звездой в странах третьего мира.

Выбор 90-х годов был неверен и преступен. Кто от великого отказывается, тот впадает в ничтожество, вот что ныне представляет РФ. Руины сверхдержавы, которая возрастала в своем могуществе в течение трех веков Русского Ренессанса и определяла ход мировой истории - с разгромом армии  шведского короля Карла XII, перед которым дрожала вся Европа, с разгромом наполеоновских войск, с распадом четырех монархий в итоге Первой мировой войны, благодаря революции в России, с разгромом фашизма во Второй мировой войне, - чьи же это достижения? Европы?

Нет, России, страны, пребывавшей в условиях всплеска Ренессанса, а социальная и культурная революции в СССР были лишь его звеньями, ибо Ренессанс и есть величайшая культурная революция, с установлением нового миросозерцания и с построением нового мира. Все это закончилось распадом СССР. А вы знаете, как закончилась эпоха Возрождения в странах Европы? Торжеством инквизиции, всеобщим обращением, религиозными войнами и революциями в Голландии и в Англии, - с новым пробуждением Европы в век Просвещения..

Эпохи расцвета, как было и в Афинах V-IV веков до н.э., к сожалению, сменяются упадком, утратой свободы и независимости. Но высшие достижения искусства и мысли остаются, составляя основу национальной культуры народов и стран. У нас есть неоцененное наследство, которое важно не только для нас, россиян, а для всего человечества. Нравственное убожество Запада воцарилось ныне и в РФ. Для нас это вопиющая нелепость. С осознанием этого Россия воспрянет от дурного сна либерализма и антисоветизма и обретет вновь себя. Если уже не поздно.


©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены