Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

"Мадонна" Пушкина: кто она?

 Промелькнул в блогосфере пост с сонетом Пушкина «Мадонна», приведенным под картиной с изображением Богоматери неизвестного мне художника, и можно подумать, что стихотворение посвящено именно ей. Но так ли?

Мне всегда казалось, что сонет Пушкина непосредственно связан с «Сикстинской мадонной» Рафаэля и, более того, с Натальей Николаевной Гончаровой. Стихотворение написано в пору в высшей степени драматического сватовства поэта и замечательно тем, что раскрывает нам воочию эстетику Пушкина и именно как эстетику Ренессанса.

30 июля 1830 года Пушкин писал невесте: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей».
О какой картине речь, я не знаю.  Да это и неважно.

Но когда Пушкин писал сонет, несомненно он думал о «Сикстинской мадонне» Рафаэля, о которой знал понаслышке и видел, наверное, воспроизведения. Русские путешественники непременно заглядывали в Дрезденскую галерею и подолгу простаивали у знаменитой картины Рафаэля, как позже, в 1847 году, Белинский, который там вспомнил о Пушкине: «...Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».

 Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна.

                Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Нет никакого сомнения, что Пушкин перед собою видел именно «Сикстинскую мадонну», да и излюбленный тип женской красоты и прелести Рафаэля совпадал с обликом Натальи Николаевны. И, как художники Ренессанса видели в Мадонне портрет молодой женщины своего времени, Пушкин, вместо желанной картины, находит свою невесту, «чистейшей прелести чистейший образец». Миф предстает в искусстве как сиюминутная жизнь в вечности.

©  Петр Киле



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены