C:\Users\Henry\AppData\Local\Temp\F3TB8F9.tmp\ru_index1.tpl.php Любите ли вы театр? В залах музея имени А. Бахрушина. / Эпоха возрождения


Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Любите ли вы театр? В залах музея имени А. Бахрушина.

Фёдор Волков

Фёдор Волков

А. Бенуа. «Павильон Армиды»

А.Бенуа Павильон Армиды

Варвара Асенкова

Варвара Асенкова

 

«Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» - этот вопрос известен, главным образом, благодаря Татьяне Дорониной и кинофильму «Старшая сестра». Что характерно, монолог написан Виссарионом Григорьевичем Белинским, пожалуй, самым непопулярным «персонажем» нашей школьной программы, имя которого чаще всего связывают с малоинтересными для современного ученика аналитическими, критическими статьями. Хотя, разумеется, Белинский не заслужил подобного отношения. Но о нём – в другой раз. Сегодня на повестке дня вопрос: «Любите ли вы театр, как любил его …Алексей Бахрушин?» Знаменитый театрал-меценат, друг литераторов и актёров, он ещё до Революции передал созданный им музей в ведомство Академии наук. После 1917 года коммерсант Бахрушин не удрал, цепляясь за лживую надежду о хлебосольном Париже, а работал в театральном отделе Наркомпроса, общался с Лениным и Луначарским – образованнейшими людьми своего времени. Да и сегодня музей театральной истории, носящий имя Алексея Бахрушина, находится там же, где и сто лет назад…

Итак, поспешим в Замоскворечье, в эту купеческую «страну», где некогда цвели роскошные сады, а за высокими заборами томились пышные дочки в ожидании выгодных замужеств. Но Бахрушины – другие, они из образованных, из тех, которые давно оставили дедовский обычай спать после обеда, хранить золото в женином чулке и носить по праздникам синие плисовые кафтаны со смазными сапогами. Эти, новые купцы предпочитали неброский шик европейского платья, дружбу с поэтами, коллекционирование, чтение книг на иностранных языках. Интереснейший русский феномен – купец-меценат. Он спокойно мог бы потратить честно заработанные капиталы на рысаков да на кокоток, спустить всё с шиком за игорным столом, закупить всё самое диковинное на очередной Парижской выставке, чтобы все видели и – завидовали. Ан нет. Всему миру известен Павел Третьяков – создатель уникальной галереи. Именно русские негоцианты – Иван Морозов и Сергей Щукин, имея вкус ко всему свежему и современному, приобретали картины французских импрессионистов, благодаря чему Россия обладает едва ли не самой богатой коллекцией картин этого направления. Из купеческой среды вышли гении советского конструктивизма – братья Веснины. И вот, семья Бахрушиных – строители больниц и так называемых «домов бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц», библиофилы, театралы…

Впрочем, что же мы всё разговариваем? Давайте зайдём в музей… Что ж, дом выстроен с подлинным купеческим размахом. Однако ощущение странное, как будто попадаешь в старую английскую резиденцию века этак XVI-го. Тяжёлый тюдоровский стиль, запоздалая «островная» готика – стрельчатые проёмы, высокие пространства. Кажется, что сейчас нам навстречу выйдет затянутая в тугой корсет, сухая леди и начнёт показывать портреты славных предков. Откуда в широком русском Замоскворечье с его блинами-пирогами и малиновым вареньем такая иноземная лепота? Автор бахрушинского дома – архитектор Карл Гиппиус, друг семьи и большой поклонник модного в ту пору историзма, предпочитал изысканные образцы, взятые прямиком из альбомов по искусству. Тогда, на излёте «железного» XIX столетия, считалось хорошим тоном вспоминать красоты прошлого и создавать немыслимые интерьеры в нео-русском, в ложно-мавританском, или, как тут – в «новом готическом» стиле. Поднимаемся по торжественно-мрачной лестнице и – сворачиваем в кабинет хозяина. Типичная мебель эпохи Ар Нуво с её прихотливыми линиями, на стенах – портреты актёров и актрис в сценических нарядах. Имена многих нам известны до сих пор, других знают, увы, только историки и театроведы. Историческая память – штучка капризная, одних любит, иных – выбрасывает за ненадобностью.

Итак, пройдёмся по залам бахрушинского дома… Зал первый - XVIII и начало XIX века. Общеизвестно, что театр пришёл в Россию из Западной Европы, на волне петровской европеизации. (Хотя первые пробы в этом направлении относятся ещё к временам Алексея Михайловича, но сие было исключительно царской потехой, а не общественным явлением). Сестра Петра I – Наталья Алексеевна слыла большой любительницей театральных зрелищ, впрочем, как и его племянница – будущая императрица Анна Иоанновна. Мы привыкли видеть в ней тяжеловесную, пустоголовую барыню с низменными вкусами, однако, именно благодаря ей в России появился балет – по её указу была создана танцевальная школа под руководством Жана-Батиста Ланде. Помните знаменитое здание на улице Росси? Это именно оно! Итак, личный каприз Анны Иоанновны, по сути, положил начало русскому балету.

Благоволила она и заезжему композитору Франческо Арайя – итальянскому родоначальнику русской оперы. (Говорите, что русские опять всё заимствуют в Европах? Замечу, что и французская опера началась с Люлли – итальянца по происхождению). По прихоти другой императрицы – Елизаветы Петровны – Россия заполучила собственную театральную школу, выучку, манеру. Фёдор Волков, кстати, тоже из купеческой среды, был не просто гениальным актёром, но и педагогом, драматургом и поэтом, неплохо рисовал, слыл человеком энциклопедических знаний. Кроме того, Волков сам разрабатывал оформление большинства своих постановок. В те времена декорации поражали роскошью и пышным оформлением – мы можем видеть макет декораций к одному из таких действ – нагромождения в духе фантазий Пиранези, увитые гирляндами колонны, фигурки актёров, облачённых в тяжёлые наряды.

В XIX столетии изменились смыслы, предпочтения, вкусы и, как следствие – театральные действа. «Там Озеров невольны дани / Народных слез, рукоплесканий / С младой Семеновой делил». Сейчас все эти фамилии, включая Didelot, который, как известно, «надоел» Пушкину, требуют ссылок и примечаний. От их славы остались нам упоминания в мемуарах, несколько изображений да пара строк из «Евгения Онегина». А тогда во всех гостиных говорили о великом французе Тальма, который, как известно, учил у декламации самого Наполеона. Впрочем, нам он интересен не только этим - именно он, Тальма, ввёл в сценический обиход понятие исторического костюма – отныне он должен был строго соответствовать изображаемой эпохе. До этого античная Дидона могла появиться на сцене в тяжёлых фижмах – по версальской моде, а у «средневековой принцессы» вдруг оказывались туфельки, как у маркизы де Помпадур... Ещё Вольтер и Руссо возмущались по поводу «Цезаря в напудренном парике», но только Тальма (преодолевая, впрочем, косность обывателей) исправил ситуацию…

Идём дальше. Дюр, Сосницкий, Каратыгин – слава русского театра. И вот Варенька Асенкова – молодая водевильная актриса с трагической судьбой. Мы видим в музее её портрет – очаровательная, тоненькая субретка с завитой по моде головкой. Она была гением лёгкого жанра – изображала резвых цветочниц из французских пьесок, взбалмошных дочек, в том числе и гоголевскую Марью Антоновну и – главным образом – прославилась в ролях «с переодеваниями», то есть когда девица облачается в мужское платье. «Полковник старых времён» - вы знаете, о чём это? Скорее всего, нет. Да и зачем? Давно забытый сюжет, который уже в конце XIX столетия считался чем-то, вроде «бабушкина ридикюля» - смешной, несовременной вещью, о которой принято говорить с усмешкой. А вот в конце 1830-х – в начале 1840-х годов этот спектакль собирал неизменные аншлаги.

Варвару Асенкову, как говорят, обожал сам император Николай Павлович, с юности неравнодушный к театральным зрелищам. Пётр Каратыгин в своих мемуарах писал, что «…государь Николай Павлович, по окончании спектакля, удостоил ее милостивым своим вниманием и сказал ей, что такой удачный дебют ручается за будущие ее успехи на сцене». Далее воспоследовал высочайший дар – бриллиантовые серьги. Какая пища для сплетен! Однако никаких «отношений» у царя с актрисой не было, да и быть не могло – Николай всегда ограничивался восторгами и лёгким флиртом, не переходя границ дозволенного. Но… Находясь на пике славы, звезда подмостков умирает от чахотки в возрасте двадцати четырёх лет!.. Поэт-гражданин Николай Некрасов уже в середине 1850-х годов написал стихотворение «Памяти Асенковой»: «Театр гремел: и дилетант, / И скептик хладнокровный / Твое искусство, твой талант / Почтили данью ровной». В юности Некрасов был завсегдатаем «бенефисов мадемуазель Асенковой» и горячим её поклонником.

…Бенефис – очень важное слово для каждого артиста. Переходим в следующий зал и видим громадные афиши с именами и названиями. Помните пьесу Александра Островского «Таланты и поклонники», где актрисе Негиной приходится терзаться… из-за своего бенефиса? «Извините, князь! с бенефисом всё хлопочу, такая мука...» В чём же дело? Недотрога Негина отказывает во взаимности тороватым купцам, знатным аристократам и прочим искателям лёгких отношений с красивой комедианткой. А раз нет любовника-покровителя из высших сфер, то и бенефис летит ко всем чертям – все первые ряды и богатые ложи останутся пустыми. Да и костюмов для бенефиса у Негиной нет – актриса бедна, хотя и очень талантлива. Напомню, что бенефис – это спектакль, устраиваемый в пользу одного из ведущих актёров, то есть весь сбор от представления шёл одному - единственному исполнителю.

Неслучайно артисты (и особенно – артистки!) коварно интриговали, дабы заполучить право на бенефис. В ход шло всё – от личных связей с директором до подмётных писем и прочих доносов на соперника. Об этом с удовольствием писала тогдашняя жёлтая пресса, красочно расписывая козни изобретательных лицедеев. Но и заслужив «звёздную» возможность, артист мог попасть в сложную ситуацию – для бенефиса надобны исключительно новые, при том шикарные костюмы, которые – минуточку! - шились за свой счёт. Именно поэтому «опытная» актриса Смельская возмущается наивности юной Негиной: в таких нарядах никак нельзя выходить на сцену в бенефисе… Но тут на помощь приходит благодушный и симпатичный негоциант Великатов. Что было дальше? Много забавного. А мы идём дальше и видим сценические костюмы, веера и перчатки, принадлежащие знаменитым дивам старого русского театра.

Кстати, раз уж мы заговорили о нарядах и веерах, было бы нелишне вспомнить, что именно актрисы были главными законодательницами мод в тогдашнем обществе. Они чаще других женщин одевались по моде, но при этом - со вкусом. Платья актрис негласно считались той самой «золотой серединой», которую столь трудно найти в таком сложном вопросе, как стиль. Светские дамы – те были чрезмерно сдержанны, старались одеться скромно, и, разумеется, дорого. Купеческие жёны не знали меры в украшательстве и вызывали улыбку. Вспомните Липочку из пьесы Островского. Расфранченные, пышные куртизанки (их тогда называли «камелиями») поражали своим бесстыдством и, по словам Ивана Панаева, любили «…преувеличивать моду». То есть, к примеру, носили декольте на два-три пальца шире, чем было предписано журналом парижских мод. Оставались актрисы – женщины, вынужденные даже в повседневной жизни находиться под пристальными взглядами толпы и, как всегда, под «прицелами» вездесущей прессы. Именно поэтому великая Мария Ермолова шила туалеты у самой популярной портнихи обеих столиц – у Надежды Ламановой. Актрисам подражали, у них перенимали манеру носить шляпки и кружева.

В музее Бахрушина хранится несколько фотографий с изображением Анны Павловой – культовой фигуры XX века, «новой Терпсихоры», которой рукоплескал весь мир. Помимо того, что она до сих пор считается одной из самых великих балерин в истории человечества, Павлова слыла легендарной модницей и эталонной красавицей Серебряного века. Именно тогда, на рубеже столетий, красивым стало считаться стройное, тонкое, лишённое округлостей, тело. Шикарная женщина эпохи – загадочная брюнетка, смесь Клеопатры и Саломеи. «Дыша духами и туманами…», она хранит печаль и тайну. Упитанность – антипод возвышенности, чтоб вы знали. Анна Павлова поражала всех своей изысканной худобой и горящими глазами. Напомню, что мода на худых балерин – не такая уж давняя история. Посмотрите на старших современниц Павловой – на Матильду Кшесинскую или на Марию Петипа. Но это уже была уходящая натура – грядущая эпоха требовала иных линий, иной динамики и особых пропорций.

Вместе с тем, Серебряный век – это время пышных декораций, как будто художники решили в последний раз ошеломить зрителей своей буйной фантазией, смешивая краски традиционного русского балагана с барочными роскошествами в духе Луи XIV. Посмотрите на эскизы мастеров из объединения «Мир искусства». Вот, к примеру, «Павильон Армиды» Александра Бенуа - настоящий гимн уходящим столетиям и былой пышности… Наступающий XX век – время условных декораций и упрощённых форм.

…В бахрушинском доме мы можем видеть экспозицию, посвящённую только XVIII, XIX и началу XX веков. (Если вы ходите узнать, что было дальше – в эпоху революционного конструктивизма, добро пожаловать в музей-квартиру Всеволода Мейерхольда). Что же касается других залов, то они заняты под тематические выставки. Также в музее имени Бахрушина регулярно проводятся вечера встреч с деятелями искусств, концерты и даже спектакли. Спешите видеть!

*** 

Адрес: 115054, Москва, ул. Бахрушина, 31/12 (м. «Павелецкая»).
Телефон: (495) 953-44-70.
Часы работы экспозиции для посетителей:
Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 12.00 — 19.00
Часы работы кассы: 12.00 — 18.30
Четверг: 13.00 — 21.00
Часы работы кассы по четвергам: 13.00 — 20.30

Источник



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены