Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Новости Города мира, природа. Дневник писателя. Проза Лирика Поэмы Собрание сочинений Приложения. Галерея МОДЕРН_КЛАССИКА контакты
В истории человечества не было веков без вспышек ренессансных явлений.
Опыты по эстетике ренессансных эпох,
а также
мыслителей, поэтов
и художников.
Ход мировой
истории под знаком Русского
Ренессанса.
Драмы и киносценарии о ренессансных
эпохах и личностях.
Стихи о любви
Все о любви. Стихи и эссе. Классика и современность.

 

 

Чем замечательна "Девушка, освещенная солнцем"?

 Годом раньше, в 1887 году, в Абрамцеве молодой художник (22 лет) Валентин Серов написал портрет младшей дочери Саввы Ивановича Мамонтова и подарил его ее матери Елизавете Григорьевне. Это «Девочка с персиками», совершенно неожиданная по свету, живописи и юности модели для русской живописи.

В семье Мамонтовых Серов с детства рос как родной. Была еще одна семья, в которой он был в самом деле родным, семья Симоновичей, его родной тети по матери. В 1888 году Серов в Домотканове, усадьбе своего друга Дервиза, который женился на одной из сестер Симоновичей, решает уже прямо заявить о новой эстетике, в отличие от передвижников, и пишет портрет Марии Яковлевны Симонович.

Это и есть «Девушка, освещенная солнцем», известная нам с детства по репродукциям и календарям настолько, что у меня даже язык не повернулся сказать «знаменитая». А ведь на самом деле знаменитая, а по качеству живописи и модели, можно сказать, не менее, чем «Джоконда» Леонардо да Винчи. Только эпохи Возрождения в России.

Многим по ту пору картина, в которой не увидели ничего, кроме подражания приемам импрессионистов, не понравилась, но Павел Михайлович Третьяков приобрел работу молодого художника еще до открытия выставки и не ошибся. С годами все более становилось ясно, что это одна из жемчужин Третьяковской галереи, русской и мировой живописи.

Если «Девочка с персиками», в полном соответствии с возрастом и характером модели, - это остановленный миг весны, то «Девушка, освещенная солнцем» - это женская красота, лето, природа в сиянии света, переданные в вечность. В живописи русского художника не импрессионизм, игра с пятнами света, а скорее его преодоление, возвращение к исходному, можно сказать, к опыту Эдуарда Мане и к эстетике Ренессанса, но уже в России, с мироощущением, которое выразилось, в частности, у персонажей Чехова с их порывами к свету: «Здравствуй, новая жизнь!»

Пятна света, как в природе, сливаются, цвета и ствола дерева, и волос девушки, ее кофты и юбки, и лужайки, и листьев в глубине  предельно насыщены и отдают совершенно особенным благородством, отличительным свойством картин старых мастеров.

Мария Яковлевна училась скульптуре и отдавала отчет в работе художника. Она вспоминала: «Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он - удачным писанием, а я - важностью своего назначения». Случай уникальный. «Он все писал, а я все сидела. Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования... Да, я просидела три месяца...»

Сеансы с утра и после обеда, вне обычных увеселений в деревне... «В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение. Я знала, что он выполнил ту задачу, которую себе назначил, больше сказать ничего не мог, и я со спокойной совестью сбежала, именно сбежала, в Петербург, под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица». И долгое уединение в парке сказалось: проступала влюбленность, которая могла все испортить. В глазах девушки можно заметить усталость, как от минувшей любви.

Мария Яковлевна уехала в Париж учиться скульптуре и там вышла замуж за политического эмигранта врача Львова. Когда она однажды приехала в Россию, Серов написал с нее еще один портрет, тоже по-своему замечательный. Львовы так и остались во Франции. В 1936 году у знакомых в деревне они встретили инженера 52 лет, который, играя в шахматы со Львовым, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет тому назад видел в Москве, чей это?»

«Тут я проходила (из письма Марии Яковлевны, которой исполнилось 73 года), и принуждена была остановиться, и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь?»

Но он сказал: «Глаза те же».
Оказывается, этот портрет был его первая любовь, он остался не женатым, и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил по портрету... В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещенную солнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковской галерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должно быть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43 года.

Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза...» Несомненно глаза Марии Яковлевны лучше, чем репродукция и даже портрет, сохранили сияние и весь трепет жизни, вспыхивающей вновь при воспоминании. Любовь сотворила это произведение искусства, и оно творит саму жизнь в вечности. При этом картина кажется предельно простой. Это простота высокой классики.
 



Назад в раздел | Наверх страницы


09.11.16 К выборам президента в США »

04.11.16 История болезни »

01.11.16 Банкротство криминальной контрреволюции в РФ »

19.10.16 Когда проснется Россия? »

10.10.16 Об интервенции и гражданской войне »

09.10.16 О романе Захара Прилепина "Обитель". »

07.10.16 Завершение сказки наших дней "Кукольный тандем". »

03.10.16 Провал сирийской политики США »

18.08.16 «Гуманитарная война» Америки против всего мира »

05.08.16 Правда о чудесах »

Архив новостей

Наши спонсоры:


   Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © "Эпоха Возрождения" "2007, Петр Киле, kileh@mail.ru  
Все права защищены