Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

"Что общего между эпохой Возрождения и Просвещения?"

 Такой запрос заинтересовал меня. Между эпохой Возрождения и Просвещения, разумеется, в странах Европы несомненно существует преемственность. Если Ренессанс - это культурная революция, то век Просвещения - ее продолжение, с социальной революцией в итоге.

Такого же рода процессы прослеживаются в истории России в ее исторические сроки, в чем у нас славянофилы и западники и их современные последователи меньше всего разобрались, воображая какие-то особые истины в православии, в отличие от католицизма и других религий, а ныне - в «свободе, демократии и рынке», доведя до распада великое государство при первых кризисных явлениях, когда капитализм прошел через сотни и до сих пор с ними не покончил, но верно ведет к глобальной катастрофе земную цивилизацию.

Общее между эпохой Возрождения и Просвещения прежде всего - это гуманизм, с обращением в области знания к классической древности, с просветительскими целями, к природе и к античному искусству, с выдвижением в центр мира, вместо Бога, Человека. Гуманизм эпохи Возрождения в большей мере носит философский и эстетический характер, что напрямую отразилось в расцвете искусств.

Феодально-церковная реакция, обостренная Реформацией, впервые широко не в Средние века, а в эпоху Возрождения задействовала карательные меры Инквизиции, с сожжением «ведьм» на кострах и заодно Джордано Бруно. Страхи и ожесточение выплеснулись в религиозные распри и войны, коими была охвачена Европа в XVII-XVIII веках, как и чумой. Более мрачного времени в истории Европы, возможно, не было и в Средние века.

Между тем искусства, вызванные к жизни эпохой Возрождения, процветали, обращаясь как к классической древности, так и к ренессансной классике, с выделением то барокко, то классицизма как целых художественных направлений.

Барокко и классицизм в синтезе в эпоху Возрождения представляли эстетику Ренессанса: первое связано в известной степени с христианской мифологией и религией, второй - с классической традицией, что присутствовало в миросозерцании художников в различных вариациях. Ренессанс в Италии завершается выделением барокко, исполненном смятеньем и мистицизмом.

Барокко в Испании, в Англии продолжает играть роль эстетики Ренессанса и прежде всего в развитии театра; классицизм во Франции в век Мольера - это несомненно тоже эстетика Ренессанса. Это были последние всплески Ренессанса в XVII веке в Европе, охваченной религиозными войнами и чумой, с торжеством феодально-церковной реакции повсеместно и особенно во Франции в условиях пышного и разорительного царствования короля Людовика XIV.

Смерть короля-Солнца парижане восприняли как праздник. Умонастроение общества обрело вектор развития, с взятием Бастилии к концу XVIII века. Разорение крестьянства, бесправие третьего сословия, духовный диктат церкви и абсолютизм порождают в интеллектуальной элите общества порывы к свободе и прежде всего к духовной свободе, что обрело удивительную форму: создание Энциклопедии плеядой свободных умов, с изданием отдельными томами, с громадным успехом по всей Европе, несмотря на жесточайшую цензуру и запреты в самой Франции.

Энциклопедия Дидро и Д`Аламбера не была академическим изданием, содержание ее и форма определялись философской эссеистикой ведущих ее авторов, от Дидро, Монтескье, Гельвеция до Вольтера и Руссо, то есть философов и писателей, ставших властителями дум. Кредо просветителей - гуманизм, только не сугубо философский или эстетический, как в эпоху Возрождения, а социально-политический. Словом, элитарный гуманизм мыслителей и гениальных художников, сошедший с небес классического искусства на землю, в общественную жизнь прежде всего третьего сословия.

В статье «Человек» Ле Руа пишет: «Человек, которым занимаемся мы, - это та сущность, которая мыслит, желает и действует. Поэтому мы исследуем здесь только одно: какие побудительные мотивы приводят его в движение, какие основания определяют его к действию...»

В статье «Энциклопедия» Дидро добавляет: «В особенности нельзя терять из виду одно соображение: если устранить человека, существо мыслящее и созерцающее, с лица земли, то патетическое и возвышенное зрелище природы немедленно станет печальным и безмолным.

Вселенная замолчит, и воцарятся молчание и ночь. Все превратится в чудовищную пустыню, где явления природы - явления, никем не наблюдаемые, - будут возникать и исчезать непонятными и немыми. Только присутствие человека делает существование вещей интересным, и что можно предложить лучшего, занимаясь историей этих вещей, чем подходить к ним, основываясь на этой идее. Почему же не придать человеку то место в нашем труде, которое он занимает во Вселенной? Почему же не сделать его общим центром?»

Из статьи «Философ» Дидро становится ясно, что в его представлении философ - синоним гуманиста. Прежде всего, у него: «Наш философ не считает себя ссыльным в этом мире, он не думает также, что здесь он в некотором враждебном окружении. Как умный эконом, он хочет наслаждаться благами, дарованными ему природой; он хочет найти удовольствие в общении с другими, и для этого он сам должен готовить им удовольствия...
Но наш философ умеет находить должную меру между замкнутостью и общительностью, и потому он полон человечности. Он... понимает, что он человек, и хотя бы в силу этого должен принимать близко к сердцу счастье и несчастье своих близких.
Чувство справедливости столь же принадлежит к привычным состояниям философа, как просвещенность - его разуму. Чем больше разума вы находите у человека, тем больше справедливости вы видите у него. И напротив, там, где господствует фанатизм и суеверие, там владычествуют страсти и обман».

Гуманизм просветителей и составляет сущность эпохи Просвещения. Или, можно сказать, просвещение лежит в основе великих эпох в истории человечества. Так было и в Элладе. И в Китае, и в мусульманских странах в средние века, и в эпоху Возрождения в странах Западной Европы или в Японии. И в России с началом преобразований Петра Великого, который выступил как просветитель задолго до просветителей, возбудив ренессансные явления в истории и культуре Российского государства на три столетия вперед.

Гуманизм просветителей был настоен на антиклерикализме, вплоть до материализма и атеизма. То, что русская революция утвердила атеизм, это и есть новый гуманизм, выработанный великой русской классической литературой. С распадом СССР, это по сути контрреволюционный переворот, в РФ торжествует, если явления называть своими именами, с опытом эпохи Возрождения и Просвещения, буржуазно-церковная реакция, как феодально-церковная во Франции XVIII века и в России XIX - начала XX века, вплоть до отлучения от церкви Льва Толстого, с великими революциями в итоге.

Буржуазно-церковная реакция, каковой упиваются, впрочем, только в российских СМИ, поскольку речь отнюдь не о боженьке (это для народа), а о Золотом тельце, как было всегда и всюду, как прояснилось вполне еще в эпоху Просвещения, приведет лишь к дальнейшему разъединению народов РФ и к ее распаду, если Россия не воспрянет ото сна, от обмана и лжи.



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:

Интересные проекты загородных домов от разных архитекторов.


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены