Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Тайные знаки.


                         I
 По каналу ТВ3 с некоторых пор весьма интенсивно, с постоянными повторами, показывают, можно сказать, документально-художественный сериал о мистических явлениях как мест, так и жизни, а также в жизни известных людей. Экспертами выступают шаманы, маги, экстрасенсы, астрологи, историки и т.п. Вообще к мистике я отношусь скептически, кроме сферы, в которой она смыкается с поэзией.

Ряд передач в историческом плане не могли не вызвать у меня интереса, и тут я заметил, что фильмы сделаны, хотя и простыми приемами, хорошо, предельно лаконично и без явных идеологических пристрастий, чем грешит до невероятия историческая документалистика. Мистика подается средствами кинематографа скорее в сугубо поэтическом плане, как она проступает в произведениях искусства, что большая новость.

Ни пересказом, ни критикой я не собираюсь заниматься, хотя не воздержусь от отдельных замечаний. Просто мне как зрителю интересны те или иные события или судьбы, независимо от тайных знаков и мистики, сферы, где все предположительно и очень часто спорно, что касается объяснений духовидцев. Вообще проблема пророчеств составляет загадку. Что такое ясновидение? Где и как проступают будущие события?

Быть может, это всего лишь фантазии мага, своего рода сны, как и всякое творчество, особенно чисто поэтическое, что вдруг находит подтверждение в жизни, - из сотен и тысяч видений одно проступает как реальное событие, и оно-то становится известно как пророчество?

Во всяком деле человек обретает навыки, достигает мастерства, как в живописи, во всех видах искусства и ремесла, и во всякого рода мошенничестве, может быть, не столь преднамеренном, как у воров, у шулеров, но карты, к примеру, служат средством и честной игры, и обмана, и для предсказаний, как и созвездия, и планеты, как и внутренности животного и т.д. и т.п. Но из миллионов и миллионов предсказаний известны лишь десятки и сотни из тех, какие сбылись в точности или словно бы сбылись, - здесь многое зависит от интерпретации, чем занимаются новые поколения магов, шулеров, авгуров.

Итак, можно ли предсказать события? С известной долей вероятности безусловно «Да». Но мистика ли это? Возможность какого-либо события, предчувствие желанного или нежеланного события, что постоянно проступает в жизни каждого человека и что можно воспринимать мистически или чисто психологически, даже житейски, - есть ли здесь ясновидение, пусть не на уровне профессионалов? Вероятно, да. Возможно, нет.

Император Павел I, считается, был мистиком и даже ясновидящим. Страх за свою жизнь у него был, по известным причинам, с детства, станешь тут мистиком; предчувствие заговора и покушения у него усилилось до крайности с воцарением, что тоже в высшей степени естественно в его положении, с его характером, с его мистицизмом. Он принял, казалось бы, самые решительные меры со строительством дворца-крепости, но не удалил из своего окружения тех, от кого он мог ждать заговора и покушения.

Фантазия, которая укоренилась в его голове с детских лет, обретает реальность в его глазах, но он ничего не предпринимает. Почему? Хотя и мистик, он не верил до конца своей фантазии, своему предчувствию, как и бывает в жизни, пока к нему не вошли заговорщики. Свершилось! Фантазии Павла I и лиц, причастных к его судьбе, сбылись с поразительной точностью. А если бы не сбылись? Выстроилась бы иная линия и цепь предостережений и событий, может статься, без мистических совпадений, ну, как у императора Петра III.

Также дело обстоит, вероятно, и с пророческим письмом Павла I о судьбе династии Романовых. Еще вопрос, было ли оно написано им? Русский император в роли Нострадамуса? Царь в предчувствии своего скорого конца пророчествует о гибели династии. Психологическая подоплека отдает тонким расчетом министра внутренних дел, у которого оказались два варианта письма. Династии Романовых править 300 лет и 3 года. Это кажется уж слишком выисканным случайно. Авось - не дай Бог! А вышло 300 лет и 4 года. Значит, пророчество сбылось не совсем точно, да и все содержание письма - оба варианта - носилось в воздухе на рубеже XIX-XX  веков. Или это умонастроение ожидания катастроф провидел Павел I за сто лет вперед, пребывая сам в таком состоянии? Психологически это вполне объяснимо - без мистики ясновидения.

Следует заметить, явления необъяснимые, известные примеры «прямого знания», инсайт, - еще не мистика; мистика - это умонастроение, мироощущение, мировосприятие особой тональности и избирательности, связанные, как правило, с ритуалом и обрядом, духовная, религиозная, потусторонняя и т.п. сфера, которая реальнее  действительности для посвященных или просто соответственно настроенных. Мистика связана с эротикой, преодоление которой может принести просветление, что происходило, вероятно, со святыми, но может быть густо настоена на эротике, вплоть до ее грубых проявлений, что демонстрировал иногда Распутин.

Болезнь и смерть Александра III странным образом повлекли поспешные действия у трона и гроба - срочный вызов в Россию принцессы Алисы, встреченной весьма прохладно в царской семье, когда она приезжала на смотрины; тотчас перемена веры при ее набожности и подготовка свадьбы одновременно с похоронами и т.п. Положим, болезнь настигла царя внезапно, но цесаревич Николай был уже давно готов к женитьбе по возрасту, а также - об этом ныне много и трогательно пишут - был влюблен в Алису, как она в него, а ему приходилось коротать время с балериной, да его не готовили к управлению государством, - и вдруг все изменилось.

Уже не было времени искать более подходящую невесту для наследника престола, да и последнего, более достойного, искать поздно. У умираюшего царя уже нет воли противодействовать интригам у трона. Все козыри у великого князя Сергея Александровича и у ее жены Елизаветы Федоровны, сестры Алисы, которые и свели ее с Николаем. Все это самые обычные интриги при всех дворах. Цесаревич Николай и принцесса Алиса влюбились? Это тоже естественно, тем более при простоте наследника русского престола и при честолюбивых помыслах принцессы Гесенской, поначалу, может быть, всего лишь в невольном соперничестве с сестрой.

Есть косвенные сведения, будто бы Николаю, если он так хочет жениться по любви, предлагали не претендовать на престол. Но он был упрям: хотел жениться по любви и взойти на трон по праву. Александр III не успел распорядиться по своему усмотрению судьбой сына и умер, уповая на Бога. Проблема заключалась в тайном знаке, которым была отмечена семья принцессы Гесенской и она сама: дочери рождались здоровые, сыновья - с гемофилией. Здесь тайны не было, хотя и ясности, как сегодня, не было, когда Александра Федоровна рожала все дочерей, - природа не любит ошибок, - а ей нужно было родить сына, наследника престола.

Природу обмануть удалось с помощью молитв и обращений к мощам Серафима Саровского, но мистическая экзальтация не преодолела врожденной гемофилии. Тем не менее у Александры Федоровны появился козырь: ее сын наследник престола, - а то, что он болен, это ничего не значит, она будет регентшей или сама править Российской империей. Хотя принцесса Алиса воспитывалась при английском дворе, она слышать не хотела о конституционной монархии. Как она уверовала в мощи Серафима Саровского, уверовала она и в Распутина. Мистика сгустилась в царской семье до абсурда.

Но не мистика правит миром, она лишь предугадывает несчастия, в какие погружаются мистически настроенные персонажи, теряя связь с действительностью, и гибнушие неминуемо, что, впрочем, произошло бы и без мистического тумана и предсказаний, вопреки всем молитвам и оберегам. Кровавую судьбу бывшей царской семьи прежде всего вызвал Колчак, чиня кровавые расправы по всей Сибири, - приближение его армии к Екатеринбургу и предопределило конец династии, обычный финал дворцовых переворотов всех времен и народов и революций.

                        II
Фильм об обереге Петра I, к сожалению, в его исторической линии полон неточностей и недомолвок. Свести судьбу царя-реформатора, соответственно судьбу России, к заговоренной иконе и утрате ее - это отдает мистикой монахов, которая не могла никак повлиять на ход великих преобразований, но прямо повлияла на судьбу несчастного царевича Алексея.

Утверждать, что последний сын царя Алексея Михайловича никак не мог претендовать на трон, нельзя. Поскольку в царской семье рождались дочери здоровыми, а сыновья хворыми, после смерти жены Алексей Михайлович женился на молодой Нарышкиной, здоровой и, кстати, образованной - с целью родить здорового сына-наследника, что и случилось. Младший сын, здоровый и смышленый, рос как прямой наследник. Это было для всех ясно.

Петру было четыре года, когда скончался Алексей Михайлович. Был объявлен царем Федор, совершенно больной, и «процарствовал» шесть лет. Когда он скончался, всем здравым людям у трона и народу, который собрался на площади в Кремле у красного крыльца, было ясно, что царем должен стать не хворый Иоанн, а младший его брат. Патриарх Иоаким поддержал народ. Так Петр десяти лет был объявлен царем, но Милославские, более опытные в дворцовых интригах, с помощью стрельцов, оттеснили Нарышкиных и возвели на трон больного, подслеповатого Иоанна наравне с Петром, а Россией стала править Софья. Была резня на глазах юного Петра у красного крыльца, вот откуда у него тик, искажавший изредка его прекрасное смолоду лицо гримасами.

Софья правила от имени двух своих братьев царей, ясное дело, видя угрозу ее власти в Петре, - с сирым Иоанном она могла делать, что хотела. Отсюда стрелецкие бунты, первоначально спровоцированные Софьей, а затем приверженцами старины. Юного царя пытались отравить и даже убить. Он чудом спасся. Оберег - икона с изображением апостола Петра - подарок матери - спасал юного царя, можно верить. Но, подавив стрелецкий бунт, уже непосредственно против него, заключив Софью в монастырь, Петр взял свою судьбу и судьбу России в свои руки.

Он уже хорошо представлял ход истории, как в Древней Греции зародились ремесла, искусства и науки, и как они вновь расцвели в странах Западной Европы, вплоть до Польши, но нераденьем наших предков были воспрепятствованы их распространению в России, и целью своего царствования он и поставил выправить это положение, а не просто «открыть окно в Европу», как и поныне повторяют метафору поэта.

Великое посольство - это школа, как Петр и Северную войну, которая длилась 21 год, называл школой. Говорят, выехав за границу, Петр прежде всего обучился магии и даже стал масоном, но это в ряду всех его школ, вплоть до посещения анатомического театра впоследствии в Париже, он овладел почти всеми основными ремеслами, став универсальным мастером, какого и среди титанов эпохи Возрождения в Италии не сыскать. Он всем интересовался - и эмбрионами-уродцами, не говоря об искусствах, об устройстве государств, продумав или увидев, как провидцы, в яви грандиозную программу преобразований, что и начал осуществлять в условиях войны со шведами.

А стрельцы все бунтуют. Говорят о невероятной жестокости царя. Говорят, Петр потерял свой оберег, и в его душу проник дьявол, вот он рубил топором головы стрельцам и бороды боярам. В церковь не ходил... Это не так, царь Петр всегда соблюдал религиозные обряды, по правдникам сам пел вместе с певчими, но церковь как бы отделил от государства, поскольку она чинила препятствия преобразованиям. В празднествах, в карнавальных шествиях он мог посмеяться и над церковными обрядами - вполне в духе эпохи Возрождения в странах Европы.

Говорят, с утратой оберега царь Петр переменился, с вселением в его душу дьявола, который и толкал его к великим преобразованиям; затем, к концу жизни, икона, разбитая надвое, нашлась, но не спасла его и не спасла его душу. Вот здесь мистика, как и религиозная мистика, претендующая на истину.

Создатель Града святого Петра на земле прощен им. Так думал Ломоносов; он видел царя и царицу, взирающих с небес с весельем в очах на свершения их дочери императрицы Елизаветы Петровны. Иначе после его смерти город на Неве ушел бы в воду, покинут и т.п., как пророчествовали всякого рода провидцы. Апостол Петр охранял город и всячески содействовал его расцвету, как и расцвету Российского государства. Этого не могут отрицать прежде всего верующие и мистики, поскольку их ожидания и предсказания не сбылись. Скажут: еще сбудутся? Все на Земле имеет конец.

Судьба Петра I связана не с оберегом, заговоренной иконой, пусть в нее верила Наталья Кирилловна, а с переломной эпохой в истории России, воплощением которой он выступил с исчерпывающей полнотой гениальной личности, ныне ясно, он явился зачинателем и высшим представителем Русского Ренессанса. 

            III
С публикацией первых двух подглавок стали поступать запросы о камее Гонзага и диадеме Елены, ясно, в связи с фильмами по ТВ3 - о мистике драгоценных камней, перстней и чудесных произведений искусства, густо окрашенных кровью... Вот тут явно смешаны необъяснимая, чудесная прелесть и красота драгоценных камней, созданий искусства, - здесь мистика смыкается с поэзией, - и мистика кровавых деяний и страстей, - смешение их нарушает иерархию ценностей, происходит подмена, и то, что воспринимается как талисман, оберег, превращается в источник зла, которое может творить лишь сам человек.

В фильме о череде преступлений, связанных якобы с камеей Гонзага, мы имеем дело, можно сказать, с черной мистикой,  это такой род или жанр мистики, что всячески обыгрывается во множестве фильмов и сериалов Голливуда и что не обладает ни в малейшей степени исторической или поэтической достоверностью. В том же ряду и фильм «Код да Винчи». Но если это такой жанр, примем фильм как игровой, не художественно-документальный, как некоторые другие из проекта «Тайные знаки».

О диадеме Елены - тоже много мистики, по жанру, согласимся, превосходно рассказана история Шлимана, но что говорят искусствоведы о диадеме, об ее свойствах на солнце фокусировать лучи, мы не знаем. Авторы словно избегают контакта с сотрудниками Эрмитажа или Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Но можно усомниться в том, что золотая диадема, если и вправду созданная в Древнем Египте с воспламеняющими, как масса увеличительных стекол, свойствами, действительно принадлежала Елене.

Во-первых, Парис был одним из младших сыновей Приама, а было у него сыновей известно сколько, он привез в Трою чужую жену, значит, вряд ли в его распоряжение была предоставлена сокровищница Приама; во-вторых, диадему, опасную для женщины, вряд ли отдали Елене, разве что с целью погубить ее; в-третьих, у Гомера я не нашел описания диадемы Елены, а если бы она явилась перед старцами, которые сверху наблюдали за ходом поединка за стенами Трои, в ней, сверкающей и притягивающей лучи солнца, она бы опалила себя или корабли греков. У Гомера мы находим лишь восхищение красотой Елены старцами. А затем позорное бегство с поля боя Париса, который должен был пасть в единоборстве с Менелаем, но вмешалась Афродита.

Мне не совсем ясно, почему историки якобы сомневались в существовании Трои. Можно счесть «Илиаду» за вымысел, но греки всегда знали, где находилась Троя; Александр Македонский, переправившись через Дарданелы, - а маршрут его известен, - прежде всего посетил развалины Трои и могилу Ахиллеса, там он устроил еще спортивные соревнования. Место для археологических раскопок определить было нетрудно. Шлиману попутствовала удача. А далее, как и с камеей Гонзага, следуют превратности человеческих судеб, о чем нам поведали, наводя мистику с большей или меньшей достоверностью, что делать, таков жанр. Интерес возбужден, но лучше бы без постоянных повторов, приуроченных к рекламной паузе и в рамках рекламы, что вызывает лишь досаду.

Диадема, якобы принадлежавшая Елене, разумеется, копия, не производит украшения из золота, а скорее из золоченного серебра, который отдает чернотой. Копия камеи Гонзага и вовсе плоха, кажется почти плоской и ущербной. А если взглянуть на камею в Эрмитаже или даже на фото, она столь удивительна, лица Арсинои и Птоломея II исполнены тишины, серьезности и целеустремленности, при этом замечаешь, что они как живые ощущают близость друг друга, - лица белые, как слегка окрашенный мрамор, у женщины и платье, и прическа белые, у царя - прическа темно-коричневого цвета наподобие шлема, - ничего прекраснее не могли сотворить природа и человек-мастер.

Превратности человеческих судеб от Изабеллы Гонзага, королевы Христины до Наполеона и Александра I лишь свидетельствуют о тщете притязаний властителей, что выявляет непреходящая красота созданий искусства, с которой они пытаются идентифицировать себя, увы, тщетно. Здесь всякая мистика - лишь самообман тщеславия, что и несет гибель. А чудесная камея с изображением влюбленных, - что если Эвридики и Орфея, она вся в белом, Орфей посетил ее в Аиде, - идея для античного художника куда более высокая и насущная, чем парный портрет царя и царицы, пусть тут есть изюминка, брата и сестры?!, - не могла сеять вокруг себя смерть, скорее служила талисманом, оберегом, источником высоких озарений и любви. Но прекрасное - трудно, недаром говорили древние. А жить на высоте прекрасного - еще трудней.

                           IV

Проект «Тайные знаки», который мог быть интересен как документально-художественный сериал об удивительных явлениях, все чаще обнаруживает явные просчеты и прорехи. Причины очевидны: вместо историко-художественного исследования, с обращением не только к магам, шаманам, колдунам, но и к ученым, авторы фильмов доверились всецело мистике, поскольку, видите ли, в СССР ее отрицали, а верили лишь науке.

Но мистике всецело люди никогда не верили, с первобытных времен, кроме веры в чудеса и в богов, люди верили своим глазам и впечатлениям от природы, постигая ее законы. Если наука затрудняется объяснить какие-то таинственные явления, это вовсе не значит, что тут сфера только магов и экстрасенсов. Предсказания всегда звучали, но даже те, кого они непосредственно касались, не до конца им верили, а продолжали стремиться к достижению своих целей. А смерть так или иначе настигает всех и каждого.

Доверившись всецело мистике, с отрицанием науки, авторы фильмов вольно обходятся и с историей, с общеизвестными фактами, трактуя их исключительно с точки зрения магов, колдунов, экстрасенсов, да и историки, и психологи выступают в роли мистиков, с отрицанием не только науки, но и советского периода истории Российского государства, что, впрочем, относится и к эпохе Петра Великого. В одном фильме судьбу царя-реформатора свели к иконе-оберегу, в другом к тому, что якобы Катерина приворожила его... Будь она колдуньей, царицей она еще стала бы, но под чарами супруги вряд ли царь Петр свершил свои грандиозные преобразования. Здесь великое подменяют малым, напуская мистику.

Был фильм о Ленине... Кроме мистики в жизни Ленина, обнаружили нечто, что элементарно не согласуется с опасностями революционной борьбы, некий панический страх смерти... Это смехотворно, как многое, что ныне навешивают на уникальную личность. Если бы вашего старшего брата, студента, приговорили к смерти и повесили, вы бы, будучи даже не из робкого десятка, поостереглись бы, верно, вступить на такой опасный путь, а стали бы адвокатом и, обладая гениальным умом, сделали бы успешную карьеру, составили состояние, что было бы вполне естественно. Тем более - если вы боитесь смерти панически и даже мистически настроены. Разве смерть старшего брата на виселице - не тайный знак?

 Авторы фильма не замечают противоречия и повторяют назойливо о том, как страшно боялся смерти Ленин. Это скорее из жанра «ЖЗЛ. Юморески». То же самое можно сказать о фильме, в котором фигурирует некий актер, который то и дело закуривает, - это же чуть смешная карикатура на Сталина. Выясняется, «недалекий» грузин совершил головокружительную карьеру, благодаря силе всяких магов, о чем, впрочем, ничего неизвестно, кроме предположений, а то, что известно о взаимоотношениях Сталина и мага Мессинга, говорит лишь о том, как относятся к предсказаниям все нормальные люди. Здесь действительно есть тайна.

Самое забавное, экспертом в фильме на этот раз выступает некая дамочка по профессии «ведьма». Персонаж из игровых фильмов Голливуда в российских СМИ обрел статус эксперта. От жанра документально-художественного фильма ничего не остается, кроме во все века сомнительной мистики. Если есть склонность к мистике, почему ею не заниматься? Но это все-таки личное дело каждого человека. Совсем иное, когда мистификации подвергается история страны, история, к тому же в последние десятилетия, всячески оклеветанная, с подачи трубадуров холодной войны, ныне - в связи с войной в Южной Осетии, развязанной Грузией, - вновь обрушивающих на Россию тот же набор лжи, как на СССР. В подобных случаях мистика превращается в мракобесие.




Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены